суббота, 29 сентября 2018 г.

Вернуть сына

Оригинальное название: Shakthi: The Power
Производство: Индия
Год: 2002
Режиссер: Кришна Вамси
В ролях: Каришма Капур, Нана Патекар, Санджай Капур, Джей Гидвани, Шахрукх Кхан, Дипти Навал, Айшвария Рай, Виджай Рааз, Дивья Дутта, Прабхудева, Риту Шивпури
Моя оценка: 7 из 10



Индийские фильмы далеко не всегда бывают сладкими сказками. Иногда режиссеры выходят за негласно принятые рамки, и тогда получается довольно жесткое и реалистичное кино. Фильм «Вернуть сына» именно такой, хотя начинается он, как обычная мелодрама.
Девушка Нанди (Каришма Капур) выходит замуж за любимого парня – Шекхара. Им весело и хорошо в их уютном доме в Канаде, где живут еще добрые дядюшки Нанди и где она чувствует себя настоящей принцессой. А вскоре в этом доме появляется и маленький принц – Раджа, который растет в любви и радости. Так проходит три года.
А потом Шекхар узнает, что с его матерью случилось несчастье. Всей семьей они летят в Индию – «всего на три дня».

Индия шокирует Нанди с самого начала. Эти толпы темнокожих людей, эта грязь, этот переполненный автобус, где пассажиры едут прямо на крыше. Но если б только это. По пути к дому автобус тормозят какие-то бандиты, хватают ее мужа, начинается перестрелка. Так Нанди узнает, что здесь идет война семейных кланов. И они с мужем угодили в самую горячую пору боевых действий.
С этого момента страх – основной спутник Нанди. Ее пугают дикие обычаи и жестокие обряды родного села Шекхара, его буйные, эмоциональные и непредсказуемые жители, которые все как один вооружены. Но больше всего ее пугает свекор Нарасимха (Нана Патекар). Нанди и Шекхар поженились без его согласия. Дед рад внуку. Но не рад невестке. Женщины здесь вообще имеют малую ценность. Они ничего не решают, к их мнению никто не прислушивается. Они здесь на уровне слуг или скота. И Нанди сразу указывают ее место.
Молодой женщине ничего не хочется, кроме как немедленно уехать отсюда. В деревне нет воды, нет больницы, кажется, что никакой государственной власти тоже нет. Нанди не может есть эту еду, не может заниматься грубым крестьянским трудом, ей снятся кошмары и все время кажется, что их вот-вот убьют. Нанди становится свидетельницей жестокого убийства: родня поймала представителя враждующего клана, и Нарасимха, не обращая внимания на протесты Шекхара, лично казнил его, засунув голову несчастного в соломорезку, как в гильотину. Эту жестокость и кровь видит и маленький сын Нанди.
А за сценой убийства сразу идет сцена праздника Холи. Жизнь и смерть здесь идут рядом, просто рука об руку. Только что была кровь – а сейчас весело, ярко, нарядно, все танцуют (отличный танцевальный номер с Прабхудевой). Одну Нанди мучает страх. Она боится отпускать маленького Раджу от себя, словно предчувствует беду. Когда дед заберет его и будет с ним танцевать, с Нанди начнется истерика.


Мать видит, как дед учит ее сына бросать и взрывать бомбы. Понятно, какую судьбу он готовит внуку – убивать, как все они тут. Нанди твердо решает во что бы то ни стало сбежать отсюда.
Но она не успеет увезти отсюда мужа и сына. Месть настигнет их семью – Шекхар будет безжалостно убит. Еще несколько часов назад он улыбался ей, а теперь его нет. Мертв. Так просто и страшно. Ребенок теребит тело: папа, вставай! А несчастная Нанди, плача, будет вспоминать счастливые мгновения их жизни в Канаде.
Дед зажжет над сыном погребальный костер. Он одержим местью. Внук должен вырасти и отомстить. Ведь он теперь единственный наследник.
Нанди потеряла любимого мужа, но ей не нужна месть. Она будет сопротивляться против этого всеобщего зверства, но кто станет слушать ее? Ее бунт – это бунт слабой одиночки.
Каришма потрясающе, очень мощно играет этот бунт. Нанди пытается бежать, пытается обратиться в полицию. Бесполезно. Свекор настигнет ее и жестоко изобьет на глазах у всей деревни. Нанди все стерпит. Но когда Нарасимха ударит ее ребенка, она бросится на обидчика, как разъяренная тигрица. Нанди посадят под замок, а того, кто принесет ей воды или еды, свекор обещает убить. Но матери не нужно ничего, кроме ее сына.


Помогут ей сбежать такие же бесправные женщины, как она. Защищая Нанди и ее ребенка, погибнет сестра Шекхара, но разве тут ценит кто-то жизнь женщины? Нанди похожа на раненого зверя, которого травят охотничьими собаками. Она бежит, бежит из последних сил, но погоня за ней уже близко.
Тут авторы решили послать героине чудесное спасение в виде храброго и веселого Джайсингха (Шахрукх Кхан). Это несомненная уступка коммерческому кино, вся эта сказочная линия, включая и эффектный  танцевальный номер с Айшварией Рай. После всех реальных ужасов танцы и юморины Шахрукха и его героические победы в духе «одним махом семерых побивахом» кажутся нелепым и ненужным аттракционом. Покривлявшись всласть в духе Джонни Левера, герой Шахрукха наконец героически погибнет, и фильм вернется в свою колею, вернется к психологическому реализму.
На вокзале свекор все-таки настигнет Нанди. И неожиданно отпустит, неумело благословив на прощание. Отчаянное мужество женщины тронуло и его сердце.
Нана Патекар как всегда великолепен. Его герой – дикий, необузданный, весь во власти архаичных представлений, но он – естественная частичка этого странного, жестокого мира, такого далекого от цивилизации. Все его реакции простые и объяснимые. Мастерство актера вкупе с великолепной игрой Каришмы Капур не дают фильму скатиться на уровень обычных коммерческих поделок, делают фильм реалистичным и психологически точным.


               

Комментариев нет:

Отправить комментарий