четверг, 8 марта 2018 г.

15 лучших советских фильмов о женских судьбах



О чем же говорить в самый женский день 8 Марта – как не о женщинах. Давайте вспомним сегодня лучшие отечественные фильмы о женских судьбах. Пойдем по хронологии.


1. Светлый путь (реж. Г. Александров, 1940)




Фильм был бесконечно популярен в 40-х годах, а потом старательно забыт. Конечно, его можно причислить к так называемым «агиткам», пропагандирующим прелести стахановского труда. Но все же обаятельный женский образ, стоящий в центре картины, перевешивает все недостатки фильма. Интеллигентная Любовь Орлова мастерски создает образ неграмотной девушки Тани, которая прошла путь от домработницы до передовика производства и депутата Верховного Совета. Между прочим, для этой роли Орлова сама научилась работать на ткацком станке, при этом достигла такого совершенства, что могла запросто обслуживать несколько станков. Советская актерская школа – если вживаться в роль, так уж вживаться.

2. Простая история (реж. Ю. Егоров, 1960)


В трудное послевоенное время вдова-солдатка Александра Потапова становится председателем колхоза. Не потому что уж такая она самая умная – просто некому больше. Вместе с другими женщинами и немногими оставшимися мужиками будет тянуть она из последних сил своё хозяйство и добиваться достойной жизни для односельчан. Нонна Мордюкова создала один из лучших образов в своей кинокарьере: «бой-баба», которая горы может свернуть, а в глубине души просто мечтает о любви, о том, чтоб рядом был «орёл», а не просто существо в штанах.

3. Евдокия (реж. Т. Лиознова, 1961)


Еще один фильм о нелегкой жизни простой женщины. На долю её  выпали все испытания, которые пережила страна в первую половину 20 века. Тем не менее Евдокии удалось сохранить семью. Своих детей не дал ей Бог. Но Евдокия с мужем вырастила приемных и стала для них самой настоящей, самой родной мамой. Роль русской женщины Евдокии – актерский шедевр Людмилы Хитяевой.

4. Женщины (реж. П. Любимов, 1965)


 Екатерина, Евдокия и Алевтина – три женщины разных поколений, три простые работницы фабрики, абсолютно разные, и у каждой свои проблемы, радости и печали. Не слишком им везет, и жизнь не балует их пряниками. Но даже в простых буднях и обычных делах они могут найти радость. А высшая их радость все же – в детях. Фильм запоминается, в первую очередь, благодаря ярким актерским работам Нины Сазоновой, Инны Макаровой и Галины Яцкиной.

5. Крылья (реж. Л. Шепитько, 1966)


Пронзительная история женщины-фронтовички Надежды Петрухиной (Майя Булгакова), лётчицы, которая не может найти себя в мирной жизни. Вроде бы и уважаемая преподавательница, и люди постоянно вокруг, и дочь есть – и трагическое одиночество и непонятость. Обычная «бескрылая» жизнь не имеет для нее смысла. Она жила, только когда летала. И когда любила.

6. Здравствуй и прощай (реж. В. Мельников, 1972)


Один из лучших фильмов о женщине. Главную роль играет Людмила Зайцева. Хотя слово «играет» здесь кажется особенно чужеродным – она просто живет на экране, она и есть эта Шурка, женщина, которую с тремя детьми бросил непутевый муж и уехал искать в городе «смысл жизни». Она полюбила вновь – сильно и безоглядно, полюбила скромного участкового милиционера. Но и он – «не орёл», испугался ее любви, а тут еще и непутевый «искатель смысла» вновь объявился. Как тут быть сильной женщине? Хотя какая она сильная – она просто женщина. Которую эти окружающие «не-орлы» вынудили стать сильной.

7. Мачеха (реж. О. Бондарев, 1973)


Быть матерью – высокая миссия женщины. И в советских фильмах не уставали это подчеркивать. Главная героиня фильма Шура Олеванцева (Татьяна Доронина) узнает шокирующую новость: у ее мужа есть ребенок от другой женщины. Они бы так никогда и не узнали о существовании этой девочки, если бы несчастная мать ее не умерла. Павел Олеванцев не может допустить, чтобы дочь росла в детском доме и привозит ее в свой дом. И Шура становится для чужой девочки не мачехой – мамой, доброй, терпеливой и заботливой, которая обласкает, отогреет и все-таки завоюет доверие этого ребенка с таким непростым характером.    

8. Вас ожидает гражданка Никанорова (реж. Л. Марягин, 1978)


О чем мечтает женщина? Конечно, о любви. Героиня фильма Катя Никанорова (ее превосходно играет Наталья Гундарева) отчаянно и упорно ищет любовь – ищет своего единственного, своего «на всю жизнь». Не везет ей пока катастрофически, и попадаются лишь обманщики. Но Катерина, пережив очередную неудачу, не сдающаяся, искренняя и открытая, снова распахивает свое сердце для любви. И пусть обманут ее и на этот раз, она верит и ждет. Потому что без любви она не видит смысла в жизни.      

9. Москва слезам не верит (реж. В. Меньшов, 1979)


Снова в центре истории – три такие разные женские судьбы. Но объединяет их одно – поиск своей любви, своего любимого мужчины. Одна довольна «синицей в руке», другая – всю жизнь мечтала о статусном «журавле в небе». А третья просто хотела любви – искренней и взаимной. Все наши желания рано или поздно исполняются, главное – надеяться и ждать. И не просмотреть свое счастье, ведь им может оказаться даже случайный попутчик в электричке со смешным именем Гоша. (Рецензия на фильм)   

10. Родня (реж. Н. Михалков, 1981)


Неожиданный фильм для Никиты Михалкова и лучшая роль Нонны Мордюковой. Женщина с простым русским именем Мария, с немаленькими формами и не менее широкой, щедрой душой. Она, как может, старается собрать, объединить своих родных, всех обогреть, устроить, всем помочь. И кажется, ничего у нее не получается. Чужая она в этом сумасшедшем  городе. Но когда Мария соберется уехать – ее красивая «городская» дочка и внучка-разбойница бросятся за ней, как за последним своим спасением. Потому что без ее доброты, душевности, тепла уже не смогут. Потому что тоже почувствуют эту необходимость – дарить родному человеку свою любовь. (Рецензия на фильм)  

11. Любимая женщина механика Гаврилова (реж. П. Тодоровский, 1981)


Фильм-бенефис Людмилы Гурченко, чей актерский талант сверкнул здесь новыми гранями. И снова основная тема – ожидание своего единственного, мужчины своей судьбы. И если не он – никто другой не нужен. Экранная история занимает всего несколько дней, и за эти дни Рита, главная героиня, успеет испытать и радость, и огромное разочарование, и потерять надежду, и снова найти ее,  и обрести наконец свое потерянное счастье.

12. Самая обаятельная и привлекательная (реж. Г. Бежанов, 1985)


Какие только способы не придумают женщины, чтобы завоевать мужчину! Надя Клюева (Ирина Муравьева) не блещет красотой, активно занимается общественной жизнью (от недостатка личной), а в остальное время ее жизнь – это дом – работа, работа – дом. Активная и напористая Сусанна (Татьяна Васильева) решает устроить счастье своей подруги и, не мешкая, берется за дело. Заграничные наряды, аутотренинг, уроки кулинарии, тесты на вычислительных машинах. «Серая мышка» Надя превращается в «звезду». Но надо ли ей это? Возможно, стоило всего лишь получше посмотреть по сторонам, ведь ее счастье все это время было рядом с ней.

13. Тетя Маруся (реж. М. Брауде, 1985)


Этот скромный и простенький телевизионный фильм очень хорош историей женщины, рассказанной в нем. Тетя Маруся в изумительном исполнении Клары Лучко, – добрая, искренняя, открытая душа, мало видела в жизни радостей. Она потеряла мужа и ребенка. Всю жизнь жила в чужой семье, растила чужое дитя, баловала его, всю себя отдавала. И не получила от выросшего эгоиста ничего взамен. Но никакие жизненные неудачи не могут сломить ее, не могут озлобить, и любовь ее и нежность к людям все равно – неисчерпаемы. 

14. Одинокая женщина желает познакомиться (реж. В. Криштофович, 1986)


Одинокая женщина среднего возраста Клавдия (Ирина Купченко) решается на отчаянный шаг. Она развешивает объявления о знакомстве: одинокая женщина желает познакомиться… и т.д., всё, что пишут обычно в таких случаях. И желающий познакомиться действительно откликается. Только это было явно не то, на что рассчитывала героиня. Потрепанный жизнью и алкоголем бывший циркач с ворохом проблем врывается в ее жизнь, как ураган, и его уже так просто из нее не вычеркнуть. И надо постараться понять и принять этого сложного человека. Иначе зачем тогда была вообще ее попытка вырваться из одиночества?  

15. Ребро Адама (реж. В. Криштофович, 1990)


Снятый перед самым распадом СССР фильм по тональности очень отличается от всех «женских» мелодрам, которые были сняты прежде. Конечно, невеселая реальность наложила свой отпечаток. И всё в этом фильме узнаваемо – весь наш небогатый быт, и попытки жить в условиях тотального дефицита всего, и вечные жилищные проблемы. И все равно даже в таких условиях женщина мечтает о любви. В любом возрасте. В фильме ярко показана история одной семьи, трех поколений женщин. И хотя какие-то мужчины тут существуют, но они так и остаются на периферии сюжета. Женщины все равно одни, все равно «сами». Сами сражаются с бытом, сами зарабатывают себе на жизнь, сами будут растить незапланированного ребенка. Они вместе. Они соберутся и смогут. Не привыкать.

  Конечно, названными фильмами тема женской судьбы в кино не исчерпывается. И можно вспоминать и называть еще многие и многие картины, с сильнейшими актерскими работами, с трогающими за душу сюжетами. Но чаще всего, главное в них будет – желание женщины любить и быть любимой, найти свое место в этой жизни, понять ее смысл и дарить заботу и нежность своему мужчине и детям.


 Смотреть фильмы онлайн




2 комментария: