четверг, 22 августа 2013 г.

Дневник его жены

Производство: Россия
Год: 2000
Режиссер: Алексей Учитель
В ролях: Андрей Смирнов, Галина Тюнина, Ольга Будина, Елена Морозова, Евгений Миронов, Сергей Виноградов, Юрий Степанов, Вера Воронкова, Дина Корзун 
Моя оценка: 7 из 10




Фильм странный, словно какой-то оборотень. С одной стороны, его легко принять за драматическую историю любви великого писателя, очень талантливо разыгранную и потрясающе красиво снятую. Но с другой стороны, яблочко, такое красивое снаружи, оказывается мерзким внутри. Фильм сделан о любви без любви. Без любви к главному герою.
При этом фильм абсолютно достоверен с точки зрения психологии героев. Любовным страданиям здесь уделено практически все экранное время. И мастерство и режиссера, и актеров, с которым рассказана любовная история, действительно завораживает.
Бунин, каким играет его Андрей Смирнов, страстный, эгоистичный и эгоцентричный, с острым умом и тяжелым характером. Мы смотрим на него глазами его жены Веры. Почему Вера не уходит? Муж ее не любит. Он привел в дом молодую любовницу и все внимание уделяет ей. Так почему? Это такая высокая-высокая всепрощающая любовь? Зависимость? Страх остаться одной? Стремление во что бы то ни стало остаться с гением? Наверное, здесь всего намешано. Но главное, все же, не вышеперечисленное. Вера в исполнении Галины Тюниной – очень умная, сильная, так что, наверное, про зависимость говорить не стоит. Это Бунин от нее зависит. Она создает ему быт, она помогает ему в литературной работе, она всегда выслушает, пожалеет, поддержит разговор. Она очень упрямый и терпеливый человек, и в ее стремлении быть всегда с Буниным читается мне: «Все умрут, а я останусь». Были у Бунина и другие увлечения. Они прошли – она осталась. Вот и сейчас Вера просто выжидает, когда «пройдет».
Галина Плотникова, любовница. Работа Ольги Будиной, увы, слабее остальных. И все же характер очерчен вполне ясно. Галина слишком молода, она еще легкомысленна, многое не может понять из того, что тревожит и волнует Бунина. Между ними не видно какой-то духовной близости. И даже не ощущается любви. Есть только какая-то животная страсть с его стороны, и подчинение – с ее. Галине льстит внимание такого известного человека, но любит ли она его? Понимает ли? Хотя, мне кажется, она просто на интуитивном уровне чувствует его. После унизительного обыска Вера утешает Бунина, как ребенка, суетится, бежит за халатом, говорит Гале, чтобы зашла к нему. А Галя совершенно правильно замечает: «Может, ему лучше побыть одному». Ведь действительно, пережить унижение на глазах молодой любовницы и потом сразу видеть ее, ему вдвойне будет тяжело. Жалеть его Галина не может – у них не те отношения. Это к Вере он привык, она для него давно не женщина, а друг, нянька, мать. Таких не стесняются…
Галина уйдет от Бунина к Марге. Марга (Елена Морозова), может, самый цельный и самый душевно здоровый человек в фильме (несмотря на свою нетрадиционную ориентацию). Она спасает Веру, когда та тонет, ухаживает за заболевшей Галей. Она сильная и спокойная, именно это в ней и притягивает. Она не «нервная», как все остальные, которые периодически истерично кричат, рыдают и бурно выясняют отношения. Вообще, в Марге черты-то характера преимущественно мужские, может, потому Галина и влюбляется в нее, в ее спокойную, чисто мужскую силу и уверенность.
Любовный многоугольник дополняет еще один очень интересный персонаж – литератор Леонид Гуров. В доме Бунина он живет давно, странный мальчик-приживал. Он безнадежно и робко любит Веру. Играет его Евгений Миронов. Как же бесконечно интересно за ним наблюдать! За его взглядами, интонациями. За тем, как он бережёт каждое ее прикосновение, как неловко пытается поцеловать руку, как жалеет ее и возмущается отношением к ней Бунина. Мастер он и есть мастер. Роль второго плана становится невероятно глубокой и значимой.
Итак, любовные страсти разыграны достоверно и глубоко. Любовная трагедия немолодого человека дана очень убедительно. Но при чем здесь Бунин?
Имеется в виду – Бунин-писатель, Бунин-лауреат Нобелевской премии. Где он на экране? За любовными перипетиями творческая деятельность отходит даже не на второй, а на двадцать второй план.
Бунин в эмиграции очень тосковал по родине. Той, которую у него отняли и которой больше никогда уже не будет. В нее нельзя вернуться – ее просто больше нет. Есть СССР, но это не его страна. Его Россия осталась в его рассказах, статьях, в его мыслях, воспоминаниях. Революция перечеркнула всё. После революции писатель стал человеком без Родины в буквальном смысле, его Родина погибла, перестала существовать. Вот в чем была его трагедия. А не только в отношениях с женщинами. Как это выражается на экране? Есть один монолог. Есть истеричный разговор с Алексеем Толстым, который едет в СССР на паек. Есть бурная реакция на слова Сони – «Нет такого города – Сталинград!» И в общем-то, это всё.
Зато любовные страсти на первом плане, и, к сожалению, не все в них показано тактично. Есть сцены, напрочь унижающие образ писателя, к примеру, когда он ползает на коленях за уходящей Галиной и кричит: «Как? Как вы это делаете? Скажи, я научусь!» Ну что это? Нет, возможно, всё так и было. Возможно, он именно это и говорил. Или мог говорить. И именно так себя и вел. Но как же это сразу снижает образ! Уже не вспоминаются «Темные аллеи» и «Антоновские яблоки», не вспоминается Нобелевская премия, а помнится только этот одержимый похотью неприятный пожилой мужик.
Нет, Боже упаси, не надо пафоса в изображении известных людей! Не надо позолоты, и «Бунин. Спасибо, что живой» тоже ни в коем случае не надо. Образ классика, гения, и должен быть противоречивым и живым. Но заслуживающим уважения. На Бунина на экране смотреть неприятно. Иногда его жалко, как в сцене обыска. Иногда понимаешь, какой он умный и необычный. Но уважение – нет, не возникает. Показанного Бунина уважать нельзя, просто не за что.
Бунинским произведениям не везет пока с экранизациями. Мое мнение – не  повезло и его биографии. При всем мастерстве создателей фильма…
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий