среда, 2 января 2013 г.

Преступные тайны

Оригинальное название: Bepanaah
Производство: Индия
Год: 1985
Режиссер: Д. Сидана
В ролях: Митхун Чакраборти, Шаши Капур, Рати Агнихотри, Пунам Дхиллон, Кадер Кхан, Суреш Оберой, Гудду
Моя оценка: 8 из 10


Фильм про плохих и хороших, про полицейских и преступников, про любовный треугольник. Но как-то это всё подано под таким нестандартным углом зрения, что фильм очень выделяется из всей череды «чисто индийского кино». Судите сами.


Смелый полицейский Рави Малхотра (Шаши Капур). Для меня до сих пор загадка, что имели в виду авторы фильма и актер, когда создавали этот образ. По всей видимости, это положительный персонаж, в противовес отрицательному Баджрангу. Тем не менее создатели фильма не дают зрителю возможности его полюбить! Может быть, таким образом они подводят нас к финалу? Или это случайно так вышло – шел, шел себе фильм да не туда вышел? Не могу сказать. Но тем не менее неприятные моменты с «честным полицейским» множатся и множатся.

Начать хотя бы со сцены допроса Уджагара. Да, он преступник. Но наш доблестный полицейский, «выбивая» признания у этого преступника, применяет просто-таки «гестаповские» методы – усердно избивает беднягу, не дает ему спать и в конце концов идет на «подставу» – разыгрывает покушение на Уджагара, и сам якобы «спасает» его. Уджагар не выдерживает и «раскалывается».

Дальше Рави, как и положено положительному герою, спасает Бхавну (Рати Агнихотри) от ложного обвинения. И, как и положено в таких случаях, героиня влюбляется в спасителя. Следует традиционная в таких случаях в индийском кино песня. А вот здесь второй необычный и отталкивающий момент – герои при этом пьяны в хлам (напробовались в храме даров Шивы). И секс между ними происходит тоже – по пьяному делу. Ничего себе такие положительные герои?

Наконец, третий момент. Рави женится не на беременной от него Бхавне, а совсем на другой девушке. Да, он был вынужден, да, такова была воля его умирающего отца. Но почему так неприятно от этой его покорности? Почему совсем не жалко его, вроде бы страдающего от жестокого рока? Нет, его не жалко. Жалко Бхавну, которой он, хоть и не желая того, сломал жизнь. Жалко его нелюбимую жену Калпану (Пунам Дхиллон). Хорошо, женился он без любви. Но хотя бы по-человечески, с уважением, относиться к жене можно? Разговаривать с ней? Принимать какое-то участие в ее делах? Нет, Рави груб с несчастной Калпаной, груб и холоден. Кроме того, еще и убивает ее ближе к финалу. Да, случайно. Но случайность здесь кажется закономерностью...

Не случайно и то, что спасать ребенка Бхавны авторы доверяют не положительному Рави, а отрицательному Баджрангу. А в конце... Впрочем, о концовке мы еще поговорим. Теперь о другом главном герое.
Баджранг (Митхун Чакраборти). Нам тоже сначала показывают его «в деле». Вот он с подручными наказывает мерзкого насильника. Лицо Митхуна-Баджранга в этой сцене непроницаемо, на нем нет ни радости, ни превосходства, лишь уверенность в справедливости совершаемого.
Он же расправляется с отступником Кайлашем и его девушкой. Но он не расстреливает безоружного, он предлагает ему дуэль. И в этой дуэли побеждает. Девушка, не согласившаяся принять правила игры и дерзнувшая поднять на Баджранга оружие, – также им убита. Баджранг сожалеет об этом. Но таковы здесь законы – или ты, или тебя. Окаменевшая душа Баджранга, кажется, уже не чувствует ни боли, ни уколов совести.
Обращает на себя внимание сцена в суде. У Митхуна там и слов практически нет, но как же замечательно им отыгрывается-отражается каждая реплика других персонажей – Уджагара, прокурора, адвоката. Все эмоции персонажа передаются внимательным взглядом, играющей на губах усмешечкой, и наконец нескрываемой торжествующей улыбкой.
Если есть любовь с первого взгляда, то в фильме показана ненависть с первого взгляда. Бхавна возненавидела Баджранга всей душой – лощёного красавца с наглой улыбочкой, так подло «подставившего» ее. Сцены с ними идут контрастом: небогатая комнатка и в ней скорбящая по умершему отцу Бхавна – и веселящийся в своем дворце, яркий, блестящий Баджранг.
Баджранг пытается добиться благосклонности гордой девушки. Но тут он, привыкший к женскому поклонению, сталкивается с ледяным равнодушием – да что там, с презрением!
Баджранг пытается привлечь девушку в свою организацию, заваливает ее комнату цветами, в общем, ведет осаду по всем правилам. Всё бесполезно. Тем не менее – он не унижается перед ней, не вымаливает ее любовь. Наоборот – весело, дерзко и упрямо идет в наступление. Она злится – он обаятельно улыбается ей. Она прогоняет его – а он шлет ей воздушные поцелуи. Она кричит «ненавижу» – а он в ответ: «Я схожу с ума по тебе, красавица».
В общем, как это часто бывает с отрицательными героями Митхуна – уже к середине фильма плохой, но такой бесконечно обаятельный и немыслимо привлекательный Баджранг настолько прочно завоевывает симпатии зрителей, что о честном полицейском хочется вспоминать все меньше и меньше.
В сцене смерти Даду мы видим уже совсем другого Баджранга. Сейчас он уже не самоуверенный, сильный мужчина – он напоминает растерянного ребенка, который снова потерял отца. Он отомстит за смерть Даду – убьет предателя. Отнимет одну жизнь, а затем спасет другую. Рискуя собой, спасет ребенка Бхавны. Тяжело раненный, он вернет его матери и уедет, не ожидая благодарности.
Бхавна придет к нему сама – расплатиться за спасение ребенка. Мечта Баджранга так близко – Бхавна сама предлагает ему себя. Но ему не нужна такая «благодарность»: она бы только унизила его любовь.
Впервые Баджранг раскрывается перед Бхавной, рассказывает о своем детстве, о родителях, о своей первой любви. Он искренне признается девушке: «Я хотел тебя завоевать. Я всегда буду этого желать. А если мне этого не удастся – я покончу с собой».
И кажется, что это говорит не опытный, избалованный соблазнитель Баджранг, а тот наивный и чистый мальчик из прошлого.
Любовь возвышает героя, очищает его душу. И именно это преображение рождает другое чудо – зажигает ответный огонь любви.
Да, я считаю, что именно это происходит в конце фильма. Когда Баджранг дает свою фамилию ребенку Бхавны, она еще говорит ему, что полюбить его никогда не сможет, что любит лишь Рави Малхотру.
Но что мы видим в финале?
Израненный Баджранг неимоверными усилиями спасает Бхавну и ребенка. Подоспевший Малхотра тянется к ребенку, но Бхавна резко обрывает его: «Это ребенок Баджранга!» И взяв ребенка на руки, идет к Баджрангу. А в глазах ее и благодарность, и преданность, и – любовь. Всё то, что так хотел видеть в них Баджранг.
«Если я не смогу тебя завоевать – я покончу с собой».
Но в том-то и дело, что – завоевал! Завоевал-таки!
Умирает ли Баджранг в конце фильма? Я уверена, что нет. Умереть сейчас? Когда он наконец завоевал свою Бхавну? Да вы что! Это с его-то упрямым характером? Да теперь он просто обязан жить! А раны – ой, я вас умоляю, в индийском кино выживали и не после такого))
Так что безоговорочный хеппи-энд, и даже не спорьте со мной))


Песни из фильма:




  

7 комментариев:

  1. Здравствуйте, Елена! Не смогла удержаться, чтобы не оставить свой комментарий. Нашла ссылку на Ваш блог на Индия-ТВ форум. В самом обсуждении тем я не участвую, но все темы, связанные с МЧ, мне интересны. А Ваши рецензии мне интересны особенно, так как в основном Вы не переходите на личности, а оцениваете и рецензируете фильм в целом и достаточно, на мой взгляд, объективно, хотя, насколько я поняла, именно МЧ Вам нравится. Что касается рецензируемого фильма, то он, действительно, достаточно интересен и нетрадиционен, хотя бы тем, что в фильме нет "чисто положительного" и "чисто отрицательного" главных героев. Как правило, в индийских фильмах идет очень четкое разделение на хороших и плохих, даже слишком четкое. Мне кажется, что еще общее впечатление о фильме портит актер, сыгравший Даду (слишком индийская манера игры или в сценарии роль написана слишком по-индийски). Что касается МЧ ( ну не могу на нем не остановиться), все-таки не зря такое большое внимание уделяется его крупным планам в кино (лицо, глаза). Это все рецензии на фильмы с его участием или где-то можно прочитать еще? Мне было бы очень интересно узнать Ваше мнение по поводу его ранних "до дисковых" и ближайших "после дисковых" работ, в частности "Мы впятером" или "Любимая сестренка" (не путать с "Моя любимая сестренка стала невестой"), так как именно в этих фильмах я его неожиданно для себя "открыла" как актера, а уже потом в фильмах более позднего периода. Еще раз спасибо Вам за рецензии! Вы талантливый человек с хорошим чувством юмора! Желаю Вам дальнейших успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое за теплые слова! Постараюсь обязательно радовать вас новыми рецензиями. Все мои рецензии здесь, их пока совсем немного, потому что индийское кино и фильмы Митхуна я начала смотреть только с прошлого года. Но действительно, Митхун актер очень интересный и разноплановый, поэтому рецензии на его фильмы обязательно будут. Следите за обновлениями:)

      Удалить
  2. Елена, какой прекрасный отзыв! Спасибо Вам огромное. Ваш юмор, как всегда, на высоте. С удовольствием прочитала Вашу рецензию. Действительно, положительный герой здесь не кажется таким уж положительным, а назвать героя Митхуна отрицательным даже язык не поворачивается.
    Правда, хочется, чтобы Баджранг и Бхавна наконец были вместе в этой жизни, а не в следующих шести. :) Но мне показалось, что когда улыбка сошла с его губ, он как раз умер. Однако, пусть лучше будет, как Вы говорите, хеппи-энд, они это заслужили. :))
    P.S. Как жаль, что у Вас так давно обновлений не было. Надеюсь, что у Вас скоро появится время. ОЧЕНЬ хотелось бы увидеть наконец Вашу рецензию на "Любимую сестрёнку". Ждём с нетерпением! Творческих Вам успехов!

    ОтветитьУдалить
  3. Мне тоже очень жаль, что не могу заниматься любимым делом, сейчас работа заняла всё время. Но скоро-скоро уже будут обновления, недельку еще потерпите))
    Спасибо за хорошие слова))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Потерпим, конечно! :) В предвкушении долгожданного. :)
      Сил Вам и энергии!

      Удалить