среда, 25 апреля 2018 г.

Небеса обетованные

Производство: СССР
Год: 1991
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Валентин Гафт, Ольга Волкова, Лия Ахеджакова, Леонид Броневой, Олег Басилашвили, Светлана Немоляева, Наталья Гундарева, Роман Карцев, Вячеслав Невинный, Нина Русланова, Сергей Арцибашев, Александр Белявский, Федор Дунаевский, Михаил Филиппов, Людмила Иванова, Наталья Щукина, Татьяна Кравченко, Александр Пашутин, Станислав Садальский
Моя оценка: 8 из 10


Фильм «Небеса обетованные» – один из самых трагичных и безысходных фильмов Эльдара Рязанова. Снят он накануне развала Советского Союза и в полной мере передает всю растерянность тогдашней интеллигенции перед пришествием и окончательным утверждением во власти «эффективных реформаторов».
Рязанов сам с радостью приветствовал «перестроечные» перемены. Свобода слова, отмена цензуры, отмена единовластия коммунистов – всё это опьяняло и кружило голову сладкими перспективами. В фильме «Забытая мелодия для флейты» режиссер всласть оттоптался на закостенелых «брежневских» бюрократах. Но буквально через пару лет стало ясно, что «племя младое, незнакомое» демократизаторов в разы хуже осмеянных «застойщиков». И фильм «Небеса обетованные», как мне кажется, появился потому, что режиссер, призывавший яростнее других к переменам, просто ужаснулся этим самым переменам. Отчаяние, горькая насмешка над своими надеждами, тоска и горечь разочарования – господствующие настроения в этой ленте.

Свалка с ироничным названием «Закат коммунизма» стала пристанищем всех, кто «не вписался в рынок» – бывшие интеллигенты и творческие работники, нищие, алкоголики, полупомешанные, выброшенные на обочину жизни и списанные этой жизнью. У них – своя маленькая община. Здесь есть свой Президент, бывший зэк (Валентин Гафт), свой еврей-скрипач (Роман Карцев), своя художница Фима (Лия Ахеджакова). Кажется, это совершенно обособленный мир «лишних» людей. Но границы между ним и миром «нормальных» людей, с работой, жильем и родственниками, очень расплывчатые. И некоторые герои вливаются в «Закат коммунизма» добровольно: одинокий бывший полковник (Леонид Броневой), познакомившийся с Фимой в тюрьме, простая женщина Катя (Ольга Волкова), имеющая двух детей, которые ограбили ее, убежденная коммунистка Аглая, чьи идеи стали никому не нужны (Светлана Немоляева). Они обогреваются теплом друг друга. Да, их мир ненормален. Жить на помойке и клянчить милостыню – не нормально. Но разве нормален тот другой, цивилизованный мир? Где милосердие выдается «по талонам», где одни ездят на шикарных машинах, а другие стоят на паперти, где ОМОН с дубинками и танки против своего народа – привычное дело.
В конце концов у несчастных маргиналов хотят отнять единственное, что у них осталось, – их помойку, их «Закат коммунизма». Землю, на которой они живут. Ушлые предприниматели хотят построить здесь фабрику по производству презервативов. Места жителям нищей общины в этой стране не осталось… И они улетают. Первым не выдерживает наивный, чувствительный Федя (Олег Басилашвили), смешно надеявшийся на любовь юной «феи». А за ним на паровозе (том самом, который «вперед летит, в коммуне остановка») улетают в ночное небо, куда-то на другую планету, и сами обитатели «дна», жители «Заката коммунизма». Улетают, исчезают, умирают добрые, смешные, любящие, наивные советские люди, потому что в разрушающейся стране им места не осталось. Здесь окончательно побеждает диктатура воров в законе, наглых бандитов и «прихватизаторов», а при ней нет места порядочности, интеллигентности, творчеству, добру и справедливости. «Святые 90-е» надвигаются неумолимо и неотвратимо, как ночной мрак…




Комментариев нет:

Отправить комментарий