суббота, 24 ноября 2012 г.

Искры любви

Оригинальное название: Chingaari
Производство: Индия
Год: 2006
Режиссер: Калпана Лазми
В ролях: Митхун Чакраборти, Сушмита Сен, Анудж Савней, Ила Арун, Анджан Шривастава, Свини Кхера
Моя оценка: 8 из 10


На первых же минутах фильма нас предупреждают, что в фильме будет необычный любовный треугольник: проститутка, почтальон и священник.
Проститутка Басанти (Сушмита Сен). Она азартно режиссирует женские «бои без правил» в своем публичном доме, она смеется над недотепой-почтальоном и заставляет его читать неприличные письма. Наконец, она «звездит» на ярмарке. Ярмарка – буйство красок, место, где продаются фрукты, куры, овощи, женщины... Здесь, на ярмарке, Басанти – яркую, энергичную, красивую, такую доступную и недосягаемую одновременно – впервые увидел почтальон.
Почтальон Чандан... Милый, добрый, открытый и честный. Да, у актера, который его играет, нет яркой харизмы и магнетической мощи, и все же он очень хорошо ведет свою партию – негромко, но очень ясно. Шаг за шагом, сцена за сценой своей добротой и теплом он завоевывает симпатии и Басанти, и зрителей.
«Бывает так, что дышит человек, а на самом деле уже мертв», – это Басанти говорит о себе. Она будет рассказывать своей маленькой дочери Титли грустную сказку о том, как пришла на ярмарку продавать любовь, а покупателей так и не нашлось... «Очень я устала, Титли, очень...» Уставшую и почти мертвую душу Басанти мальчик-почтальон попытается отогреть своей нежностью, оживить. Вот только есть одно «но»...
Третий «угол» любовного треугольника – Бхуван Панда (Митхун Чакраборти). Человек, который свято верит в свою «избранность», ведь сама богиня Кали избрала его, великого человека, для служения ей.
Нам показывают день и ночь священника. Днем он – величественный, строгий и сосредоточенный служитель богини Кали. А ночью... Тут он может расслабиться, не играть больше в добродетель, и животная страсть вырывается наружу... Сцена, засмотренная любителями «hot» в Интернете, – жуткая и притягательная, мерзкая и возбуждающая одновременно... Кто здесь Бхуван и Басанти? Любовники? Нет, скорее враги, палач и жертва.
Он хочет утвердить свою власть над этой проституткой, и Басанти корчится и вздрагивает под его ласками, укусами, ударами. И возбуждается Бхуван не столько от прелестей Басанти, сколько от этого безграничного ощущения власти. Здесь он может всё. Рядом с ним – рабыня. Ее можно толкнуть, разорвать на ней одежду, дать пощёчину, а можно поцеловать, провести языком и тут же укусить. Бхувану не нужна ответная страсть этой проститутки, не нужно ее возбуждение – ему нужна покорность. И доказательства своей исключительности. «Я сам божественный огонь» – вот так, ни больше ни меньше. И всё это без пафоса говорится, просто. Потому что это так и есть. Махарадж искренне в это уверовал.
Он любуется Басанти в храме, когда она поет гимн богине Кали, и во взгляде его благодушие, да что там – и восхищение этой девушкой. Кажется, вот сейчас проснулось в нем что-то человеческое. Но стоит этой Басанти только дотронуться до статуи богини, как тут же следует: «Кем возомнила себя эта девка?!» Несчастную Басанти вышвыривают из храма. И почтальон своим выступлением ничем не помог. Жители Равенпура его не поддержали. Наоборот, советуют: попроси у священника прощения, а то всем плохо будет...
И почтальон приходит к Бхувану просить прощения. Камера снимает его сверху, чтобы еще больше подчеркнуть его «малость» и униженность. Бхуван же снисходительно принимает извинения: он не видит соперника или какую-то угрозу в этой мошке. И все эти речи, выступления – смешно даже говорить.
Тем временем почтальон и Басанти все больше сближаются. И прежде всего их сближает Титли. Ему, почтальону, Басанти открывает свою заветную мечту – скопить денег, выучить Титли, чтобы у нее была хорошая судьба, не как у нее. Но будет ли так?
Итак, Басанти вышла из-под контроля. Проститутка позволила себе роскошь влюбиться.
И Бхуван начинает... ревновать.
Басанти уходит из-под его власти! Радуется, поет песни, катается с почтальоном на велосипеде. Да как она посмела?! Как разъяренный зверь, мечется Бхуван по комнате Басанти, в нем клокочут и ярость, и ревность, и уязвленное самолюбие. Басанти раздавлена и униженно молит о прощении. И тут же его ярость оборачивается возбуждением, ведь чужая покорность и ощущение власти так ласкают душу...
