Тема труда
всегда была ключевой в советском кино. В 30-е годы это были ленты о «стахановцах»
и великих стройках. Режиссеры 50-х годов создавали романтичные образы рабочих и
колхозников. «Шестидесятники» увлекались образами интеллигентов ‒ врачей,
учителей, ученых. В 70-е годы популярным становится так называемый «производственный»
фильм, в котором поднимаются острые системные проблемы. В 80-х годах на первый
план выходят люди экстремальных профессий ‒ летчики, пожарники, пограничники,
милиционеры.
В этой части рассмотрим 15 фильмов, в которых тема труда является центральной.
1. «Путевка в жизнь» (реж. Н. Экк, 1931)
Первый звуковой советский фильм рассказывал о перевоспитании беспризорников. За время революции и Гражданской войны дети и подростки, оставшись без родителей, асоциализировались, большая их часть сбивалась в банды, которые управлялись преступниками. Советская власть организовывала для обездоленных детей трудовые коммуны. Там не только учили, но и приобщали к труду. Труду не бессмысленному, а созидательному, чтобы подростки видели результаты свих усилий. И в фильме Н. Экка показана борьба за души детей, борьба с уголовниками, которые не собираются мирно отступать.
2. «Энтузиазм: Симфония Донбасса» (реж. Д. Вертов, 1931)
Документальная лента Дзиги Вертова воспевает мирный труд советских людей. Это действительно симфония, созданная визуальными средствами. Мощь машин, станки и шахты, сильные люди, как боги, управляющие сложными механизмами, показаны с необычных ракурсов, гениальными художественными средствами. Ряд сцен снимались в Донецке (Сталино). И сегодня охватывает гордость за то, какими темпами в то время шло развитие страны, строительство ее будущего.
3. «Встречный» (реж. Ф.
Эрмлер, С. Юткевич, Л. Арнштам, 1932)
Встречный ‒ это
встречный план. Сегодня это понятие неизвестно абсолютному большинству
молодежи, да и людям средних лет, думаю, тоже. А дело было в следующем. Государство устанавливало для каждого предприятия
определенные плановые показатели. Но на заводах и фабриках трудовые коллективы имели
право принять другой план ‒ встречный, с более высокими показателями или более
короткими сроками. Встречные планы были важной частью социалистического
соревнования. Вот и в данном фильме рабочие турбинного завода принимают
встречный план по строительству мощной турбины. Много препятствий появляется на
пути энтузиастов: пьянство, неполадки в станках, естественно, враг народа,
специально скрывающий, что в чертеже ошибка. Но все происки врагов побеждаются,
план выполняется.
В фильме можно услышать знаменитую «Песню о встречном» ‒ «Нас утро встречает прохладой», которую написали Д. Шостакович и Б. Корнилов.
4. «Трактористы» (реж. И.
Пырьев, 1939)
Настоящий суперхит десятилетия. Ведь тут зрителей радовали и красавцы Николай Крючков и Марина Ладынина, и юморные Петр Алейников и Борис Андреев, и замечательные песни про танкистов. В фильме ясно читается параллель: трактор // танк, и ярко очерчен настрой советских людей отразить нападение врага.
5. «Большая жизнь» (реж. Л. Луков, 1939, 1946)
Один из лучших
фильмов о шахтерах. Снят он в русле социалистического реализма 30-х гг. с
соблюдением всех «канонов»: на шахте идет борьба старого и нового, консерваторов
и новаторов, внедряется новый метод добычи угля. Конечно, новое побеждает,
несмотря на происки врагов и диверсантов. Также в фильме проводится линия
рабочего и партийного воспитания. Шахтер-богатырь Харитон Балун часто проводит
время в обществе весельчака Вани Курского, любителя выпить. Но благодаря
мудрому парторгу и любви к чистой девушке становится на «путь истинный» и
устанавливает рекорд добычи.
И все же лучшее в фильме ‒ это «репризы» Вани Курского ‒ Петра Алейникова и отличные песни, хиты на все времена ‒ «Спят курганы темные» и «Три года ты мне снилась», которые исполняются до сих пор.
6. «Светлый путь» (реж. Г. Александров, 1940)
Еще один фильм о социалистическом соревновании и «стахановском движении». Простая, неграмотная девушка Таня (в колоритном исполнении Л. Орловой) приезжает из деревни в город и становится тут домработницей, по сути ‒ служанкой. Но передовые подруги и любимый мужчина помогают Тане начать новую жизнь: выучиться, стать передовой ткачихой и наконец ‒ депутатом Верховного Совета.
7. «Свинарка и пастух» (реж. И. Пырьев, 1941)
И в какой
стороне я ни буду,
По какой ни
пройду я траве,
Друга я никогда
не забуду,
Если с ним
подружился в Москве.
