вторник, 13 ноября 2012 г.

Тридцать три

Производство: СССР
Год: 1965
Режиссер: Георгий Данелия
В ролях: Евгений Леонов, Нонна Мордюкова, Инна Чурикова, Любовь Соколова, Виктор Авдюшко, Геннадий Ялович, Николай Парфенов, Виллор Кузнецов, Савелий Крамаров, Аркадий Трусов, Вячеслав Невинный, Георгий Светлани, Владимир Басов, Фрунзик Мкртчян, Сергей Мартинсон, Ирина Скобцева, Светлана Светличная, Юрий Саранцев, Пётр Щербаков
Моя оценка: 9 из 10


Как, каким чудом удалось попасть к зрителю в далекие шестидесятые этому замечательному фильму? Ведь он-то, по сути, над дорогой советской действительностью просто издевается! Весело и остроумно раскрывают здесь авторы механизм создания знаменитости по-советски.
А началось всё просто. Однажды у скромного технолога завода безалкогольных напитков из города Верхние Ямки Ивана Сергеевича Травкина заболел зуб. После долгих мучений, подгоняемый женой, трусишка Травкин (Е. Леонов) наконец является к зубному врачу. И тут его мучения...

Нет, не заканчиваются – только начинаются. Оказывается, Травкин не обычный человек, а феномен – у него 33 зуба! И понеслось!
На торжественном вечере, где Травкин с хором исполняет вечный данелиевский хит «На речке, на речке, на том бережочке...», выступает зубной врач и во всеуслышание заявляет: «Травкин – единственный в мире!» Когда появляется что-то единственное в мире – общественность сразу начинает волноваться. Тут же голосованием выбирается счетная комиссия для подсчета травкинских зубов. И точно – 33!
Маховик раскручивается дальше.
Хваткая начальница Облздравотдела (Н. Мордюкова) обрисовывает ошалевшему молодому стоматологу радужные перспективы: впереди Москва, симпозиумы, а там и диссертацию можно написать, а можно, кстати, и вдвоем написать. Робкий писк эскулапа: «Надо бы рентген сначала сделать» – никто не слышит: да чё там рентген, успеется! Главное, машина заработала-закрутилась, не остановить!
И пошло-поехало: Москва, съемки в «Голубом огоньке» (а как же ж!), слухи – как и о всякой знаменитости («Говорят, в каких-то ямках снежного человека поймали! Трубы водопроводные перегрызал!»).
Телевизор – великая вещь в деле пиара по-советски. Телевизор и журнал «Огонек». И вот уже Травкина начинают узнавать на улице. Безумная толпа рвет его на части, требуя автографа (куда там твоим «Битлз»!) У Травкина появляются свои сумасшедшие фанатки (вроде Розочки, готовой поехать за своим кумиром куда угодно, хоть в тайгу (И. Чурикова)) и безумные подражатели и завистники (вроде склочника Прохорова, доказывающего везде, что это у него 33 зуба (Н. Парфенов)). Интервью, обязательные фото «с девочкой на руках» (а ля "Ленин и дети"), почетное право первого удара по мячу, и даже – поэма модного поэта «Больному зубу, зубу твоему».
В конце концов Травкин и сам начинает верить в свою исключительность. В его лысенькой головке поселяется мысль: а вдруг это так и есть? И он действительно уникальный? И потомок марсиан? И должен послужить советской науке? Апофеозом «звездного пути» Травкина становится полет на Марс и открытие памятника на родине под бессмертное «На речке, на речке, на том бережочке...». Правда – это уже лишь во сне героя. Много шума было поднято совершенно не из-за чего, и потому Травкин возвращается в свои Верхние Ямки, и возвращается, надо сказать, с огромным удовольствием. Всё-таки хлопотное это дело – быть знаменитостью. Лучше он из своих Ямок по телевизору посмотрит, как создается новый человек-легенда.
Фильм – бенефис Евгения Леонова! И мне кажется, в характер скромняги Травкина добавлено много черт самого Евгения Павловича. И как это часто бывает у Данелии, шедеврами становятся даже маленькие эпизоды. Еще бы – ведь в них заняты блистательные актеры:
Нонна Мордюкова – бой-баба из Облздравотдела с ее материнским, «свойским» «Давай-ка, Аркаша, покалякаем». Ну а лекция ее – это вообще шедеврально!
Инна Чурикова – Розочка, «девушка бледная со взором горящим», фанатка Травкина;
Пётр Щербаков – вальяжный писатель, вещающий (да, он не говорит – именно вещает) про форму и содержание;
Виктор Авдюшко – водолаз Миша, единственный не принимающий всерьез всю эту историю;
Вячеслав Невинный – муж Розочки, охотно уступающий ее «самому» Травкину;
Сергей Мартинсон – папа Розочки, которого волнует только один вопрос сможет ли Травкин – потомок марсиан – жить с землянкой и размножаться;
Владимир Басов – «охотник за черепами», он же директор краеведческого музея;
Савелий Крамаров – стильный поэт (уж не Евтушенко ли тут имелся в виду), с вдохновением сочиняющий «заказуху» на злобу дня;
Юрий Саранцев – щербатый сплетник-таксист («Хуже нет, когда зуб болит – рожать и то легче») и многие-многие другие.
 «Тридцать три» – четвертый фильм  Г. Данелии. После лиричного «Сережи», психологической драмы «Путь к причалу» и оптимистичной картины «Я шагаю по Москве» остросатирический фильм был неожиданным. Тем не менее он по праву считается одним из лучших произведений режиссера и занимает почетное место в золотом фонде советской кинематографии. 

 Смотреть фильм онлайн

Поблагодарить автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий