вторник, 17 ноября 2015 г.

20 лучших фильмов Людмилы Гурченко


Людмила Марковна Гурченко... Кто-то восхищается ею до обожествления, копирует ее стиль и манеру поведения, кто-то презирает за ее увлечение пластическими операциями, изменившими ее до неузнаваемости, и считает сумасшедшей. Но бесспорный факт, что равнодушным она не оставляла никого. Всегда яркая, неповторимая, всегда со своим мнением, не зависящим ни от какой конъюнктуры и «линии партии». Она боролась с серостью, с бездарями, со своей невостребованностью, с самим безжалостным временем в конце концов. Вспомним лучшие и самые любимые роли Людмилы Марковны.

1. «Карнавальная ночь» (1956) – Лена Крылова


Первая главная роль Людмилы Гурченко и ее первый оглушительный успех. Поначалу утверждать Люсю не хотели: на пробах молодой оператор снял ее так неудачно, что Эльдар Рязанов тут же поставил на актрисе крест. К счастью, на фильм взяли оператора-профессионала, и после следующих проб Гурченко утвердили. И это была настоящая удача, потому что после премьеры все зрители моментально влюбились в хрупкую озорную девушку с осиной талией и прелестными ямочками на щечках, которая к тому же прекрасно пела. И до сих пор ни один Новый год не обходится без ее очаровательной улыбки и песенки про пять минут. (Рецензия на фильм) 

2. «Старые стены» (1973) – Анна Смирнова


К сожалению, первый успех принес актрисе не только радость, но и горе. Режиссеры наотрез отказывались в ней видеть серьезную актрису. «Пять минут, пять минут» и «девушка с гитарой» – всё. В шестидесятые годы у Гурченко так и не случилось серьезных удач, были в основном эпизоды, роли второго плана. Несколько раз ее приглашали в серьезные ленты, но в них блистали другие актеры, а она была лишь маленькой краской в общей палитре. И вот в 1973 году терпение и талант актрисы были вознаграждены. В картине В. Трегубовича Людмила Гурченко сыграла главную роль директора текстильной фабрики. В фильме нет какого-то особенного занимательного сюжета: есть будничные проблемы директора фабрики, план, разборки с работниками, есть и поздняя, такая неожиданная любовь. Но образ Анны получился очень цельным, органичным, не схематичным, а живым. Людмила Гурченко доказала свое право играть серьезные многоплановые роли.

3. «Соломенная шляпка» (1974) – Клара Бокардон


Песенно-музыкальный жанр всё же так и не отпустил актрису, и вспоминая ее роли 70-х гг., скажем: к счастью, не отпустил. Одна из таких ярких жемчужин – Клара, добродетельная хозяйка шляпного салона. У актрисы всего две сцены в фильме, но ее дуэт с Андреем Мироновым получился просто фееричным и стал одним из самых запоминающихся моментов картины.

4. «Небесные ласточки» (1976) – Корина


Успех дуэта Гурченко – Миронов был закреплен и в фильме «Небесные ласточки». Здесь Людмила Марковна создала образ примадонны Корины. Да, капризна, даже стервозна, но она может себе это позволить – она красива, ее добиваются ухажёры, она талантлива, она – звезда. Гурченко демонстрирует в картине не только отличный вокал, но и великолепную фигурку, не побоявшись выступить в одном из номеров в весьма откровенном наряде. Как ни в одном из своих фильмах она здесь так красива и так чарующе соблазнительна!

5. «Мама» (1976) – Коза


Совместная румыно-советская постановка – еще один музыкальный шедевр Людмилы Гурченко. Ее коза тетя Маша для своих козлят самая нежная заботливая мамочка на свете, а для Волка и его подручных – самая настоящая опасность. Она не даст детей в обиду и посрамит даже распоследнего хулигана. В фильме Людмиле Марковне пришлось сниматься с переломом ноги, на съемках  произошел несчастный случай. Но зрители ничего не заметили: очаровательная Коза прекрасно танцует и поет.

6. «Двадцать дней без войны» – Нина Николаевна


Алексей Герман, экранизируя книгу К. Симонова «Из записок Лопатина», решился пойти нетрадиционным путем и на главные роли пригласить актеров, до этого зарекомендовавших себя как ярких комедийных исполнителей, – Юрия Никулина и Людмилу Гурченко. Этот выбор «вопреки» сыграл отлично: актеры создали удивительно правдивые, психологически достоверные образы. Фронтовой журналист Лопатин едет в Ташкент в отпуск и здесь переживает яркую и короткую любовь к женщине Нине. Герои расстанутся, но образ маленькой, коротко стриженой женщины с глубокими грустными глазами впечатывается в память и не отпускает...

7. «Обратная связь» (1977) – Вязникова


Снова производственная картина, снова проблемы – и моральные, и производственные. Сюжет картины составляет история одной стройки, безответственного отношения к ней, из-за чего государство теряет огромную сумму денег. Кто должен отвечать за это? И будут ли найдены виновные? Героиня Гурченко Маргарита Вязникова – что называется «неудобный человек», как и сама актриса в жизни. Она будет резко называть вещи своими именами и платить за это одиночеством и непонятостью.

8. «Пять вечеров» (1978) – Тамара Васильевна


В начале фильма героиня Гурченко – немолодая одинокая женщина, «закуклившаяся» в своей работе и заботе о племяннике. Мало женственного в ней, мало красивого. Она просто доживает свою жизнь. Внезапно вернувшаяся к ней ее первая любовь, потерянная во время войны, возвращает и пробуждает в ней женщину. И в конце фильма это уже не погасшая особа в бигудях, это настоящий источник света и тепла и для неприкаянного Александра, и для всех, кто рядом. (Рецензия на фильм)

9. «Идеальный муж» (1980) – миссис Чивли


Фильм не шедевр, но роль – великолепна. Миссис Чивли – наверное, самая очаровательная стерва и интригантка, которые только существуют в кино. В добавок еще и невероятно стильная. Ненавидеть ее вроде по сюжету и надо, но не получается – уж слишком хороша, чертовка!  

10. «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981) – Рита


Счастливая Рита приезжает к ЗАГСу, где у нее должна состояться свадьба с любимым мужчиной – механиком Гавриловым. А он – не приходит. И она будет его ждать, и терять надежду, и уходить, и заводить новые знакомства и ждать, всё равно ждать. Потому что ей нужен только он, Гаврилов. Актриса создает запоминающийся образ доброй, чуткой и гордой женщины, которой просто не повезло однажды. Но умные мужчины таких не бросают. И Лев Гаврилов, преодолев все препятствия и преграды, конечно же, вернется к ней.

11. «Вокзал для двоих» (1982) – Вера


Еще один настоящий шедевр Людмилы Гурченко. Привокзальная официантка Вера, такая, как кажется в начале, хамка и хабалка, окажется настоящим подарком судьбы для музыканта Платона. Добрая, искренняя, способная на настоящее, а не показное сочувствие и на сильное чувство. Она из тех, кто не боится бросить все на карту и переменить свою жизнь. Она поддержит, подставит плечо, она не бросит и не предаст. (Рецензия на фильм)

12. «Полеты во сне и наяву» (1982) – Лариса


Роль удивительная, сделанная почти без слов, без всяких монологов, на одних взглядах. Героиня Гурченко любит, но любит безответно. И любима – но тоже безответно. И наверное поэтому в ее глазах, в горькой усмешке все время сквозит эта боль от несовпадения. Она уже привыкла к ней. Она сильная. Это к ней прибегают мужчины за поддержкой, а не она к ним. Интересный, многослойный, очень притягательный образ. (Рецензия на фильм)

13. «Рецепт ее молодости» (1983) – Эмилия


Фильм-фантазия, фильм снова песенно-танцевальный, но со смыслом. Гурченко, прекрасная, победительная, в окружении замечательных мужчин, кружит головы, сводит с ума и обладает важной тайной, которая раскроется, как и положено, в самом конце фильма.

14. «Аплодисменты, аплодисменты...» (1984) – Лера Гончарова


Фильм не стал очень кассовым, вспоминают о нем довольно редко, и это совершенно напрасно. В нем достаточно реалистично раскрывается изнанка актерской профессии. Главная героиня словно бы списана с самой Гурченко. Когда-то Лера Гончарова сыграла в популярном музыкальном фильме, спела песенку (вроде «Пять минут, пять минут») и теперь все видят в ней только вот такую жизнерадостную певичку. Пой, танцуй, «Это мы, дети земли» и прочую лабуду, лишь бы всем было весело. Публике только это от тебя и нужно. А она мечтает о серьезной драматической роли, ей есть что рассказать людям – так много всего внутри... Нет, не видят, не слышат, не замечают. И лишь один режиссер рассмотрел в Гончаровой эту глубину, серьезность, как рассмотрел саму Гурченко когда-то В. Трегубович.

15. «Любовь и голуби» (1984) – Раиса Захаровна


Бойкая, энергичная и «продвинутая», владеющая всеми модными течениями Раиса Захаровна едва не увела из семьи недотепистого Васю. Правда, он, не выдержав экспериментов над собой, попытался сбежать, подлец такой. Это ж надо такое ляпнуть ей на прощанье: «Ты ж на меня от тоски-то кинулась, всё одна да одна, тож поди не сахар». После чего был немедленно изгнан из рая Раи. Незабвенный образ «разлучницы» и «сучки крашеной», кажется, переплюнул по своему зрительскому успеху даже «Карнавальную ночь». (Рецензия на фильм)

16. «Прохиндиада, или Бег на месте» (1984) – Екатерина Ивановна


Роль абсолютно нетипичная для Гурченко. Тихая, слабая женщина, этакая серая мышь, жена главного героя, того самого «прохиндея». Не говорит, а шелестит тихонько, не ходит, а тенью шмыгает. Главная ее забота – чтоб любимый муж не дай Бог не расстроился. Остальное всё уже не важно.
             
17. «Моя морячка» (1990) – Людмила Пашкова


Один из немногих фильмов 1990-х, которые можно пересматривать без содрогания. Очень удачным получился дуэт Людмилы Гурченко и Михаила Державина – властной, хитрой и даже несколько коварной Людмилы и туповатого, но упорного провинциального увальня Гудкова. Фильм ценен еще и тем, что здесь впервые Людмила Гурченко раскрылась и как композитор, она автор песен, которые в фильме звучат в ее исполнении. Песни, кстати, очень неглупые, она придают этому в принципе легковесному фильму глубину и «грустинку», которая только обогащает его.

18. «Послушай, Феллини» – Вера


90-е и 2000-е – для актрисы это время экспериментов в ролях (к сожалению, не всегда удачных) и увы, в том числе и безудержных экспериментов с пластической хирургией. Но даже в этот период  можно найти настоящие бриллианты. Необычный и очень недооцененный фильм М. Швейцера «Послушай, Феллини» – фильм-монолог актрисы. Она обращается к портрету великого режиссера, рассказывает какие-то истории из своей жизни, из жизни нашего общества, играет сценки, поет, танцует, перевоплощается, и во всех этих монологах сквозит такая нереализованность человека, такая трагическая невостребованность – просто до мурашек. Сильнейшая работа.   

19. «Марковна. Перезагрузка» (2010)


Так случилось, что два последних фильма актрисы – фильмы-бенефисы, где Людмила Гурченко раскрывается не только как актриса, но и как певица. Не скажу, что это замечательные телеработы, но именно этим проектам суждено было стать последними в судьбе Людмилы Марковны. Когда-то Евгений Гинзбург ставил для Гурченко такие бенефисы, где ее разноплановость и нереализованность, ее энергия выплескивались на зрителей, как цунами. Здесь уже другая Гурченко внешне, но все с той же жаждой реализации, всё с той же энергией, с тем же стремлением к необычным экспериментам.

20. «Легенда. Людмила Гурченко» (2011)


Фильм-бенефис актрисы дополнен ее рассказами, биографическими игровыми вставками, песнями-клипами. На телеэкранах он появился уже после смерти Людмилы Гурченко. И конечно, смотреть его можно как фильм-прощание. Но кажется, что актриса еще так много не успела нам рассказать, сыграть, спеть...

Ушла Людмила Марковна неожиданно, в одно мгновение, ушла красивой, как и хотела, и оставила после себя память и свет своего великолепного таланта во многих фильмах. Далеко не все они являются шедеврами, ярких главных ролей у Гурченко до обидного мало. И всё же лучшие из них будут радовать еще не одно поколение наших зрителей.

 Смотреть фильмы Людмилы Гурченко онлайн



Комментариев нет:

Отправить комментарий