вторник, 22 января 2013 г.

Обида

Оригинальное название: Naaraaz
Производство: Индия
Год: 1994
Режиссер: Махеш Бхатт
В ролях: Митхун Чакраборти, Пуджа Бхатт, Атул Агнихотри, Сонали Бендре, Гульшан Гровер
Моя оценка: 7 из 10


Что делать, если тебе дали гордый непокорный нрав – и униженное положение нищего, бедняка...
Если с самого детства ты вынужден бороться за свое существование, и не самыми честными способами....
Если на твоих глазах застрелили твою сестру, а в тюрьму, конечно же, никого за это не отправили...
Гордое сердце требует мести, требует возмездия. Но для того, чтобы оно свершилось  – надо стать преступником. Нельзя убить дракона, самому не став драконом... Вот такой «огненный путь»... И свернуть с него нельзя...

Дэва и Аджай... Два названных брата. Один – бедняк, другой – богатый наследник. Один – простой рабочий, другой – интеллигент-писатель. Один разбирается со своими обидчиками только кулаками или оружием, другой верит в правосудие. Они – противоположности, хотя и любят друг друга больше жизни. Или так же, как жизнь.
Митхун Чакраборти и Атул Агнихотри замечательно ведут свои партии, сохраняя эту дистанцию, эту «разность» и непохожесть. Прямолинейный, честный, немного наивный Аджай и обожженный жестокостью жизни Дэва. С каким обожанием смотрит Аджай на своего старшего брата! Их совместный клип, наполненный удивительной искренней нежностью и любовью, – один из лучших в фильме.
Аджай берет с Дэвы обещание контролировать свой гнев, не драться ни с кем. И Дэва, счастливый от того, что приехал брат, и полный надежд, что теперь все наладится, дает это обещание. Вот только сдержать его он не сможет.
Аджай слишком долго жил за границей. Он еще верит в справедливость и цивилизованность на этой земле. Но ее здесь не было и не будет. По крайней мере не для таких бедняков, как Дэва. Воду, которую Аджай подарил беднякам, отравили. Своими руками Дэва зажигает 20 погребальных костров. И вместе с этим погребальным огнем загорается в его сердце жажда мести. Огнепад... Огнепад...
Аджай всё еще наивно пытается решить вопросы законным путем. Но система власти, перефразируя Паниковского, продана, куплена и снова продана, только уже дороже. Вокруг Дэвы сжимается кольцо, и на помощь закона рассчитывать нечего. Арестован Аджай. Арестован отец Дэвы. Самого Дэву разыскивает полиция, чтобы посадить по ложному обвинению. Всё, об обещании вести праведную жизнь можно забыть. Может быть. Когда-нибудь. Но не в этой жизни.
Дэва убивает продажного министра. Пусть теперь ищут – хоть есть за что! Ему удается сбежать в Малайзию. Одинокий, голодный, бродит он по городу, пока случайно не сталкивается со своим земляком, жуткого вида мафиози по кличке Тауке («большой брат»). Дэва спасает его от киллеров, и благодарный мафиози берется устроить его судьбу – дает жилье, еду. И работу. Конечно, соответствующего плана. 
Тауке учит Дэву жестокости, тому, чему он, выброшенный когда-то матерью в канализацию и получивший навечно уродливые шрамы, успешно научился сам. Главарь мафии убеждает бедняка Дэву, что в жизни важны только две вещи – власть и деньги. И Дэва уже готов поверить ему: ведь он убедился в этом на собственном опыте. Он хочет построить свой маленький рай, где будет править сам. Все решают сила и деньги. Сила у него есть. Деньги – благодаря Тауке – тоже.
Вот только – обособленный рай... Разве такое возможно на «огненном пути»?
Все карты путает очаровательная рыжеволосая танцовщица Соня. Защищая ее, Дэва идет против своего хозяина.
«Я видела много мужчин, – признается потом Соня. – Но сегодня я впервые увидела человека». Да, она права. Звериные законы мира Тауке не изменили душу Дэвы.
А далее следует потрясающе красивая песня и нежный клип. С любовью и легким оттенком грусти. Эта грусть окутывает, как туман, всю историю Сони и Дэвы. Вот диалог:
– Тебе не кажется, что ты снова попала в сети?
– В какие?
– В мои.
Вроде бы легкий, игривый даже диалог, а говорятся все слова Митхуном с той же неисчезающей грустью в глазах. И щемящее ощущение непрочности, невечности этого счастья не оставляет. Может быть, еще и оттого, что киноистория переплелась с жизненной. Пуджа Бхатт рассказывала, что именно на этом фильме, после романа длиною в год, она почувствовала, как уходит, отдаляется от нее Митхун. И клип, который должен быть символизировать начало любви, вдруг наполняется предчувствием ее конца... Митхун так красив в белой рубашке и джинсах, так пронзительно красив... Такой близкий. Но такой уже далекий...  
Дэва пытается создать семью, «как у всех», жить счастливо с Соней. Вот и ребенок скоро появится. Верная жена, Соня отказывается уезжать от Дэвы и жить под защитой Аджая. Она тоже уже на «огненном пути». И пройдет с ним этот путь до конца.
Аджай решается привезти Дэву в Индию. После долгой разлуки, в конспиративных условиях они наконец встречаются. От этой сцены перехватывает дыхание. Сильный, большой Дэва плачет на плече у Аджая, как ребенок. И казалось бы – они снова вместе, они едины. Но нет, жизнь слишком развела их. Дэва кричит Аджаю: «В твоем мире для меня нет места! Нет!» И Аджай потрясен переменой в Дэве: «Когда в детстве ты сердился, то казался очень красивым... Сейчас ты просто страшный. Страшный!»
Дэва принимает непростое для себя решение: сдаться полиции и вернуться с Аджаем в Индию. Аджай поддерживает его всей душой. Но... Говорят, благими намерениями выстелена дорога в ад. Тауке устраивает покушение на Дэву. В перестрелке Соню смертельно ранят. Дэва в отчаянии пытается спасти любимую, привозит ее в больницу. Рождается ребенок, но Соня умирает. Гибнет и последний преданный друг. Жизнь последовательно отнимает у Дэвы все, что ему дорого.
Ребенка Дэва приносит Аджаю. И никакие мольбы младшего брата уже не помогают. Огонь горит уже в полную мощь. Теперь осталось пройти-пробежать конец «огненного пути». И сгореть.
Дэва приходит прямо в логово Тауке. Его схватка с главарем вроде бы заканчивается победой... Но стрела, выпущенная раненым  Тауке, настигает Дэву. Он умирает на руках у брата. Окровавленный, как Виджай из «Огненного пути», он умирает, улыбаясь: теперь он чист, он очистился от грязи. Свой путь он прошел до конца.      

Клипы из фильма




2 комментария:

  1. Здравствуйте, Елена! Меня очень удивило, что на рецензию к фильму «Обида» нет никаких комментариев. Может потому, что этот фильм все уже давно посмотрели? А я посмотрела этот фильм совсем недавно и он мне очень понравился. Незнаю «слизан» ли сценарий с какого-либо американского фильма, но в данном случае и сюжет интересный, и снят фильм хорошо (не было желания «прокрутить»). И самое главное, что при просмотре я совершенно забыла, что главную роль исполнял актер Митхун Чакраборти, так как я наблюдала именно историю героя Дэвы. Когда я прочитала Вашу рецензию, то у меня было ощущение, что посмотрела фильм еще раз и с теми же эмоциями. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Вам! Фильм не очень понравился зрителям Индии, но это не важно. Фильм достойный, потому что здесь есть попытка сделать кино с психологически оправданными ходами, а не взятыми из воздуха, как обычно в индийском кино. И Митхун со своим умением создать очень реалистичный характер вытягивает фильм на еще большую высоту.

    ОтветитьУдалить