Производство: Россия
Год: 1997
Режиссер: Павел Чухрай
В ролях: Владимир Машков, Екатерина Редникова, Миша Филипчук, Дима Чигарев, Юрий Беляев, Амалия Мордвинова, Лидия Савченко, Ерванд Арзуманян, Наталья Позднякова, Галина Петрова, Валентина Ананьина, Валентина Березуцкая, Александр Дедюшко
Моя оценка: 10 из 10
Год: 1997
Режиссер: Павел Чухрай
В ролях: Владимир Машков, Екатерина Редникова, Миша Филипчук, Дима Чигарев, Юрий Беляев, Амалия Мордвинова, Лидия Савченко, Ерванд Арзуманян, Наталья Позднякова, Галина Петрова, Валентина Ананьина, Валентина Березуцкая, Александр Дедюшко
Моя оценка: 10 из 10
Фильм «Вор» в череде фильмов 90-х выделяется очень
сильно, прежде всего своей потрясающей достоверностью в изображении событий и
характеров. Сразу хочется отметить сильнейшую сценарную основу, великолепную
режиссуру (сценарист и режиссер Павел Чухрай), внимательность к деталям,
абсолютное отсутствие неважных, проходных эпизодов, тщательное воссоздание
послевоенного быта: коммуналки с их огромными общими кухнями, небогатая одежда
героев, многие из них ходят в военной форме – всего-то семь лет, как
закончилась война, и песня «О, голубка моя, как тебя я люблю», и концерты в
парках, и поход в цирк как самый праздничный праздник...
Актеры подобраны тщательно и тоже, что называется,
в самую точку. Из ролей второго плана запоминается Лидия Савченко – смешливая и
добрая баба Таня, простая и настолько естественная, что, кажется, не актриса
играет, а какую-нибудь реальную бабу Таню из коммуналки привели на съемки. Амалия
Мордвинова – богатая, но глуповатая Роза Львовна, с нелепым, выдающим ее
провинциальность, акцентом. Юрий Беляев, играющий главного героя в зрелом
возрасте, - сильный, жесткий, мужественный военный – внешне, а внутри тот же
пацан, тоскующий страшно без отца.
Исполнители главных ролей собрали призы, наверное,
на всех отечественных фестивалях. И абсолютно заслуженно.
Екатерина Редникова – Катя. Простодушная, добрая, наивная
и жаждущая ласки невезучая Катюха. С мужем она пожила совсем недолго, уже
будучи вдовой родила ребенка, своего Саньку. Недолюбленная, недоласканная,
неопытная, ничего еще почти в той жизни и не видевшая. Она встречает Толяна и
сразу, как потерявшаяся собачка,
привязывается к нему. Она слабая и сопротивляться ему не может абсолютно.
Истосковавшаяся по любви, отдается ему сразу же в поезде. И еще долго-долго
будет не замечать, что ее любимый человек никакой не военный, а вор-рецидивист.
Но и узнав жуткую правду, никуда не сможет уйти от Толяна – и горько с ним, и
сладко, а одной так страшно, одной совсем плохо…
Катя видит, что Толян нехорошо влияет на ребенка,
учит его жестокости, что сама уже практически стала его сообщницей, а сделать
ничего не может. Иногда выпьет, поплачет по-бабьи, а потом всё равно будет
надеяться, что все у них еще будет хорошо, и семья настоящая будет… Единственный
раз попытается она уйти от своего мучителя, когда поймет, что всё, край, дальше
только тюрьма, а для сына – сиротский приют. Да не получится, не с ее счастьем.
Как хорошо Редникова это играет! И поезд уже вот-вот тронется, и все «до
свидания» сказаны, а она все никак не может оторваться от своего Толяна, и
целует, и заглядывает в глаза с какой-то немой надеждой – а вдруг скажет он
сейчас: не пущу тебя никуда, и обнимет крепко-крепко, и бросит свое поганое
ремесло наконец…
Как одержимая, будет она пытаться спасти Толяна от
тюрьмы – «жалобить» начальника, умолять, неловко совать ему взятку. А потом,
вместе с другими несчастными женщинами, будет стоять у стен тюрьмы, чтобы в последний
раз увидеть любимого. Это действительно последний раз – Катя решит сделать
аборт (куда ей теперь с двумя детьми), да и тут не повезет, как и за всю ее пропащую,
невезучую жизнь – после аборта у нее начнется перитонит, и останется Санька
круглым сиротой…
Владимир Машков – Толян, причина всех Катиных бед.
Красивый, сильный, умный, опасный и жесткий, даже жестокий. Брутальный, как
принято теперь говорить. Хищный зверь, привыкший гулять сам по себе и жить
только по своим законам. Звание «секс-символ» приклеилось к Машкову после этого
фильма просто намертво. Слишком яркий, вызывающе раскрепощенный и свободный. И
настолько властный, настолько обаятельный, что подчиняется ему не только Катя,
он тут же становится лидером в коммунальной «общине», к нему тянутся женщины, он
становится центром везде, где только появляется.
Таким же жёстким Толян хочет сделать и Саньку. Он
особо не рад, что у него вдруг образовался сын, но почему бы и не повоспитывать,
чтоб пацан постоять мог за себя, чтоб не прощал обидчиков. Любви – любви отца и
сына – между ними так и не возникает, но есть моменты близости, когда они друг
другу совсем как родные: когда Толян снимает Саньку с лестницы, когда они
моются в бане. Но когда он берет малыша на дело – это за гранью, это уже
страшно и оборачивается в окончательном итоге трагедией.
Образ мальчика – один из лучших детских образов
вообще в нашем кино. На роль Саньки режиссер выбрал Мишу Филипчука. Выбор потрясающий!
Смешной и трогательный малыш с круглыми глазёнками-пуговицами и вздернутым
носиком врезается не в память – прямо в сердце. Линия Саньки в фильме выписана
особенно тщательно. И психологически всё, что случается с ним, всё оправдано.
Мальчик не знает своего отца – он умер еще до его
рождения. Но что такое «умер» Саньке еще не понять. И теперь во всех мужчинах
он пытается увидеть своего отца. В самые печальные моменты его жизни приходит к
нему в его детском воображении грустный раненый солдат, который называет его
ласково «сынок»…
Толяна Санька упорно отказывается называть «папкой».
Нового маминого ухажера он и ревнует к маме, и боится его, и вместе с тем уголовник
Толян вызывает его огромный интерес. Великолепная сцена, когда после
провинности (Санька устроил наводнение в кухне), Толян собирается разобраться с
пасынком. Следует грозное «Принеси ремень!» Санька приносит ремень и несчастными,
обреченными глазёночками смотрит на Толяна. Он настолько трогательный в этот
момент, что не выдерживает и Толян – великодушно прощает. И тут же в глазах малыша
загорается и радость, и восхищение Толяном, когда тот играет лезвием, и
любопытство, когда он рассматривает наколки отчима.
Санька окажется косвенной причиной поимки Толяна –
если бы он не побежал, испугавшись милиции, кто знает, может, гулял бы Анатолий
и дальше, свободный и опасный. Вместе с мамой он будет стоять среди плачущих женщин
и смотреть, как один за другим пробегают – «голову не поднимать!» - заключенные.
Тоже сильнейшая сцена фильма. Живой коридор из охраны, захлебывающихся лаем
собак и голосящих женщин. Кто-то пытается перекричать шум, докричать до своих
новости из дома: «Мыкола! Батька вмэр!» «Нина родила!» Кричит и Катя: «Толя-а-а-а!
Толечка!» И среди этого людского горя Санька, увидев, как Толика сажают в
машину, вдруг закричит: «Папка!!» И будет долго бежать за машиной, спотыкаясь и
падая… Сейчас Толик кажется ему действительно папкой, которого безжалостно увозят
от него.
А грустный солдат больше не будет являться Саньке –
словно обидевшись за то, что тот назвал «папой» другого, чужого…
Еще одна незабываемая сцена – в больнице. Санечка
приходит к маме. Он еще не знает, что маме не суждено выйти отсюда. Он не знает
слов «аборт», «перитонит», не понимает, почему врачи отводят глаза. Он просто
хочет, чтобы его мамочка была с ним, чтоб обнимала, пела ему песенки. И сам
поет ей песню «про трех свидетелей». И эта песня звучит в сцене похорон…
Несовместимо и потому особенно трагично – тоненький голосок малыша и зрительный
ряд – могила, снег, чужие люди… Оставшись один на свежей могиле, Санька сам
сделает ей оградку из старых металлических спинок больничных кроватей,
надрываясь, увязая в глубоком снегу, будет стаскивать их к могиле, чтобы маме было
лучше… А потом останется там, маленький, нахохлившийся, как замерзающий
воробышек.
В детдоме Санька живет надеждой, что Толян освободится
и заберет его. Уроки уголовника повлияли на мальчишку страшно – он растет диким
волчонком, не верящим никому. Но вот эта одна надежда – живет в нем. Он
дождется Толяна. Но спивающийся, растерявший весь свой лоск Толик и думать
забыл, кто такая Катя, и кто такой Саня. И тогда Санька ночью стреляет в
Толяна. Это его месть – за предательство, за смерть матери, за то, что испоганил
имя «отец».
А потом действие переносится в наши дни, в нашу
войну – Чечня? Приднестровье? Волчонок вырос и стал волком – военным. Убивать и
видеть смерть для него привычное дело. И за это тоже можно «поблагодарить»
Толяна, он научил его убивать. В толпе беженцев Александр вдруг слышит знакомую
интонацию и пьяные вопли про то, что «в танке горел» и «кишки с земли собирал».
Толян? Александр принимает умирающего бомжа за Толяна, и как же он обнимает
его, как кричит, не веря еще, что тот умер!
В купе поезда полковник снимает форму, и мы видим
на его плече татуировку – как у Толяна. Зараза этот Толян, жизнь он им с мамой
поломал, но как же он въелся в Санькину жизнь, просто под кожу залез, как
заноза… И вот сейчас – разбудил прежнюю детскую тоску, и снова мерещится
грустный солдат, и так хочется, чтобы кто-то ласково сказал: «Сынок»…
Смотреть фильм онлайн
Комментариев нет:
Отправить комментарий