вторник, 21 ноября 2017 г.

Вокзал для двоих

Производство: СССР
Год: 1982
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Людмила Гурченко, Олег Басилашвили, Никита Михалков, Нонна Мордюкова, Анастасия Вознесенская, Татьяна Догилева, Ольга Волкова, Александр Ширвиндт, Михаил Кононов, Алла Будницкая, Виктор Борцов, Эльдар Рязанов
Моя оценка: 9 из 10

Вокзал. Место, где встречаются и где расстаются. Место, где случайно или не случайно пересекаются судьбы. Такие разные судьбы…
Она считает его занудой и скандалистом, не заплатившим за обед.
Он считает ее мерзкой стервой, из-за которой он опоздал на поезд.
И оба они даже не подозревают, что вот в этот, казалось бы, такой неудачный день они нашли свою любовь. Нашли друг друга.
Они из разных миров – Вера и Платон.
Она вертится с подносами, берет чаевые и спекулирует товарами, которые привозит ее «транзитный» любовник Андрей.
Он музыкант, у него гастроли, концерты, красавица-жена работает на телевидении, они ездят за границу.
И все-таки у них есть общее – одиночество и тоска по теплу. Вере некому его дарить. Платону неоткуда его брать. Наверное, все это время они искали и ждали именно друг друга.

Рязанов умело, не торопясь, с замечательным психологизмом показывает, как из неприязни двух героев возникает любовь. Тема не новая в его творчестве – по такой же сюжетной модели были построены и «Дайте жалобную книгу», и «Девушка без адреса», и «Ирония судьбы», и «Служебный роман». В фильме «Вокзал для двоих» можно заметить все составляющие «фирменной» схемы Рязанова – Брагинского.
Вначале между героями происходит бурная ссора: Вера заподозрила, что Платон хочет сбежать, не заплатив за обед, Платону отвратительна  вся убогая кухня этого убогого ресторана и особенно мерзкой ему кажется эта хабалистая официантка. Вдобавок, тупорылый бугай, дружок Веры Андрей, увез его паспорт.
Деваться Платону в этом городке некуда. Только опять к Вере. И начинается сближение – сначала поневоле. Их игра в «свадьбу» (она «жених», он «невеста», их богатый, «свадебный» стол) – их первое душевное прикосновение, первые откровения о себе. И вот они уже переходят на «ты».
А затем сближение идет все дальше. Они пытаются продать чертовы дыни, которые скинул Вере спекулянт Андрей. Бизнесмены из Веры и Платона никудышные, но им все равно весело и хорошо друг с другом. И он даже приглашает ее в ресторан, и играет там для нее, и потом будет еще одна их ночь – в поезде. Через все эти забавные, и романтические, и даже обычные бытовые события Платон и Вера приходят к полной откровенности, искренности и любви.
Но их счастью отпущено всего два дня. Потом он должен будет уехать. Впереди у него суд, потом тюрьма, долгий срок за чужую вину. И они больше никогда не увидятся. Они снова будут из разных миров: он – зэк, она честная официантка.
Олег Басилашвили и Людмила Гурченко играют историю возникновения любви очень деликатно, тонко, вместе с тем очень ясно и искренне. 


Образ, который создает Басилашвили, в общем-то, не нов для него – это добрый, слабый человек. Платон, несмотря на всю свою обеспеченную жизнь, жену, друзей, беспросветно одинокий и непонятый. Ему не с кем поговорить – искренне, не притворяясь, не стараясь быть лучше, чем ты есть. Веру он полюбил за то, что ему с ней легко. Она естественная, живая, в ней нет лжи, лицемерия, фальши. С ней рядом он отваживается на подвиги, о которых раньше, наверное, и подумать не мог: лихо торговать у всех на виду дынями, зарабатывать деньги, играя музыку на заказ в ресторане, наконец, набить морду хаму (неудачно, правда, но он хотя бы попытался).
К Вере любовь, наверное, приходит через жалость. После того, как горячка – ах, подлец, не заплатил! – у нее проходит, она чувствует свою вину перед Платоном. И сразу женским чутьем понимает – что-то у этого симпатичного и не бедного мужчины случилось в жизни, что-то очень плохое. Платон так отличается от всех ее кавалеров! Этот не будет шлёпать тебя по попе, заталкивать тебя в купе, чтоб переспать по-быстренькому и шипеть при этом «сама-сама-сама». Он интеллигентный, деликатный. Рядом с ним Вера почувствовала себя настоящей женщиной. Ей есть для кого наряжаться, для кого сиять, о ком заботиться.


В сценах в ресторане, в ночном поезде Гурченко передает потрясающую гамму чувств своей героини. Здесь и острая жалость к Платону и желание защитить его от суда – куда ж он, невинный, в тюрьму, не пущу! И гордость – пусть не думает, что она на него вешается. И ревность – к той, что про погоду по телевизору врет, и к кокетливой «интуристке». И сомнения – нет, недостойна она такого. И любовь – просто заливающая всё существо ее любовь. 
Сильнейшая сцена у Гурченко – когда Вера провожает Платона. Даже не сама сцена проводов, а после нее. Поезд тронулся, стук колес, и она идет, сначала медленно, потом быстрее, под этот непрекращающийся стук. Она идет решительная и уже все решившая. Стремительные движения и взгляд – сухой, без слез, сжатые губы. «Не бойтесь бросить все на карту, и жизнь переменить свою…»
За Платона сейчас всё решают обстоятельства.
А Вера – решает сама.
Она поедет к Платону в суровые снежные края, в лагерь, как декабристка. Потому что здесь ее любовь, и здесь ее счастье. Гурченко ни на минуту не забывает нам передавать это. В финале Вера несется по заснеженной дороге, и подгоняет-подбадривает выбившегося из сил Платона («Ты замечательно идешь, замечательно!»), и сама волочет его тяжеленный аккордеон, и пытается тормозить попутные машины, и кричать туда, где глухая стена с колючей проволокой: «Эй, вы!! Он здесь!» И все равно, задыхаясь на бегу, боясь опоздать, будет кричать Платону, видя, как восходит солнце и блестят эти бескрайние снега: «Ты посмотри, какая красота!» Раньше она б ее и не заметила. А сейчас – всё счастье, и их теплая избушка, и этот снег, и даже этот сумасшедший бег, и эта проклятая колючка. Всё она сможет, всё успеет, всё у них будет хорошо – потому что она так решила.
Потому что ей теперь есть для кого жить.



       

Комментариев нет:

Отправить комментарий