понедельник, 7 сентября 2015 г.

Несколько дней из жизни И.И. Обломова

Производство: СССР
Год: 1979
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Олег Табаков, Юрий Богатырев, Андрей Попов, Елена Соловей, Авангард Леонтьев, Галина Шостко, Глеб Стриженов, Евгений Стеблов, Евгения Глушенко, Николай Пастухов, Олег Басилашвили, Леонид Харитонов, Любовь Соколова, Игорь Кашинцев, Павел Кадочников, Эрнст Романов, Федя Стуков
Моя оценка: 8 из 10

Роман И. Гончарова «Обломов» в школьной программе обычно идет с однозначной оценкой персонажей. «Обломовщина» - это зло, Обломов – безразличный ко всему лентяй, типичный представитель «барства». Штольц – положительный прогрессивный герой, пытается «разбудить» Обломова, но, увы, терпит поражение.
Никита Михалков, экранизируя роман, смело смещает акценты. Он осуждает не «обломовщину» – он осуждает «штольцевщину». Хотя поначалу кажется, взгляд – сугубо «классический». Обломов, каким его играет Олег Табаков, – это большой ребенок, он любит спать, вкусно кушать и совершенно не умеет распоряжаться своим временем. Мысль, что надо искать новую квартиру, повергает его в ужас. Его тормошат друзья: «Что же вы не встаете! Что же вы не пишете! Что же вы не идете!» А он не хочет ни вставать, ни писать, ни идти. Полная апатия – и сон. Сон это у них семейное. И в картинках из прошлого маленького Илюшу предупреждают: «Маменька спит, нельзя маменьку будить». Жизнь во сне – и жизнь как сон.

Под стать Обломову его слуга Захар (Андрей Попов). Большой, неопрятный, ленивый, он переругивается со своим барином, и единственное, чего не терпит, – когда его барин начинает говорить ему «жалостливые» слова.
Сонное течение жизни Обломова разрушается, когда приезжает его друг Штольц (Юрий Богатырев).


       В полутемную комнату с зашторенными окнами словно врывается свет. Штольц, веселый, шумный, будет пытаться «разбудить» Обломова от спячки. Он заставляет его двигаться, вести здоровый образ жизни, не есть на ночь. Сам Штольц со своей чисто немецкой дисциплинированностью и силой воли, – что называется, «человек, сделавший себя сам». Он работает с семи лет, подростком покидает отчий дом. Нам покажут это прощание (наверное, единственный флэшбек со Штольцем). Отец строг и сухо бросает какие-то слова, при нем все соседи, добрые люди, которые пришли проводить Андрея, робеют лишний раз поцеловать ребенка на прощание. И он сам пытается сохранять эту деловитость и сухость. Но – не выходит. Когда отец уйдет, он бросится к провожающим его, и будет рыдать от того, что приходится расстаться. Но, наверное, это было и его последнее проявление слабости.
Взрослый Штольц – всегда деловит, уверен в себе, всегда в хорошем настроении. Он твердо знает, что правильно, а что неправильно, что надо делать, а чего не надо. И вот эта его «правильность», его уверенность, подаваемая режиссером с некоторым нажимом, понемногу начинает раздражать. Раздражают его командные интонации, его обращение с Обломовым, как с несмышленым дитятей, которого надо воспитывать и воспитывать. Примечательна в этом смысле сцена, когда Штольц застает Обломова глубоким вечером за поеданием «супа с мясом». Вначале он выговорит ему со всей строгостью за такое поведение – Обломов будет лишь смущенно и виновато улыбаться. А затем смилостивится – и разрешит. Но «немного и в последний раз». Строгий папа. Наставник. И Обломов робеет перед своим другом, и уже чувствуется, как первая радость от его приезда сменяется усталостью от этой постоянной активности, а иногда и обидами.
Непонимание между друзьями нарастает, когда Штольц пытается пристроить Обломова к какой-нибудь полезной деятельности, водит по приемам, знакомит с «нужными» людьми. А с точки зрения Обломова, что ему предлагает Штольц? Скучную службу. Пафосные, лживые, неискренние приемы, где нужно вести пустые разговоры и делать вид, что всё это безумно интересно. Обломов не знает, куда девать себя «в обществе», он неловок, странен, на него смотрят, как на диковину какую-то, смеются, да еще и Штольц «помогает», рассказывая о нем всякие комические истории. Нет. Лучше спать. Во сне не больно, не стыдно за себя, за других, во сне не надо интересоваться светскими сплетнями и угождать вышестоящим. И чем его сон хуже их "сна"? Разве они не "спят", спят душой, играя в карты, высиживая время на скучных обедах, обсуждая, где что и почем купить? Все они, эти деловые люди, думают - как жить. Но никто не думает - зачем жить. 
Ольга (Елена Соловей) – под стать Штольцу.


      Та же активность, то же стремление изменить Обломова, «возвратить его к жизни», разве что с большей экзальтированностью. Любит ли она его? Она умело поддерживает  его интерес, старается вызвать в нем какие-то эротические чувства. Но любит ли она его? Или просто он интересен ей как объект ее «эксперимента»? Режиссер и актриса не дают однозначного ответа на эти вопросы. В фильме, как и в романе, Обломов отказывается от Ольги, но, думается, не по той причине, которая озвучивалась в школьных учебниках. Обломов Михалкова просто понимает, что он не выдержит активности Ольги, ее ритма жизни, ее доминирования и стремления изменить его. В ее чувствах – больше театра, чем правды (а этого «театра» Обломов вдоволь насмотрелся на светских раутах). И нужен ей для жизни  – не «антипод», как Обломов, а «двойник» вроде Штольца. Именно это инстинктивно почувствовал Обломов.
Возвращается Штольц, и они проводят время втроем. Нет, не втроем. Они вдвоем – и он, Обломов, отдельно. Между Ольгой и Штольцем идеальное взаимопонимание, а вот между ней и Обломовым – начинается охлаждение. Особенно это чувствуется в сцене с велосипедом. Штольц приезжает на этом чуде техники и предлагает прокатиться Обломову, вернее, чуть ли не силком тащит его на этот велосипед: «Я помогу тебе, это так весело, приятно». Обломов не может себя заставить очередной раз опозориться при Ольге. Он отказывается – чуть ли не с истерикой – наотрез. И на велосипед садится бесстрашная Ольга. Она катит, Штольц помогает, им весело и приятно, и яркий солнечный свет заливает зеленую траву. А Обломов смотрит и плачет – он окончательно потерял Ольгу, он другой, чужой, он совсем не как они. Он еще побежит за ними, и будет стараться тоже помогать, и успевать, и смеяться... Но уже всё потеряно.


Пронзительная история, рассказанная режиссером, запоминается великолепной операторской работой (оператор Павел Лебешев) и выдающимися актерскими работами. По сути, и здесь Михалков идет вопреки канонам и снимает актеров в несвойственных для них ролях. Юрий Богатырев – чувствительный, добрый, всю жизнь одинокий – это конечно, Обломов. А Олег Табаков – в жизни сильный, яркий, громкий, пробивной, – несомненно, Штольц. Но режиссер меняет их местами, заставляет идти против своей природы и играть несвойственный им темперамент. Отсюда в картине возникает удивительный нерв, который и держит внимание зрителя в напряжении.
Михалков сделал фильм не о плохом Обломове, а об Обломове, которому сочувствуешь. О его неприкаянности, детскости, незащищенности. В каком-то смысле его дружбу/противостояние со Штольцем можно сравнить с противостоянием Европы и старой патриархальной Руси. Русь, Россия, тихая, сонная, добрая, живущая по своим правилам и в своем неспешном ритме, – и Европа, утонченная, просвещенная, деловая, сильная, решительная, активная. Европа наступает и разрушает тихий патриархальный мир, который очень дорог режиссеру. Прагматизм пришлых «Штольцев» убивает духовность русских людей. Обломов умирает, умирает старая Россия, и остается о ней только счастливое детское воспоминание – беззаботный ребенок, бегущий к матери, и яркое солнце, и буйная зелень лета... Для героя – это самое счастливое воспоминание, его потерянный рай, куда он может вернуться лишь во сне. И фильм получился фильмом-ностальгией по утраченной России.


   

Комментариев нет:

Отправить комментарий