суббота, 14 июля 2018 г.

Девушка без адреса

Производство: СССР
Год: 1957
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Светлана Карпинская, Николай Рыбников, Юрий Белов, Светлана Тарасова, Эраст Гарин, Зоя Федорова, Сергей Филиппов, Рина Зеленая, Василий Топорков, Павел Тарасов, Светлана Харитонова, Петр Савин, Георгий Тусузов, Георгий Георгиу, Ольга Аросева, Михаил Гаркави, Ирина Мурзаева
Моя оценка: 8 из 10



Свой второй художественный фильм Эльдар Рязанов не очень любил, считал малоудачным. Хотя зрители принимали его с полным восторгом, как в год выхода, так и во все последующие годы. «Девушка без адреса» – действительно очень милая картина, нежная, добрая, лирическая комедия с нехитрым назидательным смыслом. Это сказка по-советски, когда всё вокруг хорошо, и только небольшие неурядицы в личной жизни – как маленькие тучки на летнем небе, были – и вот уже исчезли…
Фильм мог бы называться «Девушка с характером», как знаменитая комедия 1939 года с Валентиной Серовой в главной роли. В фильме Э. Рязанова есть явные отсылки к этой картине К. Юдина: главную героиню тоже зовут Катя Иванова, она тоже едет в Москву. Правда, «девушка с характером» образца 1957 года шпионов не ловит, однако против бюрократов, против пошлого мещанства и вообще любой несправедливости восстает так же пылко, как Катя Иванова 30-х гг.


В фильме Э. Рязанова главную героиню блестяще играет дебютантка Светлана Карпинская. В Москву её Катя Иванова приезжает, во-первых, потому что с предыдущей работы ее уволили «в связи с неуживчивостью характера», а во-вторых, она мечтает стать актрисой оперетты. В поезде Катя знакомится с милым молодым человеком Пашей (в этой роли обаятельный красавец, настоящая «звезда» 50-х Николай Рыбников). Но, едва познакомившись, молодые люди теряют друг друга. Катя не успела сказать Паше свой адрес. И тот весь фильм будет верно и преданно искать ее, пока не найдет. Конечно, все эти поиски сопровождаются многочисленными комическими ситуациями. В одной коммунальной квартире Пашу принимают за квартирного вора, из другой ему еле-еле удалось вырваться, потому что вход охраняла огромная злая собака. Комизм усиливается тем, что Катя и Паша ходят рядом, буквально по одним и тем же дорожкам, но встретиться – по законам жанра – они смогут лишь в финале.
Одновременно с показом этих поисков проводится и воспитательная идея о поисках своего места в жизни. Катины легкомысленные мечты об оперетте разбиваются о вердикт театрального гардеробщика: «Каскаду в ней нету». После этого девушка работает то лифтером, то домработницей, то моделью, то курьером, но нигде надолго не задерживается, потому что не умеет молчать, когда что-то происходит «неправильно». Критерии «правильности» у Катерины простые: «правильно – это по-советски, а неправильно – это не по-советски». В конце концов, девушка, которую уволили отовсюду, собирается уезжать на одну из далеких строек, но Паша успевает ее вернуть. Кем станет Катя потом, в фильме не показывается, но судя по тому, что ее любимый Паша – строитель, Катя тоже пойдет в строительство. Это логичное (и для того времени достойное) завершение поисков после того, как перепробованы различные «легкомысленные» профессии.
Лирическую пару Паши и Кати оттеняет комедийная пара – Митя и Оля. 


Этих героев играют невероятно обаятельный и не менее красивый и популярный, чем Рыбников, Юрий Белов и юная красавица Светлана Тарасова (к сожалению, эта дебютная роль стала единственной заметной ролью Светланы в кино, актриса играла в театре, в 45 лет она ушла из жизни). Белов и Тарасова играют на контрасте – разбитной, веселый «Дон-Жуан» Митя и добрая, но строгая, живущая по принципу «умри, но не давай поцелуя без любви» Оля. За перипетиями их романа наблюдать не менее интересно, чем за приключениями главных героев.
Шедевром фильма стала еще одна пара, поданная в ярко сатирическом ключе. Советские мещане Масик и Кусик бесподобно сыграны Зоей Федоровой и Сергеем Филипповым. 


Зоя Федорова, проведя семь лет в сталинских лагерях, триумфально вернулась в кино, радуя зрителей своим комедийным талантом. Несмотря на все предыдущие лишения, актриса весьма убедительно и смешно играет богатую дамочку, которая живет в окружении персидских ковров, паркета и богемского «стеква». Очарователен и ее киношный муж Сергей Филиппов, на которого здесь невозможно смотреть без улыбки. Его фразочка «Масик хочет водочки» на долгие годы стала любимой у большинства мужчин.
Актерское созвездие дополняют Эраст Гарин в роли доброго Катиного дедушки и Рина Зеленая в роли председателя худсовета. В сценарии ролечка эта была совсем небольшой, проходной, но Рина Зеленая, как это часто случалось, дополнила ее своими уникальными интонациями и меткими фразочками, вроде «Уберите все ваши руки и не падайте с лестницы», «Почему вы все время высказываетесь, вы же не член худсовета?» и «Советская девушка должна смело ходить в том, что мы внедряем!»


Яркие актерские работы, отличная музыка и песни, веселый сюжет обеспечили огромный успех этому фильму. Но в фильме есть еще один герой, о котором необходимо сказать. Это Москва. Москва 50-х. Милая, славная, немного суетная, радостная, чистенькая и красивая. Еще не заселенная под завязку мигрантами и не застроенная бессмысленными сооружениями-уродцами. Фильм можно смотреть хотя бы из чувства ностальгии по такой ясной и светлой, созданной для жизни, а не для выживания Москве…





Комментариев нет:

Отправить комментарий