Бхуван безжалостен ко всем «грешникам», ко всем, кто отступает от обычаев и традиций. Ему легко управлять этими темными, в большинстве своем неграмотными людьми. Как жестоко, одним мановением руки расправляется он с несчастной молодой парой, осмелившейся нарушить традиции! Эту непоколебимую уверенность в своей непогрешимости Митхун делает главной чертой своего героя. Он служит богине – но он и сам бог!
Великолепно сыграна Митхуном сцена, когда Бхувану сообщают, что Басанти получила письмо от поклонника. Бхуван лишь усмехается – боже, письма, какой бред. А в глазах медленно разгорается ярость – опять?! Правда, своим подпевалам Бхуван своих истинных чувств никогда не покажет: лениво прикроет глаза – ерунда эти письма, лишь бы от почтальона держалась подальше.
Но лишь только Бхуван узнаёт, что неизвестный поклонник собирается жениться на Басанти, улыбочки-ухмылочки уже нет на его лице. Он еле сдерживает эмоции: «Этого никогда не будет! Это невозможно!»
Бхуван начинает действовать: он запугивает, грозит голодом и засухой темным сельчанам, которые, по его мнению, как-то уж слишком равнодушно отнеслись к этому событию: мол, ну и что, пусть себе женятся. Взбешенный махарадж является в публичный дом.
Когда он избивает Басанти, она молчит. Но стоит ему только упомянуть имя Титли («Титли? Твоя Титли тоже будет проституткой»)... Басанти терпит побои, но если дело касается ее Титли, она превращается в разъяренную волчицу. Невероятна в этой сцене игра Сушмиты Сен. Редко в индийском кино увидишь такой накал эмоций – совершенно оправданный. Так в один миг распрямляется долго сжимаемая пружина. «Ты пользовался моим телом, но душа моя осталась со мной. Ты, великий человек, не смог затронуть ее!» Бхуван, словно окаменев, выслушивает яростные отповеди Басанти.
Поразительно, как Митхун, всегда открытый, эмоциональный, здесь сдержан и закрыт. У него нет никакого текста, до самого конца этой долгой по экранному времени сцены. Тем не менее все мысли и переживания Бхувана читаются зрителями очень ясно. Он не спорит (великому человеку не пристало спорить со шлюхой), но видно, что внутри у него все горит от ярости. Он знает, что последнее слово все равно останется за ним. Басанти уходит, а Бхуван окидывает взглядом бордель, качает головой – глупые вы, глупые, даже жалко вас. Но ничего не поделаешь – надо учить.
И сразу – ненависть в глазах, страшная, пугающая, жгучая, как острый перец. Он запахивается в свои алые одежды и уходит – и кажется, что вокруг все загорается этим алым пламенем ненависти.
Одиночный бунт почтальона, как и следовало ожидать, заканчивается трагически. Бхуван убивает мальчишку жестоко и подло, вонзив нож в спину. Никто не имеет права посягать на его власть.
Свадьба Басанти так и останется в мечтах... Начальник почты приносит ей синдур, который должен был нанести ей убитый почтальон. Эта сцена также потрясающе пронзительно сыграна Сушмитой. Вот героиня, словно еще не понимая, не веря, наносит краску себе на пробор и смеется от радости. А затем смех переходит в рыдание, в жуткий немой крик отчаяния – она не жена! Она – вдова. Ее мужа, ее любимого нет. Убит...
В финале фильма Басанти – сгусток ярости и ненависти. Одержимая местью, стуча в барабан, она приближается к Бхувану, грозная, как сама богиня Кали, и неотвратимая, как смерть. И хотя в этой сцене огромная массовка – это поединок двоих, Бхувана и Басанти. Он еще надеется победить, надеется, что он сильнее. Нет! Нет никого сильнее женщины-матери, у которой отняли ее судьбу, ее мечту.
Басанти-Сушмита страшна, как ведьма. Она словно совершает ритуальный танец, как тогда в храме, только теперь богиня – она. А священник сейчас будет принесен в жертву. Мне кажется, в последние свои минуты Бхуван и сам это понимает и – так же, как и в начале фильма – готов к этому страшному, немыслимому обряду. Только он не знал, что всё будет так больно. И так некрасиво, невеличественно...
Зато Басанти торжествует – месть свершилась! Она даже не разрешает закрыть глаза своей дочери – иди! Смотри!
И лишь потом наступит отрезвление. Что она сделала? Кем стала? Убийцей! Убила человека – неважно, какого – на глазах своего ребенка. Минуту назад такая грозная и величественная, Басанти рыдает – и от содеянного ею, и от того, что предвидит судьбу своей Титли, свидетеля и ее профессии, и ее унижений, и ее преступления. Какая счастливая судьба может ее ждать? Бхуван Панда убит, но проклятье его осталось, и смерть его не принесла никому счастья. Вот почему рыдает Басанти.
Этой сценой и стоило бы завершить фильм. Но – это же индийское кино. Нам рассказывают мораль, рассказывают утешительную сказку о счастливой дальнейшей жизни Басанти и Титли.
 Отрежьте этот конец. Как все будет на самом деле – мы уже знаем.
***
Клипы из фильма:

 

9 комментариев:

  1. Замечательный "разбор полётов".
    Но вы совершенно не оставляете шансов еще не смотревшим).
    Пока читала, захотела посмотреть, но "кто кого убил" уже известно)).

    ОтветитьУдалить
  2. ))) Да уж, спойлеры присутствуют, о чем я честно в Предупреждениях предупреждаю)) Просто фильм уже не новый, и первоначально рецензия писалась для Форума, где все уже знают, чем всё закончилось)))
    Но смотреть его все равно интересно - это же не детектив, где главный вопрос - "кто убил". Тут больше за отношениями следить интересно, за актерской игрой, за психологией.
    Фильм мрачноватый, не вполне типичный для индийского кино, и у людей неподготовленных может вполне вызвать шок и неприятие, что собственно доказывают отзывы на других сайтах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да меня по большому счету спойлерами не испугать)). А уж индийским кино тем более).
      Серьезных фильмов у них тоже более чем достаточно, не масалой единой.

      Удалить
  3. Да, это точно. я индийское "серьезное" кино только в этом году для себя и открыла. И очень оно мне интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Порекомендую трилогию, хоть и не связанную сюжетно, Дипы Мехты - "Огонь", "1947:Земля", "Вода". "Полет" Викрамадитьи Мотване.
      Да в общем, много что можно еще рекомендовать при соответствующем интересе.

      Удалить
    2. Спасибо! Надо будет посмотреть!

      Удалить
  4. Лена прекрасный отзыв, впрочем как другие. Фильм мне показался странным, ну потому что, это не типичный индийский фильм (Вы ведь об этом и говорите), однако да...есть за чем понаблюдать, вернее за кем. Если честно, мальчика, который инграл почтальона я не заметила, потому что все мужчины, которые играют в фильмах с Митхуном меркнут. Я вижу только его, я смотрю на его исключительную игру. А здесь он очень хорош, необыкновенно. Просто взглядом выразить отношение к герою, к той или иной ситуации - это под силу только Митхуну. И это не превзятое отношение к нему, это правда. А секси сцена между Митхуном и Сушмитой, как Вы ее описали, ну прямо захотелось самой во власти этого священика оказаться (ага помечтай - это я себе...) На самом деле сцена "жуткая и притягательная, мерзкая и возбуждающая одновременно" - все правильно, так и есть. А Сушмита потрясающая красавица, в этом фильме она мне очень понравилась. Спасибо за отзыв!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Митхун меня вообще в этом фильме поразил. Я даже не представляла, что он может так сыграть Абсолютное Зло.

      Удалить
    2. Митхун может сыграть все!!!

      Удалить