суббота, 24 августа 2013 г.

Вор

Производство: Россия
Год: 1997
Режиссер: Павел Чухрай
В ролях: Владимир Машков, Екатерина Редникова, Миша Филипчук, Дима Чигарев, Юрий Беляев, Амалия Мордвинова, Лидия Савченко, Ерванд Арзуманян, Наталья Позднякова, Галина Петрова, Валентина Ананьина, Валентина Березуцкая, Александр Дедюшко
Моя оценка: 10 из 10




Фильм «Вор» в череде фильмов 90-х выделяется очень сильно, прежде всего своей потрясающей достоверностью в изображении событий и характеров. Сразу хочется отметить сильнейшую сценарную основу, великолепную режиссуру (сценарист и режиссер Павел Чухрай), внимательность к деталям, абсолютное отсутствие неважных, проходных эпизодов, тщательное воссоздание послевоенного быта: коммуналки с их огромными общими кухнями, небогатая одежда героев, многие из них ходят в военной форме – всего-то семь лет, как закончилась война, и песня «О, голубка моя, как тебя я люблю», и концерты в парках, и поход в цирк как самый праздничный праздник...
Актеры подобраны тщательно и тоже, что называется, в самую точку. Из ролей второго плана запоминается Лидия Савченко – смешливая и добрая баба Таня, простая и настолько естественная, что, кажется, не актриса играет, а какую-нибудь реальную бабу Таню из коммуналки привели на съемки. Амалия Мордвинова – богатая, но глуповатая Роза Львовна, с нелепым, выдающим ее провинциальность, акцентом. Юрий Беляев, играющий главного героя в зрелом возрасте, - сильный, жесткий, мужественный военный – внешне, а внутри тот же пацан, тоскующий страшно без отца.
Исполнители главных ролей собрали призы, наверное, на всех отечественных фестивалях. И абсолютно заслуженно.
Екатерина Редникова – Катя. Простодушная, добрая, наивная и жаждущая ласки невезучая Катюха. С мужем она пожила совсем недолго, уже будучи вдовой родила ребенка, своего Саньку. Недолюбленная, недоласканная, неопытная, ничего еще почти в той жизни и не видевшая. Она встречает Толяна и сразу, как потерявшаяся  собачка, привязывается к нему. Она слабая и сопротивляться ему не может абсолютно. Истосковавшаяся по любви, отдается ему сразу же в поезде. И еще долго-долго будет не замечать, что ее любимый человек никакой не военный, а вор-рецидивист. Но и узнав жуткую правду, никуда не сможет уйти от Толяна – и горько с ним, и сладко, а одной так страшно, одной совсем плохо…
Катя видит, что Толян нехорошо влияет на ребенка, учит его жестокости, что сама уже практически стала его сообщницей, а сделать ничего не может. Иногда выпьет, поплачет по-бабьи, а потом всё равно будет надеяться, что все у них еще будет хорошо, и семья настоящая будет… Единственный раз попытается она уйти от своего мучителя, когда поймет, что всё, край, дальше только тюрьма, а для сына – сиротский приют. Да не получится, не с ее счастьем. Как хорошо Редникова это играет! И поезд уже вот-вот тронется, и все «до свидания» сказаны, а она все никак не может оторваться от своего Толяна, и целует, и заглядывает в глаза с какой-то немой надеждой – а вдруг скажет он сейчас: не пущу тебя никуда, и обнимет крепко-крепко, и бросит свое поганое ремесло наконец…  
Как одержимая, будет она пытаться спасти Толяна от тюрьмы – «жалобить» начальника, умолять, неловко совать ему взятку. А потом, вместе с другими несчастными женщинами, будет стоять у стен тюрьмы, чтобы в последний раз увидеть любимого. Это действительно последний раз – Катя решит сделать аборт (куда ей теперь с двумя детьми), да и тут не повезет, как и за всю ее пропащую, невезучую жизнь – после аборта у нее начнется перитонит, и останется Санька круглым сиротой…
Владимир Машков – Толян, причина всех Катиных бед. Красивый, сильный, умный, опасный и жесткий, даже жестокий. Брутальный, как принято теперь говорить. Хищный зверь, привыкший гулять сам по себе и жить только по своим законам. Звание «секс-символ» приклеилось к Машкову после этого фильма просто намертво. Слишком яркий, вызывающе раскрепощенный и свободный. И настолько властный, настолько обаятельный, что подчиняется ему не только Катя, он тут же становится лидером в коммунальной «общине», к нему тянутся женщины, он становится центром везде, где только появляется.
Таким же жёстким Толян хочет сделать и Саньку. Он особо не рад, что у него вдруг образовался сын, но почему бы и не повоспитывать, чтоб пацан постоять мог за себя, чтоб не прощал обидчиков. Любви – любви отца и сына – между ними так и не возникает, но есть моменты близости, когда они друг другу совсем как родные: когда Толян снимает Саньку с лестницы, когда они моются в бане. Но когда он берет малыша на дело – это за гранью, это уже страшно и оборачивается в окончательном итоге трагедией.
Образ мальчика – один из лучших детских образов вообще в нашем кино. На роль Саньки режиссер выбрал Мишу Филипчука. Выбор потрясающий! Смешной и трогательный малыш с круглыми глазёнками-пуговицами и вздернутым носиком врезается не в память – прямо в сердце. Линия Саньки в фильме выписана особенно тщательно. И психологически всё, что случается с ним, всё оправдано.
Мальчик не знает своего отца – он умер еще до его рождения. Но что такое «умер» Саньке еще не понять. И теперь во всех мужчинах он пытается увидеть своего отца. В самые печальные моменты его жизни приходит к нему в его детском воображении грустный раненый солдат, который называет его ласково «сынок»…
Толяна Санька упорно отказывается называть «папкой». Нового маминого ухажера он и ревнует к маме, и боится его, и вместе с тем уголовник Толян вызывает его огромный интерес. Великолепная сцена, когда после провинности (Санька устроил наводнение в кухне), Толян собирается разобраться с пасынком. Следует грозное «Принеси ремень!» Санька приносит ремень и несчастными, обреченными глазёночками смотрит на Толяна. Он настолько трогательный в этот момент, что не выдерживает и Толян – великодушно прощает. И тут же в глазах малыша загорается и радость, и восхищение Толяном, когда тот играет лезвием, и любопытство, когда он рассматривает наколки отчима.
Санька окажется косвенной причиной поимки Толяна – если бы он не побежал, испугавшись милиции, кто знает, может, гулял бы Анатолий и дальше, свободный и опасный. Вместе с мамой он будет стоять среди плачущих женщин и смотреть, как один за другим пробегают – «голову не поднимать!» - заключенные. Тоже сильнейшая сцена фильма. Живой коридор из охраны, захлебывающихся лаем собак и голосящих женщин. Кто-то пытается перекричать шум, докричать до своих новости из дома: «Мыкола! Батька вмэр!» «Нина родила!» Кричит и Катя: «Толя-а-а-а! Толечка!» И среди этого людского горя Санька, увидев, как Толика сажают в машину, вдруг закричит: «Папка!!» И будет долго бежать за машиной, спотыкаясь и падая… Сейчас Толик кажется ему действительно папкой, которого безжалостно увозят от него.
А грустный солдат больше не будет являться Саньке – словно обидевшись за то, что тот назвал «папой» другого, чужого…
Еще одна незабываемая сцена – в больнице. Санечка приходит к маме. Он еще не знает, что маме не суждено выйти отсюда. Он не знает слов «аборт», «перитонит», не понимает, почему врачи отводят глаза. Он просто хочет, чтобы его мамочка была с ним, чтоб обнимала, пела ему песенки. И сам поет ей песню «про трех свидетелей». И эта песня звучит в сцене похорон… Несовместимо и потому особенно трагично – тоненький голосок малыша и зрительный ряд – могила, снег, чужие люди… Оставшись один на свежей могиле, Санька сам сделает ей оградку из старых металлических спинок больничных кроватей, надрываясь, увязая в глубоком снегу, будет стаскивать их к могиле, чтобы маме было лучше… А потом останется там, маленький, нахохлившийся, как замерзающий воробышек.
В детдоме Санька живет надеждой, что Толян освободится и заберет его. Уроки уголовника повлияли на мальчишку страшно – он растет диким волчонком, не верящим никому. Но вот эта одна надежда – живет в нем. Он дождется Толяна. Но спивающийся, растерявший весь свой лоск Толик и думать забыл, кто такая Катя, и кто такой Саня. И тогда Санька ночью стреляет в Толяна. Это его месть – за предательство, за смерть матери, за то, что испоганил имя «отец».
А потом действие переносится в наши дни, в нашу войну – Чечня? Приднестровье? Волчонок вырос и стал волком – военным. Убивать и видеть смерть для него привычное дело. И за это тоже можно «поблагодарить» Толяна, он научил его убивать. В толпе беженцев Александр вдруг слышит знакомую интонацию и пьяные вопли про то, что «в танке горел» и «кишки с земли собирал». Толян? Александр принимает умирающего бомжа за Толяна, и как же он обнимает его, как кричит, не веря еще, что тот умер!
В купе поезда полковник снимает форму, и мы видим на его плече татуировку – как у Толяна. Зараза этот Толян, жизнь он им с мамой поломал, но как же он въелся в Санькину жизнь, просто под кожу залез, как заноза… И вот сейчас – разбудил прежнюю детскую тоску, и снова мерещится грустный солдат, и так хочется, чтобы кто-то ласково сказал: «Сынок»…
Смотреть фильм онлайн
 
 
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий