воскресенье, 8 июля 2018 г.

Гараж

Производство: СССР
Год: 1979
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Валентин Гафт, Ия Саввина, Лия Ахеджакова, Вячеслав Невинный, Леонид Марков, Ольга Остроумова, Игорь Костолевский, Семен Фарада, Борислав Брондуков, Анастасия Вознесенская, Андрей Мягков, Светлана Немоляева, Георгий Бурков, Глеб Стриженов, Наталья Гурзо, Алла Будницкая, Эльдар Рязанов, Мария Виноградова, Петр Щербаков
Моя оценка: 9 из 10



Фильм «Гараж» до сих пор вызывает очень противоречивые мнения. Особенно неприятен он для тех, кто склонен идеализировать всё, что касается Советского Союза и советского общества. Слишком уж в неприглядном виде выведены здесь позднесоветские люди, эти «озверелые мещане», бьющиеся, забыв про совесть и порядочность, за «место под солнцем в виде гаража».
Члены некоего НИИ охраны животных создали гаражный кооператив. Строительство гаражей шло полным ходом, пока городское начальство не решило провести рядом с этим участком скоростную магистраль. Теперь количество гаражей нужно уменьшить. То есть нужно выбрать четырех бедолаг, которые получат шиш вместо гаража.

Проводится собрание, проводится в этом же НИИ в зоологическом музее. Очень символический момент, потому что в какой-то момент люди, находящиеся среди чучел животных, начинают напоминать зверей. Хотя, вернее, звери станут выглядеть гораздо милее и добрее, чем разбушевавшиеся частники.
Правительство кооператива предлагает свой список исключенных. Конечно, сюда включены самые беззащитные и безответные. И все голосуют «за» – стыдно, стыдно, но надо. Вздохнули с облегчением (слава Богу, не я) и давайте – «принято единогласно» и по домам, а то футбол скоро по телеку.
Никого не интересует, что там чувствуют лишенные гаражей и что они там вопят. Но тем не менее последние пытаются бороться и «качать права». Так на собрании образуется два враждующих лагеря.
Представители первого – это «власть», правление кооператива. 


Хитрый Сидорин (Валентин Гафт), внешне такая душка, ироничный и обаятельный, не грубит, практически не хамит, просто не к чему придраться. Но тем не менее никого из присутствующих он не уважает, любовь у него лишь одна – он сам. Ну и свое материальное благополучие, конечно. А ради него можно не брезговать никакими методами. Сидорин отлично приспосабливается к новым условиям. Узнав, что у Аникеевой угнали машину, он немедленно исключает ее из кооператива: «Вовремя предать – это не предать, это предвидеть».  
Первая скрипка в правлении не Сидорин, а «железная леди» – Аникеева (Ия Саввина). 


Это она может заорать «Молчать! Смирно!» так, что даже мужики заткнутся. Эта она может запросто поучаствовать в унизительном обыске Малаевой, пусть стесняясь поначалу, но – лиха беда начало. И она же, доктор наук, не брезгует взятками, когда нужно принять в состав кооператива «нужных» людей. Аникеева привыкла говорить чиновничьими  штампами («У нас не может быть хорошей работы – только удовлетворительная и неудовлетворительная»), она лебезит перед вышестоящими («Как вы можете говорить о товарище Милосердове «какой-то» и «никакой»!) и с легкостью унижает тех, кто ниже по положению. В общем, перед нами типичный советский чиновник (благополучно, кстати, перекочевавший и в наше время).
Кто поддерживает правление? Конечно, это те самые «блатные», которых правление, не спрашивая большинство (нечего быдлу об этом знать), включило в списки пайщиков. Анастасия Вознесенская ярко играет директора рынка Кушакову.


Ухоженная дама, красивая, богатая, и при этом – наглая, бессовестная сплетница, по мнению которой, всё продается и покупается. Почему такие, как она, имели огромную власть и силу в то время? Всё просто – у нее связи, она может «достать», для нее, в отличие от большинства советских людей, «дефицита» не существует. Вот и чувствует себя бесстыжая Кушакова хозяйкой жизни.


Другой «блатной» – сын «самого» Милосердова (Игорь Костолевский) – за свой гараж не сильно беспокоится. Он наблюдает за всем этим цирком словно со стороны, иронично и не напрягаясь. «Чту память о своем гараже», – посмеиваясь, скажет он, когда «блатных» все же выбросят из числа пайщиков. Его больше интересует красавица Марина (Ольга Остроумова), с которой он познакомился на этом собрании. Марина здесь тоже «на птичьих правах», из-за папы-профессора. Она, конечно, за свою недвижимость больше переживает, чем Милосердов, но, как и он, всего лишь наблюдает за происходящим с ироничной усмешкой, не вмешиваясь в «бои без правил». Ирония и цинизм стали их постоянной защитной маской. Они похожи с Милосердовым, пусть по материальному положению он и выше. Но это поколение «мажоров» привыкло, что все их проблемы в конечном итоге решат родители.
Активно выступает за правление Карпухин (Вячеслав Невинный). 


Конечно, некая корысть в его поддержке есть. Но с другой стороны, есть и искреннее убеждение, что тот, кто выше, тот и прав. Карпухин – из большинства. Ему нравится правление и всё, что это правление творит. Он за порядок и дисциплину против анархии и беспорядка. Идеальный исполнитель и идеальный «электорат». Невинный гениально создает яркий и узнаваемый образ этого «человека из большинства», которых так много можно встретить сегодня. 76 % послушных «карпухиных» проголосовали за новый срок и стабильность, перечеркнув надежды тех, кто ждал перемен. Бездарный, туповатый, жадный Карпухин кажется надежной опорой для правящей власти. Но это кажущаяся надежность. Когда ветер меняется, когда «обиженные» смогут наконец переломить ситуацию в свою пользу и настоять на жребии, Карпухин немедленно голосует за жеребьевку. Он же «из большинства», за кем власть – с теми и он.
«За» список правления голосуют трубач (Семен Фарада) и жених (Борислав Брондуков). У них у обоих есть веские причины – одному надо срочно домой, потому что завтра ответственная запись, у другого – дома ждет невеста, которая запросто может сбежать к другому. Им стыдно, но просто сейчас некогда. По-человечески их можно понять. Но все равно здесь всё то же «я» на первом месте. Из таких маленьких проступков – тут смолчали, там не заметили, где-то поддержали несправедливость – складывается в итоге большое зло.              
Лагерь противников представлен прежде всего выброшенными из списка пайщиками.


Старик Якубов (Глеб Стриженов), ветеран Великой Отечественной, понимает, что теперь ему нечего терять и делает то, что, наверное, не делал никогда – критикует правление. Это он первый уличает Аникееву и Сидорина в том, что в списки включены «блатные». Но старику быстро «закроют рот» – включат обратно в список, узнав о его боевых заслугах. И Якубов будет снова молчать. Пока в конце концов не вынесет себе суровую оценку: «Я бы сам с собой в разведку не пошел бы».


Громко возмущается несправедливостью работяга Фетисов (Георгий Бурков), который за гараж «родину продал». Родиной он называет отчий дом в деревне. Теперь этот дом стал не нужен: Фетисов и его жена – городские жители. Маленькое, но все же предательство, за которое Фетисов едва не поплатился.


Хвостов (Андрей Мягков) – простой лаборант, здесь он в буквальном смысле лишен голоса: простудился. Его немой протест не грозен, а лишь смешон.
Четвертый обиженный – несчастный сотрудник института Гуськов, вечный «козел отпущения» и «крайний», на которого сыпятся все шишки. Он работает за всех, а плоды его трудов пожинают другие. Он делает открытие, а за границу едет Аникеева. Горемычного Гуськова нет на собрании, зато есть его нервная, задерганная, склочная жена (Светлана Немоляева), которая и поднимает революцию.
Лишь один человек из всего собрания рискнул поддержать исключенных – Малаева (Лия Ахеджакова). 


