воскресенье, 11 ноября 2012 г.

Осенний марафон

Производство: СССР
Год: 1979
Режиссер: Георгий Данелия
В ролях: Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неелова, Норберт Кухинке, Евгений Леонов, Галина Волчек, Николай Крючков, Ольга Богданова, Дмитрий Матвеев, Владимир Грамматиков, Борислав Брондуков, Владимир Пожидаев, Вадим Медведев, Никита Подгорный
Моя оценка: 9 из 10



«Печальная комедия» – так Георгий Данелия определил жанр своего фильма. Вот таким оксюмороном. О чем может быть фильм такого жанра? И при чем здесь марафон?
Марафон – забег на дистанцию 42 километра 195 метров. Сколько километров пробежал уже герой? Сколько еще осталось? Закончатся когда-нибудь эти проклятые 42 км 195 м?
Андрей Бузыкин (О. Басилашвили) – мягкий, добрый человек – привык жить «бегом». Он все время опаздывает, у него каждый раз не вовремя звонит будильник, он обещает и не выполняет и снова бежит-бежит...

Бежит с профессором из Дании Хансеном (Н. Кухинке), потому что это для здоровья, потому что это полезно, потому что иностранцу отказывать неудобно. Утром хочется спать, ну не спать – так просто тихо сидеть и курить. Нет. Надо надеть спортивную форму, надо надеть приветливую улыбку – и вперед, Хансен ждет.
Ждет и Алла (М. Неёлова). Угораздило же ее влюбиться в человека, который никому не может сказать «нет». И даже на ее «запретные» разговоры про ребенка – он будет только смотреть глазами больной собаки. Ну что делать? Красивая, умная Аллочка попала в ловушку – ни назад, ни вперед. Она пытается бороться, она пытается доказать – вот, смотри, какая я заботливая, как я готовлю, как пришиваю тебе пуговицы, покупаю куртку, чтобы ты был модный у меня... Вагон, состав нерастраченной любви. Согласись Бузыкин на брак с Аллочкой – какой же замечательной и заботливой женой она бы была! И Алла ждет, ждет окончания марафона, и всё еще надеется придти первой...
Надеется и Нина – жена (Н. Гундарева). Надеется услышать хоть раз не вранье, а правду. Надеется не вздрагивать всякий раз от телефонного звонка – опять любовница? Её раздражает всё, и первые слова, с которыми она появляется на экране: «Госсподи, я еще целый час могла спать». Ну почему самой не сказать мужу то, что он так боится ей сказать – да, у него есть любовница. Ведь это же ясно как белый день. Но Нина будет молчать. Потому что признать это – значит признать и другую страшную истину: «Никому я не нужна». И Нина молчит. Она ждет поступка от мужа – хоть какого-нибудь. Ждет, пока закончится марафон.
Но марафон не может закончиться. Потому что есть еще Варвара (Г. Волчек), наглая до беспредела, женщина-трактор, женщина-асфальтовый каток Она как будто мстит бедному Бузыкину – за то, что тот талантливей, за то, что любит молодую и красивую, за то, что похож на ее гада Володьку, который когда-то бросил ее... И Варвара якорной цепью виснет на Бузыкине – то с просьбами о помощи, то с нелепыми попытками «помочь».
А есть еще Василий Игнатьич (Е. Леонов) – добряк-сосед, который любит выпить и по-соседски приглашает Бузыкина. Ну, приглашает – это мягко сказано, скорее – заставляет. Ну и ладно – это же из большого уважения, это же любя! Мужчина-трактор, мужчина-асфальтовый каток – и вот уже друзья-профессора покорно тащатся за ним в холодный якобы грибной лес, потому что отказать просто нет никакого интеллигентного способа.
Сколько еще там километров осталось? Бузыкин бежит, бежит – и врет, врет, врет. Казалось бы, какой смысл в этом вранье? А ему просто не хочется никого огорчать. Бросишь Аллу – она расстроится и у нее опять схватит сердце. Бросишь Нину – и она, бедная, останется совсем одна, ведь даже и дочка уехала. Бросишь Варвару – и на что она будет жить? Но говорят, благими желаниями вымощена дорога в ад. И доброта Бузыкина превращает в ад и его жизнь, и жизнь близких.
Выручая Хансена, Бузыкин опаздывает (снова опаздывает) в аэропорт. Дочь улетает, не простившись с ним. У Нины сдают нервы. В сцене в автобусе Бузыкин может первый раз за все экранное время говорит правду: он был в вытрезвителе. Но правде уже этой никто не верит.
И странно – марафон Бузыкина в этом моменте прерывается. Даже физически – повредив ногу, хромая, он уже не может «бежать». Остановился бег – и уже оказывается можно говорить «нет» – Варваре, отнявшей у него работу-мечту – Скоффилда, Василию Игнатьичу, наглому студенту-двоечнику, негодяю Шершавникову. И это оказывается так хорошо, такой кайф! И вот они – секунды счастья Бузыкина. Он один. Нет Хансена с его оздоровительным бегом, нет Нины, нет Аллы. По сути – это всё, что надо Бузыкину: одиночество и Скоффилд. Он танцует сам с собой... И триумф длится до... телефонного звонка.
Алла. «Ты мне звонил? Ты что-нибудь решил?» Ну ответь же: «Нет, нет!». Но всё, вернулся прежний Бузыкин. И поэтому – «Да, да».
Возвращается Нина. «У тебя там правда – всё?» Ну хоть здесь ответь – «нет, нет». Но и Нина слышит – «Да».
А потом – традиционное: «Я записываю – в семь кафедра». И умирает надежда в глазах Нины, и леденеет, застывает, как неживая маска, лицо Аллы. Всё, перерыв закончился, марафон продолжается. Побежали, девушки!
А вот, кстати, и Хансен, вечно бодрый Хансен, обогащенный бесценным опытом в «трезвывателе». «Андрей, ты готов?» Готов...
 И продолжается марафон. Грустный и бесконечный, как поздняя осень...

Фильм Данелии можно пересматривать бесконечно, потому что перед нами собрание шедевров актерской игры. Бузыкин Олега Басилашвили вызывает и жалость, и стыд за него – ну ты же мужчина, ну поступи как мужчина! Наталья Гундарева, Марина Неёлова – им иногда и слов не надо, вся трагедия играется взглядами – то испуганными, то надеющимися, то потухшими... Великолепны, просто синхронны друг другу Галина Волчек и Евгений Леонов. Прекрасны и эпизодические роли – несчастный, некрасивый Пташук (В. Грамматиков), безответно влюбленный в Аллочку, хамоватый водила, наехавший на Бузыкина (В. Пожидаев), «самбист», скрутивший хама (Б. Брондуков).
Об одной роли хочу сказать отдельно, Антиподом Бузыкину в фильме является дядя Коля (замечательная работа Н. Крючкова). Аллочке он заменил отца. Фронтовик, кристально честный, цельный и несуетливый человек – ему и в голову не может прийти, что можно поступать – ТАК. Стесняясь и смущаясь (не спугнуть бы алкиного жениха), он будет предлагать «молодым» свою комнату, отдаст ключи Бузыкину. А потом Аллочка скажет ему правду. Надо видеть глаза Николая Крючкова! Он забирает ключи у Бузыкина. Вот все его реплики в этой сцене: «Ключ! От моей квартиры. Спасибо. Большое спасибо!» Всё! Остальное говорится глазами, а в них – и жгучая обида, и недоумение (да как же так можно!), и презрение к обманщику. Великий актер.
Фильм «Осенний марафон» – один из лучших в фильмографии Г.Данелии. Особое «осеннее» настроение создает в нем прекрасная музыка Андрея Петрова, которая соединяется и с великолепной операторской работой (оператор С. Вронский). Всё вместе создает фильм-размышление, печальную «чеховскую» комедию...


  ***
Смотреть фильм онлайн 

А. Петров. Мелодия из фильма "Осенний марафон"




И еще одна знаменитая мелодия из этого фильма:
 


Поблагодарить автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий