пятница, 14 июня 2013 г.

12 стульев

Производство: СССР
Год: 1976
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Георгий Вицин, Николай Скоробогатов, Олег Табаков, Татьяна Пельтцер, Любовь Полищук, Лидия Федосеева-Шукшина, Вера Орлова, Марк Прудкин, Савелий Крамаров, Дмитрий Гошев, Вячеслав Богачев, Татьяна Божок, Виктор Проскурин, Елена Шанина, Александр Абдулов, Всеволод Ларионов, Михаил Водяной, Григорий Шпигель, Вера Ивлева, Михаил Светин, Александр Ширвиндт, Юрий Медведев, Лев Борисов, Николай Караченцов, Зиновий Гердт (текст от автора).
Моя оценка: 8 из 10


Экранизировать шедевр классики всегда сложно. Тем более если варианты экранизации уже есть и, следовательно, сравнений не избежать. В 70-е годы сразу два мастера режиссуры предложили свои версии бессмертного романа И.Ильфа и Е. Петрова «12 стульев». Леонид Гайдай снял свой фильм в 1971 году, Марк Захаров 4-хсерийную версию для телеэкранов – в 1976-м. У Гайдая роль Бендера сыграл экспрессивный грузин Арчил Гомиашвили, роль Кисы Воробьянинова – маститый комик Сергей Филиппов. Захаров сделал ставку на беспроигрышный дуэт Миронов – Папанов. Споры о том, кто лучший Бендер, не утихают до сих пор.

Захаров смело вводит в фильм элементы театральности: условные декорации, стилизованные под фильмы 1920-х гг., вставные номера-песни, повторения реплик, как в театре во время репетиции. Режиссер использует закадровый текст, озвученный неподражаемым голосом Зиновия Гердта. И это, на мой взгляд, абсолютно правильно, так как помогает сохранить бесподобную иронию авторов романа, передать сочный, афористичный язык произведения.
Огромный плюс фильма – музыка Геннадия Гладкова, песни на стихи Юлия Кима в исполнении Андрея Миронова. Фильм буквально пропитан музыкой, так что некоторые критики даже относят захаровские «12 стульев» к жанру мюзикла.


Экранизация запоминается и благодаря ярким актерским работам. Остап Бендер Андрея Миронова – жулик-романтик, который трагически не уживается с советской властью и потому мечтает о волшебном рае – Рио-де-Жанейро. Миронов очень красив здесь – четкий медальный профиль, тонкие пижонские усики, ярко-голубые глаза, неповторимый ироничный голос, немыслимая пластика... Бендер Гомиашвили был веселым, неунывающим наглым пройдохой. У Миронова же Бендер – мечтатель, проницательный, умный и очень одинокий. И взгляд его – такой изменчивый, то ироничный, то сумрачно-печальный, то озорной.


Анатолий Папанов тоже создает образ глубокий и неодноплановый. Опять напрашивается сравнение – Филиппов играет просто «старую сволочь», недалекую и жадную. Папанов тоже не жалеет сатирических красок для своего героя. Но он показывает его в развитии. Важный, надутый в начале фильма, потом жалкий, вызывающий лишь презрение и насмешку, а в конце абсолютно озверевший, потерявший напрочь в этой погоне за сокровищами человеческий облик, он страшен, он внушает уже не насмешку, а ужас.
Из ролей второго плана хочется отметить, конечно, Ролана Быкова. Вот, наверное, именно тот отец Фёдор, каким его задумывали Ильф и Петров. Маленький, юркий, смешной, с неугасимым огнем в полубезумных глазах. Сцена у инженера Брунса и эпизод в горах – абсолютный актерский шедевр.
Вообще актерских бриллиантиков здесь великое множество: Олег Табаков – «застенчивый воришка» с лисьей мордочкой Альхен, Николай Скоробогатов – дворник Тихон, Любовь Полищук – шикарная женщина-мечта, Савелий Крамаров – «дурак с инициативой» Виктор Полесов, Михаил Водяной – несчастный Персицкий, которого терроризирует мадам Грицацуева, Вера Ивлева – жизнерадостная Фима Собак, Лев Борисов – монтер Мечников, Вячеслав Богачев – дворник дома № 7 и многие-многие другие.

К сожалению, 4-хсерийный фильм не получился цельным и ровным. Серии неодинаковы по темпоритму и по впечатлению, которое они оказывают на зрителя. В первой серии наблюдаем неспешное пересказывание и переосмысление, неторопливое вчитывание в текст и смакование чуть ли не каждой фразы. Но эта неспешность и чуткое отношение к слову романа вдруг исчезает и сменяется скороговоркой в четвертой серии. Удержать выбранный стиль и ритм режиссеру до конца не удается. Возможно, свою роль здесь сыграло желание Захарова избежать сравнений с Гайдаем, он старается обходить сцены, ярко поставленные у Гайдая, некоторые совсем исключены из фильма (разговор отца Федора с Коробейниковым, спор Лизы с мужем, видения отца Федора на горе). Но, на мой взгляд, это совершенно напрасно. Сравнения все равно были и будут, и некоторые, скорее всего, в пользу Гайдая (так, мне кажется, Н. Крачковская более удачна в роли Грицацуевой, чем Л. Федосеева-Шукшина, и Кислярский Г. Ронинсона, несомненно, более яркий и смешной). Но это неважно. Пусть бы были повторения, пусть где-то шли бы прямые переклички, но необходимо было сохранить вот это внимательное чтение романа, начатое в первой серии. Тем более формат многосерийного телефильма это позволял.
Но, несмотря на некоторые ритмические сбои, фильм М. Захарова замечательно смотрится и сегодня. И новые поколения с удовольствием поют:
Пусть бесится ветер жестокий
В тумане житейских морей,
Белеет мой парус, такой одинокий
На фоне стальных кораблей.       
   
  Смотреть фильм онлайн
    

   



Комментариев нет:

Отправить комментарий