Производство: Россия
Год: 2007
Режиссер: Виталий Мельников
В ролях: Виктор Сухоруков, Наталья Ткаченко, Кирилл Пирогов, Анна Данилова, Никита Лейтланд, Алексей Девотченко, Людмила Зайцева, Георгий Пицхелаури, Оксана Мысина, Екатерина Порубель
Моя оценка: 7 из 10
Год: 2007
Режиссер: Виталий Мельников
В ролях: Виктор Сухоруков, Наталья Ткаченко, Кирилл Пирогов, Анна Данилова, Никита Лейтланд, Алексей Девотченко, Людмила Зайцева, Георгий Пицхелаури, Оксана Мысина, Екатерина Порубель
Моя оценка: 7 из 10
Жанр «роуд-муви» прекрасно
подходит для ретро-фильмов. Дорога, встречи с различными людьми, калейдоскоп
лиц и событий позволяют окунуться в воспоминания – радостные и грустные.
1944 год, еще идет самая тяжелая
для нас война. Маленькая агитбригада с боевым названием «Бей врага!»
отправляется на плоту по сибирской реке агитировать среди рыбаков и
спецпереселенцев. В составе бригады артистка Вера из Ленинграда, «кинщица»
Зина, художник Вадим, подросток Раднэр и руководитель, демобилизованный из-за
контузии солдат Никанор Калинкин.
Жители по-разному встречают
«артистов». Староверы не хотят идти на «греховное» зрелище и отказываются
смотреть даже знаменитого «Чапаева». В другом поселке агитбригада сталкивается
с еще более сложной проблемой. Клуб, где они должны выступать, решено устроить
в часовне. Жители собрались с твердым намерением не дать совершиться кощунству.
Но приняли Никанора за «уполномоченного» – и испугались, сдались. И лишь одна
старуха Гавриловна (замечательная работа Людмилы Зайцевой) не отступает. Она спиливает
крест, взваливает его себе на спину и потом с тяжелым крестом на спине, как
первые христиане-мученики, идет сквозь толпу «предателей». Никанор поражен этим
поступком. Он придет к старухе и даже вскопает ей огород. И потеплевшая
Гавриловна заметит: «Ты хоть и партейный, а совесть, видно, не потерял».
Встреча с переселенными
поволжскими немцами. Здесь почти одни женщины и парень-инвалид Лео. Вера поет
им песню на немецком, и те плачут, слыша родной язык. А Лео огорошивает Раднэра
сравнениями гитлерюгенда и пионеров, гитлеровских и сталинских парадов и своим
выводом: слишком много у них общего. Из-за этого мальчики устраивают почти
настоящую дуэль на самодельных пистолетах. Правда, закончится она ничем. Но и
опровергать выводы Лео авторы не будут.
Следующая остановка – рыбацкий
поселок, где остались одни женщины, все мужчины на войне. Женщины истосковались
по мужчинам и веселью. Они благодарно смотрят привезенное кино и азартно
танцуют с «агитаторами». А бригадир Антонида (ее очень колоритно играет
Екатерина Порубель) «закадрила» самого Никанора. Сцена их прощания получилась и
смешной, и очень лиричной. Наверное, у Сухорукова это одна из немногих
романтических сцен в кино.
Во время дождя плот агитбригады
терпит крушение. Артисты оказываются на берегу с остатками инвентаря и
совершенно без продовольствия. От голода их спасает Степастяк, которого Никанор
все же хочет арестовать за «дезертирство». Но Зинка без памяти влюбляется в
безобидного и доброго Степастяка. Бригада как может прячет бедолагу, но НКВД не
спит. Запутанная речами опытного чекиста Кольчугина (актерский шедевр Алексея
Девотченко) глупая Зинка сама выдает своего возлюбленного. Выдает на смерть.
В фильме нет яркой финальной
точки, вообще, к сожалению, он не получился цельным и рассыпается на ряд
эпизодов, неодинаковых по художественным достоинствам. Неровная и игра актеров
– кто-то играет хорошо, а кто-то как в самодеятельности. Из актеров выделяется,
конечно, Виктор Сухоруков. Не могу сказать, что он играет что-то новое – здесь
всё та же его привычная тема «большого ребенка», только обогащенная новыми
гранями. Запоминается сцена, когда Никанор впервые смотрит фильм «Чапаев».
Камера держит долгий крупный план актера, и всё происходящее на экране, как в
зеркале, отражается на его лице различными эмоциями. И вот трагическая
концовка. «Утонул? Утонул??» – спрашивает потрясенный Никанор, и на его лице –
такая обида, такое возмущение этой адской несправедливостью, какие могут быть
только у чистого душой ребенка.
Мемуары В. Мельникова, по
которым был снят фильм, я прочитала раньше, чем посмотрела картину. И надо
признать, впечатление от прочитанного было гораздо более сильным, чем от
фильма. В сценарии была видна душа, живые люди, он был цельным и человечным. В
фильм прекрасный авторский текст, который соединил бы разрозненные эпизоды, не
был включен. И – при неровной актерской игре – весь акцент переместился на
политику. Вот как мучились люди при Сталине. Сталин = Гитлер. Всё понятно, да. Но
как же это обеднило весь замысел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий