воскресенье, 9 октября 2016 г.

Соловей-разбойник

Производство: Россия
Год: 2012
Режиссер: Егор Баранов
В ролях: Иван Охлобыстин, Евгений Стычкин, Оксана Фандера, Игорь Жижикин, Сергей Бадюк, Александр Стриженов, Павел Прилучный, Мария Голубкина, Михаил Горевой, Вадим Демчог, Петр Винс, Дмитрий Шевченко
Моя оценка: 7 из 10


Фильм «Соловей-разбойник» нельзя анализировать как серьезное произведение на серьезную тему. Мне всегда немного смешно читать обсуждения, где люди спорят, хороший ли снял Охлобыстин боевик, что в нем реально, а что не могло быть, насколько ярко в нем выражена «русская идея» и т.д. Дело в том, что «Соловей-разбойник» – это такой же боевик, как и комедия, как и философская драма. Все эти жанровые определения имеют весьма отдаленное отношение к творению Охлобыстина и Баранова. Как и к любому постмодернистскому произведению.

В фильме безраздельно царствует стеб – бесконечный стеб над всем: и над западными стрелялками, и над сюжетом «богатый уходит в народ», и над ментовскими сагами, и над русским фольклором. Пародийное переложение Тарантино-Родригеса, ироничные аллюзии к «Крестному отцу», Джеймсу Бонду и «Любить по-русски», декаданс и достоевщина и чисто охлобыстинская «сумасшедшинка» – вот такая адская веселая смесь.
Сюжет здесь имеет малую ценность. Главный герой – нечто среднее между Робин Гудом и Ильей Муромцем. Его соратники – офисный шизик Дебет, народный типаж – мужик с кувалдой и прекрасная дама – оперная дива Изабелла Юрьевна. Авторы хулиганят от души, включая в фильм мультяшные комиксы, душевное пение Соловья на Дне колхозника, параллельно смонтированное с погромом казино, романтическую беседу на фоне ограбленной горящей машины, философские размышления вперемешку с потоками крови и прочие кинематографические оксюмороны. Смысл вытекает из формы, форма определяет содержание.
Постоянным лейтмотивом идет «русская линия», хотя и подана она со всей возможной ироничностью. Русский богатырь с кувалдой, которого можно перекупить, дав на 10 долларов больше, набожная убийца Изабелла Юрьевна, простые русские колхозники как оппозиция всякой швали вроде продажных ментов, бизнесменов и олигархов, наконец, русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Современные Стеньки Разины и Емельки Пугачевы в финале, как былинные богатыри, выходят рубиться против «рати несметной».
Впрочем, сочувствие и сопереживание здесь никому не требуется, ни Соловью-разбойнику, ни его банде. Никого здесь не жаль. В конце все и всё горит в огне – и кажется, что так и нужно. Жги, Господь, жги.
Останкино сгорело быстро,
А утонуть бы не смогло,
Горели замки, что на Истре,
Горели медленно, назло.
И Храм Спасителя, и бани,
Хачи сгорели, москвичи…
А дома ждали россияне,
Когда остынут кирпичи.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий