суббота, 16 ноября 2019 г.

Сказ про то, как царь Петр арапа женил

Производство: СССР
Год: 1976
Режиссер: Александр Митта
В ролях: Владимир Высоцкий, Алексей Петренко, Ирина Мазуркевич, Валерий Золотухин, Олег Табаков, Михаил Глузский, Иван Рыжов, Михаил Кокшенов, Семен Морозов, Людмила Чурсина, Женя Митта, Владимир Кашпур, Владимир Меньшов, Ирина Печерникова, Александр Пятков, Клара Румянова, Николай Сергеев, Андрей Файт, Станислав Чекан, Александр Пашутин
Моя оценка: 8 из 10



Идея воплотить на экране произведение А.С. Пушкина «Арап Петра Великого» была весьма смелой и необычной. Еще более смелым и необычным получилось киновоплощение пушкинского творения. Настолько необычным, что автор получил немало гневных писем. А одно особо гневное послание было адресовано самому Леониду Ильичу Брежневу. Его автором был Михаил Шолохов. Классик советской литературы возмущенно клеймил фильм за то, что в нем «открыто унижается достоинство русской нации, оплевываются прогрессивные начинания Петра I, осмеиваются русская история и наш народ… ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм, как зарубежный, так и внутренний».
Действительно ли там так всё плохо, и русский народ «унижается», «оплевывается» и «осмеивается»? Оставим в стороне сентенции про «мировой сионизм», и посмотрим, что же за «Сказ» сочинил Митта.
Если охарактеризовать жанр фильма, то я бы, наверное, назвала его лубок. Этот жанр (первоначально в графике) возник именно при Петре Великом. Лубок никогда не изображает серьезные и печальные вещи, это веселые, нередко поучительные картинки, простые и понятные всем. Озорной рассказ Митты о Петре и его крестнике также не претендует на серьезное осмысление истории, и даже временами на реалистичность. Это фантазия на тему «Как всё могло бы быть», простое и веселое повествование о романтической любви арапа и русской барышни, с легким назидательным смыслом.


Автор абсолютно свободен в выборе изобразительных средств. Предыстория арапа (его французские приключения) поданы в водевильной стилистике немого кино, сюжет сопровождают мультипликационные вставки с ясно читаемым эротическим подтекстом, оживают старинные картины. Ирония и фейерверк, романтика и юмор, и легкая грусть, и реалистичные исторические детали. В роли арапа сразу узнаваемый Высоцкий, чуть покрашенный «морилкой», а в роли Петра I ‒ колоритный и неистовый Алексей Петренко.
Все актеры работают в одном ключе, в одном стиле, подхватывая и развивая тот оригинальный киноязык, который предлагает им режиссер.


Алексей Петренко создает «своего» Петра ‒ обаятельного, умного, проницательного, ироничного, горячего, эмоционального. Он вместе с рабочими строит корабли, переживает за эти корабли как за родных детей. Потому так горячится он, когда ловит лентяев, казнокрадов, халтурщиков. Несмотря на всю легковесность повествования, Петр показан властителем, переживающим за будущее России. Он предчувствует свой скорый конец, и ему хочется передать страну настоящим патриотам России, честным, искренним и умным. Таким, как Ибрагим Ганнибал. 


Высоцкий, всегда ярко эмоциональный, здесь свой темперамент «приглушает». Арап Ибрагим Петрович Ганнибал рассудительный и спокойный, но это «пламя подо льдом». Ибрагим умеет отстаивать свои убеждения, и врагам своим ответить так, что больше у них не будет охоты задираться. Всё, что он делает, ‒ он делает с открытой душой, искренне, раскрывая навстречу человеку, которого полюбил, свое доброе сердце. Он преданно служит Петру, бескорыстно помогает Фильке (Валерий Золотухин), строго, но с любовью учит детишек. В красивую, как фарфоровая куколка, Наташу (Ирина Мазуркевич) он влюбляется сразу, безоглядно и беззаветно.


Вообще, надо сказать, этот фильм стоит смотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть, как Высоцкий играет любовь. Нечасто ему приходилось играть любовные истории, и это, я думаю, большое упущение режиссеров, потому что делает Высоцкий это превосходно. И даже грим здесь не помеха. Замечательно сыграна сцена объяснения Ибрагима и Наташи ночью. Для Наташи до этой встречи арап был лишь экзотическим зверем. В эту ночь она впервые узнала его душу, благородную и искреннюю.
Царь Петр хочет немедленно и насильно устроить свадьбу своего любимца. Но Ибрагиму нужна любовь, а не насилие. Он готов вытерпеть опалу царя, но не будет разрушать чужую жизнь, не купит себе счастья ценой чужого горя. Долго, долго не сможет он поверить, что Наташа тоже полюбила его. И только когда поверит, его свадьба состоится.
На фоне благородного арапа мерзкими и низкими выглядят Мишка Говоров (Семен Морозов) и его дружки. Люди со светлыми лицами, но с черными душами. Они захотят унизить арапа, явятся к нему в масках и начнут разрушать его дом. «Вы думаете, что вы надели маски? ‒ спокойно, с презрением скажет им Ганнибал. ‒ Нет, ко мне вы явились в своем подлинном естестве».
Великолепная актерская работа, одна из лучших у Высоцкого.
Хотелось бы отметить и роли второго плана. 


Иван Рыжов ‒ трусоватый и хитроватый Ртищев, которому тяжко «европеизироваться», и гложет его тоска по старым временам.


Михаил Кокшенов ‒ туповатый и наглый ленивец Сергунька Ртищев.


Михаил Глузский ‒ шут Балакирев, смелый острослов, наверное, самая необычная и эксцентричная роль у Глузского.


Валерий Золотухин ‒ хитрый и ленивый Филька, который без зазрения совести садится на шею добродушному Ибрагиму, не работает, а лишь развлекает его своими книжными познаниями. Это настоящий Емеля из русской сказки, а еще бунтовщик, «бессмысленный и беспощадный».
Может, этот образ сочли «оскорблением» и пародией? Ну тогда надо и сказки запретить, ведь сколько раз там высмеивались отрицательные черты народного характера?
На мой взгляд, не стоит искать черную кошку в черной комнате, особенно, если там ее нет. Искать подтекст в лубке, досконально изучая национальность авторов и отыскивая среди них «руку сионизма», ‒ бесполезное занятие. Лучше просто наслаждаться веселым рассказом, отличными актерскими работами, яркой живописной картинкой и рождественским радостным настроением этой киносказки.


Комментариев нет:

Отправить комментарий