Восемь лет – это много или мало?
Всего восемь лет было отпущено Богом Владиславу Дворжецкому для того, чтобы
радовать кинозрителей своим глубоким и уникальным даром. Сын известного актера
Вацлава Дворжецкого, он, пожалуй, превзошел отца в актерской славе. Хотя,
просматривая фильмографию Влада, можно только изумляться тому, как
расточительно относились кинематографисты к его таланту. Какие-то серые
производственные драмы, поделки на революционную тему... Талантливых фильмов до
обидного мало. Но что удивительно – даже в этих посредственных фильмах Влад
оставался интересным, глубоким, неповторимым. Вспомним лучшие работы
прекрасного актера.
1. Бег (1970) – генерал Хлудов
Первая роль Владислава
Дворжецкого – и сразу триумф. На экране не было неопытного дебютанта – там жил
уже сложившийся Мастер. Хлудов – очень сложный образ. Белый генерал, жестокий и
холодный, «вешальник», на протяжении всего фильма вызывает наше острое
сочувствие. Потому что невозможно не сочувствовать, видя боль, отчаяние и
раскаяние этого сильного человека, видя эти огромные, пронзительные, какие-то
инопланетные глаза, в которых отражается вся трагедия разрушающейся страны.
2. Возвращение «Святого Луки» (1970) – Карабанов
После такой великой высоты –
возвращение на грешную землю. Фильм – простенький советский детектив, тем не
менее очень полюбился зрителям. Не в последнюю очередь из-за вора Карабанова –
«Графа», которого сыграл Дворжецкий. Артист не старается сделать его лучше, чем
он есть, «очеловечить» или что-то еще в этом духе. Это бандит, волк-одиночка,
жестокий и хитрый. Он внушает ужас, но оторвать от него взгляд – просто
невозможно.
3. Солярис (1972) – Анри Бертон
Роль в картине гениального
Тарковского, настоящий подарок для актера, хотя в этом фильме она не главная,
больше функциональная. К сожалению, этой небольшой ролью сотрудничество
Тарковского и Дворжецкого ограничилось. Жаль, потому что Дворжецкий –
потрясающий интеллектуальный актер, актер именно авторского кино. Увы, не
сложилось – не увидели, не оценили…
4. Возврата нет (1973) – Николай Никитин
Мне не нравится этот фильм. И примитивная
роль председателя колхоза, конечно, не для интеллектуала Дворжецкого, и не по
его таланту. С Нонной Мордюковой как пара он категорически не смотрится. И все
же есть и здесь те «бриллианты», ради которых эту слабенькую вещь можно
смотреть. Николай Никитин, которого выходила во время войны женщина старше его,
посчитал своим долгом жениться на ней. Но вот к ней приезжает ее сын от первого
мужа. И привозит с собой молодую жену. И Никитин влюбляется в эту девушку, по
сути, в свою невестку. Конечно, в советском кино такую ситуацию могли показать
лишь намеками. И вот Дворжецкий играет эти «намеки». Как же он замечательно их
играет! Эти долгие, говорящие взгляды, этот подтекст в простых словах, в жестах,
в интонациях! Смотрите фильм хотя бы ради этих абсолютно шедеврально сыгранных
сцен.
5. До последней минуты (1973) – Ярослав Гайдай
Об этом фильме сейчас уже
подзабыли, хотя он актуален как никогда. Бандеровцы, УПА, униатская русофобская
церковь, – против всего этого прототип главного героя, поэт Ярослав Галан
выступал громко и непримиримо. И Дворжецкий играет именно такого убежденного
героя – честного, принципиального, которого националисты убили, но так и не
смогли запугать, сломать.
6. За облаками – небо (1973),
Там, за горизонтом (1975) – Сергей Руднев
В двух фильмах рассказывается о мужественных
советских летчиках. Герой Владислава Дворжецкого, к сожалению, не из числа
главных персонажей, хотя и играет важную роль в сюжете. В первой части Руднев –
фронтовик, сильный, смелый, но скромный человек, который не будет ходить и
просить за себя, чтобы восстановить справедливость. Во второй части – это
заботливый отец, обожающий свою дочь, хотя любовь свою он старательно прячет за
внешней суровостью.
7. Земля Санникова (1973) – Ильин
Фильм по известному роману В.А.
Обручева мог стать не только развлекательным, но и философским произведением.
Увы, не стал. Характеры героев были абсолютно не выписаны, и актеры только
своей глубиной, обаянием, харизмой наполнили эти схемы. Дворжецкий и Даль,
подружившиеся на этих съемках, пытались даже выйти из проекта, но чиновникам
удалось уговорить их продолжить работу. Сыграть плохо такие гении в принципе не
могли. И зрители охотно бежали в кинотеатр полюбоваться на красивых, мужественных
героев. Сейчас этот фильм, несмотря на все свои недостатки, остается одним из
самых любимых.
8. Открытая книга (1973) – Дмитрий Львов
Книге Вениамина Каверина повезло
с киновоплощением гораздо больше, чем роману В. Обручева. Экранизация получилась
очень достойной, душевной, романтичной. Дмитрий Львов и в работе, и в любви остается
искренним, добрым человеком. Для меня дуэт Дворжецкого с Гурченко (Глафира) не
сложился, но вот с Чурсиной (Таня) – абсолютное совпадение. Великолепная химия
между актерами (даже вопреки сюжету), и снова – все эмоции и чувства – всё
передано через подтекст, взглядами, жестами. За таким Митей бесконечно
интересно наблюдать.
9. Капитан Немо (1975) – капитан Немо
Какое все-таки счастье, что был
создан такой чудный, тонкий и интересный фильм с волшебной музыкой. И какое
счастье, что на роль капитана Немо был выбран Дворжецкий. Для меня эта его роль
– вторая по значимости после «Бега». Здесь Влад просто изумительно красив.
Удачно сделанный грим, отлично подобранные костюмы, которые подчеркивают его
изящную, гибкую фигуру. Капитан Немо Дворжецкого – абсолютно романтический
герой, отвергнутый спесивым «белым» обществом. Однажды он поставил себе цель –
бороться за счастье простых людей, и до конца останется верен выбранной цели.
Мы видим его разным на протяжении фильма – загадочным мстителем,
умницей-ученым, безутешным отцом, патриотом своего народа, вынужденным жить
вдали от родины. Но всегда и везде он остается Личностью, сильным и
мужественным человеком, отважившимся восстать против несправедливости и зла.
10. Легенда о Тиле (1976) – Филипп II
И режиссеры этого фильма – «крестные
отцы» актера в кино, и материал бесконечно интересный, и образ мог получиться –
одним из самых интересных в нашем кино. А что мы видим на экране? В более чем
пятичасовом действии для такого важнейшего персонажа, как король Филипп II, нашлось только несколько эпизодов. Дворжецкий придумал
для своего героя и походку, и взгляд, и нужную интонацию. Филипп II – полный антагонист весельчака Тиля Уленшпигеля. Тиль –
это сама жизнь, уродливый горбатый Филипп – сама смерть, смерть для всего
смелого, свободного, живого. Увы, развить это противостояние режиссеры не
захотели, ограничившись лишь обозначением его.
Всего восемь лет в кино – и Влад
Дворжецкий ушел от нас, ушел чудовищно рано. Больно думать, сколько еще мог
осуществить, сыграть, прожить этот одареннейший творец. Уже 40 лет мы без него.
Но пусть пройдет еще 40 лет, или 140 – заменить его не сможет никто и никогда.
Влад Дворжецкий – он такой один…
Бег
Солярис
Открытая книга
Комментариев нет:
Отправить комментарий