четверг, 27 сентября 2018 г.

Маленькие красные цветы

Оригинальное название: Kan shang qu hen mei
Производство: Китай, Италия
Год: 2006
Режиссер: Юань Чжан
В ролях: Дун Бовэнь, Нин Юаньюань, Чэнь Маньюань, Чжао Жуй, Ли Сяофэн
Моя оценка: 9 из 10



Фильм известного бунтаря китайского кино Чжана Юаня «Маленькие красные цветы» является, на мой взгляд, одним из лучших произведений о противостоянии личности и тоталитарной системы. Интересно, что личность здесь – маленький ребенок, и жестокая система изо всех сил пытается сломать его и сделать послушным, сделать «как все». А он изо всех своих маленьких сил сопротивляется.

Жизнь четырехлетнего Цянцяна (отличная актерская работа малыша Дуна Бовэня) меняется в один день. Отец отдает его в детский сад на «семидневку», по сути, отдает в детский дом. Папе некогда – он важный чиновник и изо всех сил строит коммунизм по заветам Мао.
Действие происходит во времена «культурной революции». И детский сад, где будет воспитываться Цян, – маленькая модель взрослого мира. Здесь всё строем, всё – коллективом. Все одинаково одеты, в одно и то же время едят, спят и высаживаются на горшок. А на прогулке одинаковые малыши напоминают одинаковых заключенных. Вечером воспитательница моет всем попы одной и той же тряпкой и подзывает всех детей свистком. Свисток – следующий, свисток – следующий. Все выдрессированы, как собачки. А в качестве поощрения здесь вручаются искусственные красные цветки. Не описался ночью – получи цветок, вымыл руки после горшка – цветок. Шаг вправо, шаг влево – и цветок забирают.
Малышу Цяну очень хочется заработать хоть один цветок, но он никак не может угодить воспитательнице: то слишком долго снимает свитер, то описается ночью, то не садится вместе со всеми на горшок. Цян никак не вписывается в эту «одинаковость», и самое главное – она ему ненавистна. Больше всего на свете он любит играть ночью. Выйти во двор и бегать босым по асфальту, играть со своей тенью, исследовать спящее здание. И на прогулке не ходить со всеми, а убежать и исследовать далекие заросли или бегать по парку без всяких надзирателей. Мальчик растет живым и любопытным, с фантазией, он хочет познавать мир, но убогая приютская жизнь по заветам Мао губительна для творчества и фантазии. Здесь даже игрушек нет. Когда в приюте появляется настоящая кукла, девочки толпой окружают ее и смотрят, как на чудо, мечтая даже не поиграть – хоть просто потрогать ее.
Детская психика не выдерживает такой несвободы. Малыш пытается найти ей объяснение – и находит. Цян раскрывает друзьям свое удивительное открытие: на самом деле их окружают демоны, а самый главный демон – это воспитательница Ли, которая может превратиться во что угодно и съесть их всех. Отличить демона очень просто – у него есть хвост. Начинается форменный дурдом, козявки плачут, боятся подходить к воспитательнице и смотрят друг у друга – нет ли у них хвоста. Конечно, Цяна как главного заговорщика быстро вычисляют и наказывают. Но малыш и не думает сдаваться – он хулиганит, дерется, не слушается воспитательницу и посылает нянечку на три буквы.
В конце концов мальчика запирают в тесной, темной кладовке – как в карцер, для перевоспитания. Его решено изолировать от других детей, чтобы он в полной мере понял, что такое одиночество и отверженность.
Борьба мальчика – обречена. Он не хочет ходить строем – но в этой стране все ходят строем. Недаром в фильм включены кадры: идут взрослые стройными рядами в серой одежде с портретами Мао, и на груди у всех красные цветы. Вот оно, будущее тех, кто за успехи поощряется сейчас красными цветочками. Вот они выросшие. Вот что ждет и Цяна.
Финальные кадры насквозь символичны. Мальчик заперт в четырех стенах, камера показывает его сверху, отчего замкнутость пространства проступает еще выразительнее. Выхода нет, полная безнадежность.
Четырехлетний Цянцян сам как маленький цветочек, случайно пробившийся сквозь серый асфальт. Его устами глаголет истина – его действительно окружают демоны, зомбированные взрослые, которые съедают, душат живую жизнь.


        

Комментариев нет:

Отправить комментарий