вторник, 17 июля 2018 г.

Борис Годунов

Производство: Россия
Год: 2011
Режиссер: Владимир Мирзоев
В ролях: Максим Суханов, Михаил Козаков, Андрей Мерзликин, Петр Федоров, Агния Дитковските, Леонид Громов, Дмитрий Певцов, Андрей Ташков, Леонид Парфенов, Елена Коренева, Кирилл Кяро, Валентинас Масальскис, Серафима Низовская, Татьяна Лютаева, Сергей Макаров, Ольга Яковлева, Елена Шевченко
Моя оценка: 6 из 10



Прием переноса классического текста на современные реалии не нов, и практикуется зарубежными режиссерами достаточно давно. А вот отечественный кинематограф к таким экспериментам подходит очень осторожно. Одна из немногих попыток – фильм Владимира Мирзоева «Борис Годунов».

Режиссер однако не ограничился каким-то одним временем. На экране смешаны и начало века, и время революции и Гражданской войны, и 90-е–2000-е. Смута и кровавая борьба за власть – действительно, как всё схоже со временем реального Бориса Годунова. Убитый ребенок в матросском костюмчике – явная отсылка к царевичу Алексею Романову, убитому большевиками. Сам же Борис Годунов – то ли президент современной России, то ли Ленин – словно несет на себе грех злодеяния, совершенного поборниками коммунистической идеи. Сон тесно переплетен и связан с явью, революционеры с «братками», герои мгновенно перемещаются в пространстве и времени. Фильм наполнен интересной символикой, заставляющей вспомнить эстетику Серебряного века, необычными ракурсами и клиповым монтажом, открытой театральностью и интертекстуальностью, соседствующей с реалистичностью.
Из всего этого смешения стилей, образов, мотивов необходимо было выбрать что-то одно. Попытка «запрячь в одну телегу коня и трепетную лань» закончилась предсказуемо – неудачей. Фильм оставляет ощущение сумбура и эклектики. Текст Пушкина, в некоторых местах очень уместный, в других – режет слух и резко дисгармонирует с картинкой. В какой-то мере это просчет режиссера, а в какой-то – явные актерские неудачи. Здесь мы наблюдаем также полный «разброд и шатания». Кто-то играет в духе психологического реализма (и именно они наиболее убедительно произносят пушкинский текст), а кто-то пытается играть театрально, подчеркивая условность происходящего. Привести в гармонию этот разнородный хор режиссеру не удалось.
Наиболее органично произносят текст Михаил Козаков, Елена Коренева, Андрей Мерзликин. Что значит «органично»? Ты просто не замечаешь, что это стихи, что в них есть рифмы. Всё естественно, как будто люди говорят так всегда, в своей обычной жизни. Особенно хочется отметить работу Мерзликина. Он не кривляется, не «изображает» и не шутит, как другие – он играет всерьез. Он играет не в постмодернистском эксперименте Мирзоева – он играет великого Пушкина, со всем убеждением и «верой в предлагаемые обстоятельства». В отличие от него Максим Суханов предлагает нам не Пушкина, а всего лишь лукавую игру в Бориса Годунова. То ли царь, то ли шут, то ли трагедия, то ли развлечение. Но, на мой взгляд, это на очень большого любителя – такая трактовка.
Наиболее удачный ход (и самое ценное, что есть в фильме) – люди у телевизора, обсуждающие перипетии в царском доме. Вот это действительно в точку. Вот это мы сами, без прикрас, мы и наш телевизор, наш любимый «зомбоящик», через который обаятельные «пропагандоны» сообщают нам нужную точку зрения (в фильме собирательный образ такого «телезвонаря» отлично создает Леонид Парфенов). Финал великолепный. «Народ безмолвствует…». Нам откровенно, глядя прямо в глаза, врут, а мы – безмолвствуем. Сидим возле «ящика» – и безмолвствуем...




         

Комментариев нет:

Отправить комментарий