понедельник, 6 августа 2018 г.

Агитбригада "Бей врага!"

Производство: Россия
Год: 2007
Режиссер: Виталий Мельников
В ролях: Виктор Сухоруков, Наталья Ткаченко, Кирилл Пирогов, Анна Данилова, Никита Лейтланд, Алексей Девотченко, Людмила Зайцева, Георгий Пицхелаури, Оксана Мысина, Екатерина Порубель
Моя оценка: 7 из 10



Жанр «роуд-муви» прекрасно подходит для ретро-фильмов. Дорога, встречи с различными людьми, калейдоскоп лиц и событий позволяют окунуться в воспоминания – радостные и грустные.
1944 год, еще идет самая тяжелая для нас война. Маленькая агитбригада с боевым названием «Бей врага!» отправляется на плоту по сибирской реке агитировать среди рыбаков и спецпереселенцев. В составе бригады артистка Вера из Ленинграда, «кинщица» Зина, художник Вадим, подросток Раднэр и руководитель, демобилизованный из-за контузии солдат Никанор Калинкин.

Жители по-разному встречают «артистов». Староверы не хотят идти на «греховное» зрелище и отказываются смотреть даже знаменитого «Чапаева». В другом поселке агитбригада сталкивается с еще более сложной проблемой. Клуб, где они должны выступать, решено устроить в часовне. Жители собрались с твердым намерением не дать совершиться кощунству. Но приняли Никанора за «уполномоченного» – и испугались, сдались. И лишь одна старуха Гавриловна (замечательная работа Людмилы Зайцевой) не отступает. Она спиливает крест, взваливает его себе на спину и потом с тяжелым крестом на спине, как первые христиане-мученики, идет сквозь толпу «предателей». Никанор поражен этим поступком. Он придет к старухе и даже вскопает ей огород. И потеплевшая Гавриловна заметит: «Ты хоть и партейный, а совесть, видно, не потерял».
Встреча с переселенными поволжскими немцами. Здесь почти одни женщины и парень-инвалид Лео. Вера поет им песню на немецком, и те плачут, слыша родной язык. А Лео огорошивает Раднэра сравнениями гитлерюгенда и пионеров, гитлеровских и сталинских парадов и своим выводом: слишком много у них общего. Из-за этого мальчики устраивают почти настоящую дуэль на самодельных пистолетах. Правда, закончится она ничем. Но и опровергать выводы Лео авторы не будут.
Следующая остановка – рыбацкий поселок, где остались одни женщины, все мужчины на войне. Женщины истосковались по мужчинам и веселью. Они благодарно смотрят привезенное кино и азартно танцуют с «агитаторами». А бригадир Антонида (ее очень колоритно играет Екатерина Порубель) «закадрила» самого Никанора. Сцена их прощания получилась и смешной, и очень лиричной. Наверное, у Сухорукова это одна из немногих романтических сцен в кино.
Во время дождя плот агитбригады терпит крушение. Артисты оказываются на берегу с остатками инвентаря и совершенно без продовольствия. От голода их спасает Степастяк, которого Никанор все же хочет арестовать за «дезертирство». Но Зинка без памяти влюбляется в безобидного и доброго Степастяка. Бригада как может прячет бедолагу, но НКВД не спит. Запутанная речами опытного чекиста Кольчугина (актерский шедевр Алексея Девотченко) глупая Зинка сама выдает своего возлюбленного. Выдает на смерть.
В фильме нет яркой финальной точки, вообще, к сожалению, он не получился цельным и рассыпается на ряд эпизодов, неодинаковых по художественным достоинствам. Неровная и игра актеров – кто-то играет хорошо, а кто-то как в самодеятельности. Из актеров выделяется, конечно, Виктор Сухоруков. Не могу сказать, что он играет что-то новое – здесь всё та же его привычная тема «большого ребенка», только обогащенная новыми гранями. Запоминается сцена, когда Никанор впервые смотрит фильм «Чапаев». Камера держит долгий крупный план актера, и всё происходящее на экране, как в зеркале, отражается на его лице различными эмоциями. И вот трагическая концовка. «Утонул? Утонул??» – спрашивает потрясенный Никанор, и на его лице – такая обида, такое возмущение этой адской несправедливостью, какие могут быть только у чистого душой ребенка.
Мемуары В. Мельникова, по которым был снят фильм, я прочитала раньше, чем посмотрела картину. И надо признать, впечатление от прочитанного было гораздо более сильным, чем от фильма. В сценарии была видна душа, живые люди, он был цельным и человечным. В фильм прекрасный авторский текст, который соединил бы разрозненные эпизоды, не был включен. И ­– при неровной актерской игре – весь акцент переместился на политику. Вот как мучились люди при Сталине. Сталин = Гитлер. Всё понятно, да. Но как же это обеднило весь замысел.


        

Комментариев нет:

Отправить комментарий