понедельник, 6 августа 2018 г.

Янтарные крылья

Производство: Россия
Год: 2003
Режиссер: Андрей Разенков
В ролях: Александр Балуев, Алена Бондарчук, Ирина Скобцева, Лембит Ульфсак, Арнис Лицитис, Ита Эвер
Моя оценка: 7 из 10



Сюжет фильма отчасти перекликается с чеховским «Вишневым садом». Русская семья достаточно долго жила в Эстонии, у них здесь большой старинный дом. Но поскольку эстонские власти приняли решение отобрать у «русских оккупантов» «присвоенное» ими в сталинское время имущество выселенных немцев и эстонцев, их дом хотят забрать потомки прежних хозяев. Пожилая театральная актриса Елизавета Сергеевна (Ирина Скобцева) так же, как чеховская Раневская, беспомощна и беззащитна перед новой реальностью. И так же беззащитна и беспомощна ее дочь. Все, что им остается, ждать, пока их «вишневый сад» не заберут чужие люди…
Алена (Алена Бондарчук) прилетела из Москвы на помощь матери. Хотя чем она тут может помочь? У нее самой неприятностей – воз и маленькая тележка. Ее сняли с роли, в юридических делах она ничего не понимает. А еще в аэропорту она потеряла свой талисман – янтарного ангела.
Алена решает во что бы то ни стало разыскать похожего ангелочка и отправляется в магазин сувениров. Здесь она встречает приятного, обаятельного мужчину – Александра Вебера, адвоката из Германии (Александр Балуев). Он сильный, уверенный в себе (даже самоуверенный, как отмечает Алена), и он берется ей помочь.
И начинается сказка.

Они гуляют по улочкам города, и забираются на крыши, и заходят в кафе, где так уютно горит камин. А он нарвет ей поздних яблок и попросит растерявшуюся официантку запечь их. Сказка? Да. И в фильме сказка звучит – «Пастушка и Трубочист» Андерсена, грустная история о столкновении любви с реальностью. Отражение и их истории…
Ей звонит сын, и где-то там есть муж. А она сидит в ресторане с чужим мужчиной. Хотя нет. Уже не с чужим. И когда он становится всё больше «не чужим», вдруг оказывается, что Александр – внук бывшего владельца их дома, который и хочет отобрать его. А кроме того, благородный рыцарь еще и женат, и имеет детей.
«А хватит ли у тебя мужества идти за мной всюду? Подумала ли ты о том, как велик мир? Подумала ли о том, что нам нельзя будет вернуться назад?» У Пастушки и Трубочиста ничего не вышло. И здесь, в предрождественском Таллинне, красивые мечты так же разбиваются о жестокую реальность…  
В фильме нет традиционного новогоднего хэппи-энда. И наверное, это правильно. Да, в сюжете есть натяжки, и юристы здесь найдут сто тысяч нелепостей в этой истории с домом. И все же фильм очень красивый, стильный, атмосферный – задумчивый, тихий предрождественский Таллинн, свечи, снег, нежная, теплая янтарно-голубая гамма и такая же нежная, лиричная музыка Мишеля Леграна. Очень уместны голоса героини и героя за кадром – их мысли, их рассуждения. Удачен выбор актеров. У Алены Бондарчук было совсем мало главных ролей, и здесь ей подарили отличную возможность раскрыться. Александр Балуев просто немыслимо хорош в романтических ролях. Нежный и сильный, мужественный и уверенный в себе, настоящее воплощение мечты женщины о настоящем мужчине. 


Играют актеры без излишнего мелодраматического нажима, сдержанно, на полутонах, и это целиком укладывается в атмосферу фильма, грустного, проникновенного, неспешного, как сказки Андерсена, как пьесы Чехова.



2 комментария: