четверг, 13 июля 2023 г.

Старая, старая сказка

Производство: СССР
Год: 1968
Режиссер: Надежда Кошеверова
В ролях: Олег Даль, Марина Неелова, Владимир Этуш, Георгий Вицин, Вера Титова, Виктор Перевалов, Георгий Штиль, Игорь Дмитриев, Анатолий Королькевич, Владимир Костин, Лев Лемке, Георгий Георгиу
Моя оценка: 10 из 10



      Наверное, нет такого человека, который не любил бы сказки Андерсена ‒ нежные, романтичные, веселые, остроумные и вместе с тем грустные. А вот с экранизациями великому датчанину везло не всегда. В советском кино к удачам можно отнести картину Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка».
Основной сюжет строится вокруг сказки «Огниво», однако режиссер усложнила действие, сделав его двуплановым. Перед зрителями разворачиваются две истории: одна веселая и волшебная, другая ‒ реалистичная и печальная. 
Олег Даль великолепно ведет главные партии в двух сюжетных линиях. 

В «сказочной» части ‒ он бравый Солдат, веселый оптимист, который всегда найдет выход из любого, казалось бы, безвыходного положения. Неунывающий, громогласный, бесстрашный парень не слишком умен, но зато простодушен и щедр. Он любит деньги, но совсем не бережет их и готов поделиться последним куском хлеба.
На первый взгляд, Солдат Олег Даля ‒ мот, гуляка и совсем не романтик. Но как он преображается, когда встречает свою Принцессу (Марина Неелова)! Как замирает он от мгновенно пришедшей к нему любви! Каким взглядом он провожает ее карету! Какая нежная улыбка светится на его лице! Волшебник (Георгий Вицин) может выполнить любое его желание, а он просит свидание с Принцессой и гуляет с ней по крышам. И в финале, уже добившись свадьбы, сам откажется от нее ‒ потому что ему нужна любовь, а не покорность, добытая чудесами.

В «реальной» истории Даль ‒ бродячий кукольник, мечтатель и романтик, замечательный мастер, который своим искусством заставляет людей смеяться и плакать. Он полюбил ‒ сильно и глубоко, так, как умеют любить только такие умные и глубокие талантливые люди. И он так надеялся, что его возлюбленная уйдет с ним вместе. Но удел романтиков ‒ одиночество. Грустно улыбнувшись, артист уйдет по зимней холодной дороге вместе со своими верными куклами. Именно такой печальный финал венчает «Старую, старую сказку», и именно он делает фильм по-настоящему «андерсеновским», напоминает о том, что жизнь еще очень далека от сказки.
Две роли в фильме сыграла и Марина Неелова, очаровательная дебютантка. 


Ее Принцесса ‒ совсем не типичная. Это вредная, капризная девчонка, злючка и колючка, кокетливая красотка, которая хорошей бывает только, когда спит. Вместе с тем она озорная, живая и искренняя во всем: и в пикировках с отцом, и в словесных поединках с солдатом, и в сцене сна, самом красивом и светлом эпизоде сказки.


 
На самом деле Принцесса отчаянно нуждается в любви. И женихам она отказывает потому, что не верит им. А Солдат полюбил ее любой ‒ вредная так вредная. Он любит ее такой, какая она есть, любит не только во сне, когда она веселая и добрая, но и наяву, даже тогда, когда она делает гадости, когда отправляет его к палачу. И мне всегда казалось, что слова Принцессы о том, что она была заколдована, ‒ это такая последняя маленькая ложь. Никто ее не заколдовывал. Просто бескорыстная, жертвенная любовь Солдата зажгла и в ней ответную любовь. И ей очень-очень захотелось, чтобы он поцеловал ее еще раз.
В «реальной» истории Дочь трактирщика вроде бы и любит Кукольника, но пожертвовать для него ничем не хочет. Такой, какой он есть, он никому не нужен. Он так и остается одиноким, и только сказка, сочиненная его волшебными куклами, становится ему утешением. 
Как всегда у Кошеверой, прекрасны роли второго плана.


Владимир Этуш ‒ он и Трактирщик, и Король, несчастный разорившийся вдрызг Король, который просто хочет выбраться из нищеты и абсолютно не знает, как справиться с капризной дочкой.
 

Георгий Вицин ‒ Волшебник, ранее бывший котом и сейчас не вполне избавившийся от кошачьих привычек. Как же замечательно передает это Вицин и пластикой, и голосом.


Виктор Перевалов ‒ Принц малюсенького королевства, юный, чистый и трогательный, у которого все богатства ‒ его роза и соловей. Но главное его богатство ‒ его прекрасная душа. Именно слова Принца о том, что нельзя жить с человеком, который тебя не любит, запали в душу беспечному Солдату и в конечном итоге помогли ему сделать правильный выбор.


Вера Титова ‒ Ведьма. Никак она не похожа на злую колдунью: это чистенькая, милая, кругленькая, уютная бабушка. Но вредный ее характер, ее жадность и подлость в полной мере проявляются, стоит ей только увидеть золотые монеты.


Георгий Штиль ‒ Телохранитель Принцессы. У актера минимум текста, однако запоминающийся эпизод создается бесподобной мимикой, пластикой и музыкальностью.
Надежда Кошеверова, собрав на картине бесконечно талантливый коллектив, создала очень цельную и очень стильную картину. Яркие эпизоды сказочного мира с условными театральными декорациями, нарисованными улицами и дворцами, красочными костюмами, оттеняются темноватыми «реальными» эпизодами в коричневых, мрачноватых тонах, хорошо отражающих обстановку провинциального трактира.
Нельзя не вспомнить и удивительную музыку Андрея Петрова, создающую неповторимую атмосферу сказки. Лиричная и веселая, маршевая и печальная, музыка становится полноправным действующим героем фильма.
Даже не верится, что чудесной сказке Надежды Кошеверовой уже 55 лет. Несколько поколений детей выросли на ней. И будем надеяться, современные дети тоже полюбят этот фильм и его забавных героев, ведь, несмотря на солидный возраст, смотрится он актуально и свежо. Потому что вечные истины и настоящее искусство ‒ никогда не устареют.          



Комментариев нет:

Отправить комментарий