пятница, 27 июля 2018 г.

Забытая мелодия для флейты

Производство: СССР
Год: 1987
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Леонид Филатов, Татьяна Догилева, Ирина Купченко, Всеволод Санаев, Ольга Волкова, Сергей Арцибашев, Александр Ширвиндт, Валентин Гафт, Елена Майорова, Вацлав Дворжецкий, Елена Фадеева, Александр Панкратов-Черный, Евгений Воскресенский, Татьяна Агафонова, Татьяна Новицкая, Елена Антонова
Моя оценка: 8 из 10



«Мы не пашем, не сеем, не строим,
мы гордимся общественным строем.
Мы бумажные, важные люди,
Мы и были, и есть, мы и будем…»
Эти песенные строки из фильма «Забытая мелодия для флейты» давно стали устойчивой характеристикой чиновника-бездельника – раньше советского, а теперь и современных думских депутатов.
В фильме Э. Рязанова эта песня – ироничный гимн чиновникам Государственного управления свободным временем, вымышленного учреждения, подчеркивающего абсурдность системы, в которой возможно существование таких «управлений». Жизнь советского человека, даже послеперестроечного, должна быть строго регламентирована, и граждане должны ясно понимать, что им можно делать в свободное время, а что нельзя.
Ответственный чиновник Леонид Семенович Филимонов (великолепная актерская работа Леонида Филатова) тоже четко понимает, что ему можно, а что – нельзя. В свое время он очень выгодно женился на дочери своего начальника, теперь у него трехкомнатная квартира, машина, отличная должность и великолепный карьерный рост впереди. Только вот одна проблема – совесть никак не дает покоя. Как ему хочется встать на каком-нибудь скучнейшем собрании и громко так, смело выпалить в лицо туповатому тестю – «Вы реакционер! Вы – тормоз!». Но внутри словно какой-то предохранитель срабатывает – и вот уже Леонид Семенович встает и елейным голосом предлагает сочинить новые «ценные указания» для населения.

Филимонов очень не глупый человек, но в его ситуации – от ума только горе. Дурак бы просто наслаждался тем, что имеет. Тесть-начальник Филимонову ненавистен, жена – нелюбимая крокодилица, работа, на которой он вынужден запрещать все новое и интересное, – тоже ненавистна. Но больше всего – ненавистна ложь. А он живет в этой лжи. Он заставляет себя лгать и говорить правильные фразы. Он, как опытный лицедей или разведчик во вражеском окружении, – его никто не может ни в чем заподозрить. Но вот сердце не выдерживает такого количества лжи. Оно все время хочет остановиться. И тогда мерещится бедному чиновнику Страшный суд, и покойные родители, которые учили его только доброму и хорошему…
После первого «звоночка» – после инфаркта – скучная жизнь Филимонова вдруг совершает крутой поворот: он влюбляется в медсестру Лиду (Татьяна Догилева). Не потому что она уж так красива. Просто с ней ему хорошо и просто. И можно не врать. И на ее лукавый вопрос: «Вы меня что, клеите?» ответить откровенно и искренне: «Да, клею». Он открывается ей полностью. Он достает забытый инструмент – флейту, и играет на ней, хотя не играл уже сто лет, с тех пор, как музыке предпочел карьеру.
Сердце его поет от любви, а вот разум твердит: остановись! Филимонову все труднее становится притворяться, что он такой же, как все чиновники его ведомства, что он – «свой». Как же он боится, как же трясется, чтобы его не заподозрили, не «разоблачили»! И дело не в том, чтобы жена или тесть не узнали. Это только внешний, бытовой план. В его окружении слова «искренность», «совесть», «любовь» – непонятны и невозможны. А он вдруг так некстати вспомнил, что у него есть душа, что он человек, что он любит, сильно и страстно, что он готов на голове стоять, только чтобы его Лида никуда от него не ушла.
Наверное, впервые в жизни Филимонов отваживается на бунт. Он начинает в открытую жить с Лидой, переезжает в ее нищую комнатку в коммуналке, он сам моет полы, чинит утюг и ходит в магазин за картошкой. Он терпит фальшивое сочувствие и любопытство коллег. С милой рай и в шалаше...
Но трехкомнатный шалаш со всеми удобствами все же лучше. Привычнее. И на машине к шалашу подъезжать гораздо комфортнее, чем на метро. Филимонов героически стерпел, что из-за его романа «уплыла» командировка в Австрию. Но кресло начальника… Этим он пожертвовать не смог. В битве «разума и чувствительности» первый побеждает. Личная выгода и желание материального комфорта побеждают любовь, совесть, живую душу…
Медсестра Лида, вернув Филимонова к жизни после первого инфаркта, подарив ему счастье любви, все же проигрывает битву за его душу. Роль Лиды, наверное, самая лучшая в кинокарьере Татьяны Догилевой. Режиссер и оператор все время подчеркивают ее выразительные глаза. Вот они горят и светятся от любви, а вот гаснут, буквально мертвеют, когда любимый вновь и вновь предает ее. Лида и презирает Филимонова, и жалеет. И продолжает любить его, даже когда он меняет ее на высокую должность.
Гордая Лида решает уйти с работы. И начальник Филимонов, снова говорящий правильные, но фальшивые слова, вдруг видит в окне, как она уходит, так неотвратимо и навсегда. Его сердце, истерзанное бесконечным враньем, останавливается…
Любящая Лида сразу почувствует, что с ним беда, и помчится к нему, и невероятными усилиями, своей бесконечной, бескорыстной любовью вернет его в этот мир (сцена, сыгранная Догилевой очень мощно, на огромном эмоциональном накале). Вернет – и обессиленная, опустошенная, уйдет. Она снова подарила ему жизнь, но как он распорядится ею? Этот вопрос так и останется открытым.
Пронзительная история любви сыграна, а точнее – прожита Леонидом Филатовым и Татьяной Догилевой настолько ярко и достоверно, что вызывает симпатии даже у тех, кто недолюбливает этот фильм. Очень интересен и третий «угол» любовного треугольника – жена Филимонова, Елена в исполнении Ирины Купченко. Актриса смогла уйти от прямолинейности, которая так и напрашивалась – мымра, богатая дочка важного папы, привыкла получать все, что ей хочется. Но с другой стороны, она не дура, и она прекрасно видит, что муж ее не любит и не любил никогда. А она любит – по-своему, но очень любит его. Да, она покупает его присутствие рядом с собой – на тебе, Лёнечка, машину, на тебе новую должность, только будь рядом. Но в последнем монологе, который Купченко играет сквозь слезы, нет торжества победительницы. Есть слабая женщина, которая не может жить без любимого, которая готова терпеть его любовницу, только пусть ей достанутся хоть крошечки его внимания.
Великолепны, остро сатиричны образы бюрократов-чиновников. Всеволод Санаев играет глубоко пожилого Ярослава Степановича. Актер не делает своего героя мерзавцем. Это просто ископаемое. Человек, который живет идеалами еще сталинского времени и абсолютно потерялся в новой действительности. Что теперь можно, что нельзя – ничего не понять с этой «перестройкой». «Новое поколение» ориентируется в перестроечных реалиях гораздо лучше. У этих никаких идеалов вообще нет, разве только материальные блага. Прекрасны Ольга Волкова в роли любопытной и подлой сплетницы Суровой, Александр Ширвиндт и Валентин Гафт в роли якобы друзей Филимонова, душевно советующих ему «любить, но потихоньку».
Это «новое поколение» демагогов и стало «эффективными реформаторами» 90-х, хоть режиссер в знаменитом эпизоде – сне Филимонова – и отводит им очень жалкую роль: нищих попрошаек. Помните, знаменитую фразу Ширвиндта – «Нас в колхозы нельзя, мы делать ничего не умеем. Мы им там окончательно все развалим». Или песню в исполнении Гафта:
«Наливался тучами закат,
Перестройку начали с рассветом.
Не по делу снятый бюрократ
Со своим прощался кабинетом…»
Ох, по тем временам мощная сатира была. А теперь она кажется забавной и наивной. Как наивны были радужные ожидания 1987-го года – что вот дай нам всем свободу слова, да убери тупых бюрократов, и жизнь наша сразу наладится…

Смотреть фильм онлайн

      
        

Комментариев нет:

Отправить комментарий