пятница, 12 октября 2018 г.

Какая чудная игра

Производство: Россия
Год: 1995
Режиссер: Петр Тодоровский
В ролях: Андрей Ильин, Геннадий Назаров, Денис Константинов, Геннадий Митник, Елена Яковлева, Лариса Удовиченко, Николай Бурляев, Юрий Кузнецов, Алексей Золотницкий, Дмитрий Марьянов, Мария Шукшина, Дарья Волга, Анатолий Федоренко, Ольга Блок-Миримская, Нина Агапова, Максим Дрозд, Михаил Дорожкин, Валентина Березуцкая, Максим Коновалов
Моя оценка: 6 из 10



Название фильма точно отражает происходящее в нем. Трое героев картины, три шалопая-студента, игру обожают. Это их форма существования, образ жизни. Устраивать розыгрыши – их любимое занятие. Разбудить ночью соседа по комнате и убедить его, что он опаздывает в институт, съесть торт, который товарищ несет своей любимой дамочке. А еще у лидера троицы Коли Рыбкина (Геннадий Назаров) в запасе несколько не очень честных способов добычи денег, которых у студентов вечно не хватает: проверять билеты под видом контролеров и собирать с безбилетников штрафы, выбивать монетки из телефонного аппарата, сыграть нищего.
Вот только на дворе 1951 год. И время для свободы и смелых шуток еще не пришло.

Герои политикой не интересуются, живут, словно не чувствуют времени, в котором живут. Шутят, смеются, ссорятся, мирятся. Влюбляются. Коля Рыбкин безответно влюблен в красавицу Олю Лопухину (Мария Шукшина), которая встречается с капитаном госбезобасности. У интеллигента Феликса (Андрей Ильин) роман с экстравагантной художницей Софой (Лариса Удовиченко). Комендант общежития Михаил Михайлович (Николай Бурляев), немолодой фронтовик, страдающий астмой, любит молоденькую и никак не может понять, что такое женский оргазм. Несчастная Маркелова (Елена Яковлева), беспутная, но добрая, забеременела от мальчишки, но не может признаться ему, что ребенок от него. За ней ухаживает Филимон Семенович (Юрий Кузнецов), работник железнодорожного депо, стертый и унылый, как старый веник. Маркелова все понимает, что с ее пузом слава Богу, что хоть кто-то захотел ее взять. Но не может она с ним и всё тут.
А тем временем розыгрыши мальчишек становятся все более опасными и жестокими. Шутка над верующим сценаристом оборачивается слезами. И весельчаки, издевающиеся над искренним, доверчивым парнем, уже не выглядят такими уж милыми ребятами. Их прикол над фотографом Левой (Дмитрий Марьянов), которого они напугали тем, что его хотят арестовать за фотографии сделанные на границе, тоже обернулся вовсе не смехом. Испуганный Лева собирается уехать. Он, в отличие от остальных, понимает, в какое время они живут.
Шутка, когда Рыбкин голосом Левитана объявляет о снижении цен, об отмене цензуры и свободном выезде за границу, становится последней. Всех шутников арестовывают и ... расстреливают.
Финал кажется абсолютно чужеродным в этой картине. Понятен замысел режиссера – со сталинским государством шутить нельзя, расстреливали и за меньшее и т.д. Надо показать жестокость тоталитарного режима – так нате вам бьющая по нервам сцена расстрела (тоже напоминающая игру, только со смертельным исходом). Только вот реальный прототип Рыбкина – актер Николай Рыбников, устроивший похожий розыгрыш с голосом Левитана, – остался жив-здоров, его не арестовали, а исключили из института, затем восстановили по настоянию Герасимова. В послевоенное время после тяжелейших людских потерь во время войны расстрелы уже не применялись так массово, как в 37-м году. Тем более никто не стал бы расстреливать за розыгрыш. Осудить тоталитаризм и показать его жестокость можно было и другими средствами, не нарушая так грубо логику и не уходя так далеко от реальности.
В фильме много и других неточностей. Например, рок-н-ролл и пластинки «на костях» появились на несколько лет позже, уже при Хрущеве (Билл Хейли спел свой знаменитый хит «Rock Around The Clock», положивший начало эпохе рок-н-ролла, только в 1954 г.). Хотелось показать, как молодежь стремится уйти от совковой серости? Но опять же вышло топорно и с нарушением исторической правды.
Петр Тодоровский – непревзойденный мастер-лирик. Тонкая психологическая мелодрама с мягким юмором – жанр, который ему удается как никому другому. Но как только он берется за политику и пропаганду – сразу начинаются художественные провалы. Куда девается такт, чувство меры и вообще чувство реальности? Вот и в этом фильме – все спасают только лирические моменты и волшебная музыка. А весь пропагандистский пафос очень огрубляет картину и снижает ее до уровня агитки.  


           

Комментариев нет:

Отправить комментарий