Русская свинарка Глаша и дагестанский пастух Мусаиб познакомились и подружились в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (которая позже будет называться ВДНХ). Глаша и Мусаиб ‒ лучшие в своем деле, и они составили прекрасную пару передовиков. Обращает на себя внимание, что пара межнациональная. Таким образом, авторы стремились доказать, что в советской стране национальность не имеет значения ‒ важно, как человек трудится на благо своей страны.
8. «Большая семья» (реж. И. Хейфиц, 1954)
Замечательный, душевный фильм о большой семье тружеников кораблестроителей. Все Журбины ‒ дед, отец, сыновья, дочери, зятья и невестки ‒ честно работают, создают корабли, и без работы не представляют своей жизни. При этом ни один герой в фильме не является «говорящей схемой», все они живые люди со своими радостями, горестями, обидами, достижениями.
9. «Первый эшелон» (реж. М. Калатозов, 1955)
В пятидесятые годы кинематографисты откликнулись на великое событие ‒ освоение целины. Молодые герои картины М. Калатозова сполна хлебнули трудностей, ожидающих первых целинников: тут и жестокие морозы, весенние ливни и грязь, летний зной, степные пожары. И все же они не сдаются, стараются сделать плодородной эту сложную землю. А еще ‒ влюбляются, надеются, женятся, расходятся и, несмотря ни на что, верят в свое счастливое будущее.
10. «Высота» (реж. А. Зархи, 1957)
«А мы монтажники-высотники, да!» ‒ поет невозможно красивый Николай Рыбников в этом культовом фильме. Картина поэтизирует, романтизирует труд рабочих. Эти монтажники и высотники 50-х годов ‒ потомки энтузиастов и стахановцев 20-х ‒ 30-х. И так же, как их отцы и деды, они готовы трудиться в любых условиях, и в дождь, и в холод, и такое же у них почтение к красному флагу, которым они, как знаком высшего качества, отмечают свою работу.
11. «Иван Бровкин на целине» (реж. И. Лукинский, 1958)
Продолжение знаменитого фильма «Солдат Иван Бровкин». Бывший солдат, перевоспитавшийся шалопай, становится бригадиром-целинником, организует не только отличную пахоту, но также быт и культурный отдых своих подопечных. Конечно, эта картина объективно слабее первой части, но обаяние Леонида Харитонова, милые приметы старого быта делают и этот фильм вполне смотрибельным.
12. «Неподдающиеся» (реж. Ю. Чулюкин, 1959)
Комсомолка, активистка и просто красавица Надя Берестова (Н. Румянцева) старательно перевоспитывает своих коллег ‒ неподдающихся оболтусов Толю Грачкина (Ю. Белов) и Витю Громобоева (А. Кожевников). Те сначала весело смеются над «воспитательницей», но, когда влюбляются в нее, исправляются и с увлечением рационализируют свой труд. Чистота целей и чистота отношений переплетаются и создают очень обаятельное и душевное кино.
13. «Простая история» (реж. Ю. Егоров, 1960)
В центре фильма ‒ судьба колхозницы, молодой женщины, из-за войны оставшейся вдовой. Именно на ее плечи легла нелегкая доля председателя колхоза. И Саша Потапова поднимает его буквально из руин, борется с лентяями, с бюрократами, с нехваткой всего. А тут еще и любовь, нежданная, несчастливая. Но русская женщина выдержит всё, и «коня на скаку», и «в горящую избу», и жизнь в своем колхозе наладит на зависть всем.
14. «Девять дней одного года» (реж. М. Ромм, 1961)
1960-е годы ‒ взлет науки. В советском кино появляется новый герой ‒ ученый, исследователь. Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский создают разные образы физиков-ядерщиков. Один ‒ пламенный экспериментатор, готовый ради науки пожертвовать собой и своим здоровьем. Другой ‒ спокойный, расчетливый теоретик. Они любят одну и ту же женщину, но это не мешает им работать над одной и той же темой и совершать научные открытия.
15. «Коллеги» (реж. А. Сахаров, 1962)
Безумно популярный в свое время фильм о начале профессиональной деятельности. Трое друзей, недавние выпускники мединститута, разъезжаются по местам распределения. Городской житель Саша (В. Ливанов) становится сельским доктором. Не сразу, но он завоевывает авторитет среди деревенских жителей. А когда жизнь молодого доктора оказывается в опасности из-за местного «отелло», коллеги немедленно приходят другу на помощь.
Продолжение следует...
Да действительно фильмы классные большинство из них я видел но иногда пересматриваю Спасибо 👍
ОтветитьУдалитьСпасибо вам
Удалить