пятница, 7 сентября 2018 г.

Берегись автомобиля

Производство: СССР
Год: 1966
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Любовь Добржанская, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Татьяна Гаврилова, Анатолий Папанов, Георгий Жженов, Евгений Евстигнеев, Сергей Кулагин, Готлиб Ронинсон, Борис Рунге, Вячеслав Невинный, Донатас Банионис, Галина Волчек, Любовь Соколова,
Моя оценка: 10 из 10



«Берегись автомобиля», наверное, самая ироничная картина Эльдара Рязанова. Здесь пародируются и по-новому переосмысливаются многие шедевры литературной классики – начиная от «Робин Гуда» и «Идиота» Ф. Достоевского и заканчивая шекспировским «Гамлетом». При этом литературные аллюзии наложены на нашу родную советскую действительность 60-х, а еще на киноопыт участвующих здесь актеров. В результате получился маленький шедевр, обожаемый зрителями многих поколений.
Итак, в центре сюжета советский Робин Гуд, который угоняет машины жуликов и воров, продает их, а деньги отдает в детские дома. Отличная история, которая таит в себе возможность для бесчисленного количества комедийных ситуаций и эксцентрических трюков. Но на главную роль был  выбран Иннокентий Смоктуновский. И юмористическая, простенькая роль Деточкина заиграла совсем другими красками. Незадолго до рязановского фильма Смоктуновский блестяще сыграл в театре роль князя Мышкина. И Деточкин получился не просто наивным большим ребенком, это – почти тот же князь Мышкин, смешной, странный и чужой не только среди умелых махинаторов, но и среди законопослушных советских граждан.

Его соперник – следователь Подберезовиков (Олег Ефремов), по сути, тот же большой, искренний ребенок. Поэтому так быстро эти двое сдружились в своем народном театре – это же родственные души. Максим – страж порядка и привык все решать законными методами. Но все же он отпустит Деточкина, несмотря на ордер, и на суде будет защищать, даже понимая всю вину этого нелепого создания. В образе Подберезовикова много от самого актера, и это нежное «Эх ты, лапа!» – это выражение именно Ефремова.


Под стать этим двум героям две главные женщины фильма. Мама Деточкина (Любовь Добржанская), сама доброта, кладезь разных нужных и ненужных сведений, которые она вываливает на собеседника, как из рога изобилия. Любящая, преданная Люба (Ольга Аросева), которая то ругает своего идиотика, то жалеет и обнимает.


Великолепны, очень продуманны и закончены и все остальные роли, вплоть до маленьких эпизодов.


Дима Семицветов (Андрей Миронов), которому отравляют жизнь советские законы и тесть со своим солдафонским юмором. «Почему я не могу жить спокойно, открыто?» – горюет Дима. Это очень интересный социальный тип того времени. Дима Семицветов из советской элиты – место в комиссионном магазине, через который шла масса дефицита и заграничного товара, считалось очень престижным и хлебным. Наравне с директорами ресторанов, заведующими универмагов и торговых баз. Деточкин, как Дон Кихот с ветряными мельницами, борется с этими махинаторами, отнимая у них их знаки «престижа» – их дорогие машины.


Маленький эпизод в фильме сыграл Донатас Банионис – пастора, который на машину «одолжил» немножко денег из пожертвований Ему. Деточкин видел много жуликов и воров, но этот вызывает, наверное, у него самое большое отвращение. Те плюют просто на законность, этот же – на веру людей. Поэтому на вопрос священника, будет ли он пересчитывать деньги, Деточкин решительно и зло говорит: «Буду!», чтобы хоть чем-то досадить этому мерзавцу.


Очаровательный образ режиссера народного театра (Евгений Евстигнеев), который в искусство пришел из спорта и до сих пор оперирует «футбольными» терминами. Мягкий намек Рязанова на то, кто сейчас руководит искусством.
Большое значение имеет выбор пьесы. Самодеятельные театралы замахнулись на «Вильяма нашего Шекспира», на «Гамлета», и здесь есть, конечно, остроумный кивок в сторону Смоктуновского, уже сыгравшего Гамлета в кино. В фильме Рязанова Смоктуновский играет Гамлета, с одной стороны, давая понять, что принц Датский здесь – это всего лишь Деточкин, но одновременно и всерьез – так образу Деточкина неожиданно придаются высокие трагические нотки.


Деточкину сочувствуешь, как сочувствуешь блаженному. Его везут в машине на суд прямо со спектакля, а он улыбается – он всё еще слышит гром аплодисментов. И на суде скажет «волшебные» детские слова: «Я больше не буду». А когда его выпустят из тюрьмы, он с совершенно детской, солнечной улыбкой перегородит дорогу Любиному троллейбусу, раскинет широко руки, словно хочет обнять и ее, и этот ее троллейбус. То ли ребенок, то ли идиот. То ли шут, то ли Гамлет…






Комментариев нет:

Отправить комментарий