Она не голосовала «против», ее силы духа хватило только на то, чтобы воздержаться («Нашелся один полупорядочный», – прокомментирует Милосердов). Женщина взывает к совести и просит присутствующих поступать по «демократическим советским принципам». Но в ответ на это предложение – лишь хохот и издевки. Увидев, что ее даже не хотят слушать, Малаева замыкает всех пайщиков в этом музее и прячет ключ. Когда все средства исчерпаны, остается только насилие.
С этого момента начинается открытое противостояние правления (власти) и простого народа, требующего справедливости. Первые пытаются силой вернуть ключ, проводят обыск Малаевой, угрожают физической расправой. Вторые могут только держаться, как защитники Брестской крепости, и требовать пересмотра списка.
Но как его пересмотреть? Малаева предлагает рассматривать и голосовать каждую кандидатуру в отдельности. Вроде бы справедливое решение. Но как выбрать – кто хуже, кто лучше? Все одинаково вносили деньги. Конечно, сначала исключают всех блатных. Но их всего трое. А кто же будет четвертым?
«Гуськов», – предлагает Аникеева. Почему он? Ну просто надо же кому-то. И несчастная жена Гуськова от такой повторной несправедливости на какое-то время сходит с ума. Эта сцена очень сложная, но она великолепно сыграна Немоляевой. Сумасшествие Гуськовой «встряхивает» и объединяет всех – и «плохих», и «хороших». И даже циник Сидорин найдет самые нежные и проникновенные слова, чтобы утешить несчастную женщину.
После этого станет ясно, что способ Малаевой не годится абсолютно. И измученные пайщики соглашаются на жеребьевку. Авторы вручают этот несчастливый жребий начальнику отдела насекомых (в этой роли сам Эльдар Рязанов), который проспал все собрание. Надо думать, за этот вот сон, когда рядом такие страсти, за неучастие в делах общества.
Оригинальный способ – бросить жребий – первым предложил профессор Смирновский (Леонид Марков). 


Его образ – один из самых главных в фильме. На мой взгляд, это собирательный образ интеллигенции позднесоветского времени. В молодости профессора «много били», причем за то, за что потом давали премии. Так били, что отучили от любой борьбы. Он тоже голосует за список правления, голосует и презирает себя. Но он никогда не выступит против власти. И только глядя как бунтуют исключенные, видя, как стойко переносит все унижения Малаева, он наконец тоже обретает смелость. И в конце концов встает в один ряд с «революционерами».
«Революция», наверное, очень громко сказано. Все-таки слишком низменная цель – всего лишь сохранить свой гараж, эту железную коробку. С какой-то стороны, бунтующие – это те же «озверелые мещане». Но ситуация таит в себе и метафору. Бунтуют люди, доведенные до предела тем, что постоянно нарушаются их права. Ты рассчитываешь на справедливость, а тебя в любой момент могут «вычеркнуть из списков» и вписать туда «блатных» Васю или Машу. Одним росчерком пера, не спросив тебя, кто-то облеченный властью решает твою судьбу. А сам ты никто, мелочь, быдло бессловесное. Социальное расслоение, которого якобы не было в СССР, уже прослеживалось довольно ясно: на одном уровне чиновники и «блатные», разные директора рынков и «милосердовы», а на другом –  простые люди, «оскорбленные и униженные». И бунт, показанный Рязановым, это в каком-то смысле социальная микро-революция, вызванная этим расслоением и несправедливостью.
Конечно, то, что в СССР еще лишь намечалось, в капиталистических «незалежных» республиках выступило гораздо резче и отчетливей. Россия прочно удерживает первое место по разрыву между бедными и богатыми. И пусть пока «карпухины» помогают удерживать стабильность, но ведь могут появиться и «малаевы-фетисовы-хвостовы», которые восстанут против «правления кооператива»…



 
       
    
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий