среда, 5 сентября 2018 г.

Ирония судьбы, или С легким паром

Производство: СССР
Год: 1975
Режиссер: Эльдар Рязанов, Виталий Песков (мультипликация)
В ролях: Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев, Ольга Науменко, Любовь Добржанская, Любовь Соколова, Георгий Бурков, Александр Белявский, Александр Ширвиндт (+ от автора), Лия Ахеджакова, Валентина Талызина (+озвучание Брыльской), Готлиб Ронинсон, Эльдар Рязанов, Алла Пугачева (вокал), Сергей Никитин (вокал)
Моя оценка: 9 из 10



«Ирония судьбы» стала непременным атрибутом Нового года, как салат «Оливье» и выступление президента. И несмотря на многочисленные ворчания в соцсетях – ой, опять эта «Ирония», попробуй только не покажи ее. И будет недоумение, и будет тревога, и сразу покажется, словно чего-то не хватает…
Чем этот фильм так полюбился зрителям? Наверное, тем, что это сказка. Начинается, правда, она не очень весело.
Со мною вот что происходит,
Совсем не та ко мне приходит…
И Женя, и Надя пытаются соединить свои жизни «совсем не с теми». С неподходящими им (ну или примерно подходящими) «взрослыми» людьми – разумными, логичными, практичными. И чем ближе обе свадьбы, тем тоскливее становятся глаза у обоих «детей» – Жени и Нади. Им тоскливо и скучно. Особенно Жене. Впереди разумная, размеренная взрослая жизнь и ждать от будущего больше нечего. Всё будет «как у всех». Типовые дома, типовые отношения, обычные типовые семьи, где нет особой любви между супругами, но зато «всё как у всех», зато удобно и привычно…

И тут происходит новогоднее чудо. Пьяные друзья Лукашина отправляют его в Ленинград – «навстречу твоему счастью». И они оказались абсолютно правы. Именно там он находит своего человека. Не примерно подходящего, а – своего.
Развитие отношений между героями фильма происходит по излюбленной рязановской схеме. Вначале герои друг другу жутко не понравились. Но потом между ними завязываются откровенные разговоры, и шутки, и игры. И вот начинается влюбленность, а потом и любовь. Они расстанутся, подумав, что всё, что было этой волшебной ночью, – лишь сон, игра, приключение. Но потом соединятся снова, потому что поймут, что не смогут больше друг без друга. Не смогут со своими бывшими, «примерно подходящими».
Фильм потому и сказка, что в обычной нашей реальной жизни Гали и Ипполиты своих жертв так легко от себя не отпускают. И Жени и Нади живут «не с теми» и тоскуют. А между тем рядом с каждым человеком должна быть только его «половинка». Не всем везет найти ее. Чаще – не везет. И вот мы, Жени и Нади, живущие «не с теми», смотрим каждый год рязановскую сказку и утешаемся надеждой, что когда-нибудь и у нас все будет хорошо.


Выбор актеров на главные роли сейчас уже кажется каноничным. Но когда фильм вышел, казалось странным, почему на роль советской учительницы Наденьки выбрана полька Барбара Брыльска. Своих актрис не нашлось? Да просто и не нужны были «свои». Надя не должна была быть «своей», она – словно из какой-то другой жизни, с удивительным флёром «ненашести». Плюс ко всему Барбара очень красива, интеллигентна, с невероятной харизмой и женской привлекательностью. Конечно, в такую Надю можно было влюбиться всего за одну ночь.


Андрей Мягков – типаж совсем другой. В его фразу «а я вот никогда не имел успеха у женщин» верится сразу. А вот в то, что в него можно влюбиться за одну ночь? Ну да, Женя не Ален Делон. Но почему бы и нет? Надя просто поняла, что рядом с ней родная душа. Ей с ним легко и просто. И не надо «ходить в корсете» и каждые пять минут давать отчет, и не надо выслушивать нотации по поводу и без. Можно петь, танцевать, шутить и капризничать. Можно строить из себя Снежную королеву, а можно – маленькую девочку, которая ищет защиты. Можно не стесняться самой себя. Неосуществимая мечта её прежней, когда она была с Ипполитом.


Ипполит (Юрий Яковлев) – полная противоположность Жени. Уж он-то в бане не напился бы до бесчувствия. Его бы не перепутали и в Ленинград не отправили. И в другую женщину за ночь он не влюбился бы. Он правильный, этот Ипполит. До тошноты правильный. Поступок Нади выбивает его из колеи. Настолько, что он тоже пытается совершить безумный поступок – напивается до бесчувствия и лезет в пальто в ванную. Но выглядят эти безумства смешно и противоестественно. Потому что даже в пьяном виде Ипполит остается Ипполитом, взрослым нудным логиком.


Антагонист Нади – Галя, Галечка (Ольга Науменко). Вот эта девушка точно знает, кто и что должен делать. Она бы быстро «построила» и тюфяка Женю, и его маму, просто пока время еще не пришло, надо как-то дотащить упирающегося жениха к загсу, а уж потом она развернется. В фильме Жене просто повезло, что акула Галечка проплывет мимо и не будет всю жизнь выедать ему мозг чайной ложечкой.
В картинах Рязанова – Брагинского обычно не бывает неважных и ненужных персонажей. И здесь все герои вносят в общую картину свои маленькие уникальные красочки. И смешные подруги Нади в исполнении Валентины Талызиной и Лии Ахеджаковой. И не менее смешные друзья Жени, неповторимое трио – Александр Белявский, Александр Ширвиндт, Георгий Бурков. И милые добрые мамы – Любовь Добржанская и Любовь Соколова. И маленькие эпизодики в исполнении Готлиба Ронинсона и самого Эльдара Рязанова.
Еще одним главным героем можно считать изумительную музыку Микаэла Таривердиева и превосходные умные песни.
Новогодняя сказка Рязанова, смешная и грустная, интеллигентная и лиричная, конечно, не должна была иметь никаких продолжений. Тем более продолжений имени Бекмамбетова. Это продолжение, которое мог снять только Ипполит, человек, не верящий ни в какие чудеса и ни в какие Новые года.
Сказки нельзя продолжать. Нельзя разрушать волшебство. Его и так слишком мало – и в жизни, и на экране.




             

Комментариев нет:

Отправить комментарий