четверг, 26 января 2023 г.

Приключение

Оригинальное название: L'avventura
Производство: Италия, Франция
Год: 1960
Режиссер: Микеланджело Антониони
В ролях: Габриэле Ферцетти, Моника Витти, Леа Массари, Доминик Бланшар, Ренцо Риччи, Джеймс Аддамс, Дороти Де Полиоло и др.
Моя оценка: 9 из 10


«Золотая молодежь», среди которых дочь дипломата Анна (Леа Массари), ее возлюбленный, архитектор Сандро (Габриеле Ферцетти) и подруга Анны красавица Клаудиа (Моника Витти), отправляются на морскую прогулку на яхте. Загорают, плавают, философствуют или говорят банальности, занимаются подводной охотой. Лето, море, молодость ‒ красота.
Но непонятное напряжение нарушает эту идиллию. И наверное, именно, Анна, странная, противоречивая натура, причина этой дисгармонии. Она может приехать на свидание с любимым ‒ и вдруг уйти. Она плавает ‒ и вдруг начинает кричать: «Акула!» И все испуганно спешат на борт. А девушка развлекается ‒ скучно ведь. Вроде все хорошо, а счастья нет. После сложного разговора с Сандро на острове Анна внезапно исчезает…


Все ищут ее, бродят по острову, то надеются, то начинают обвинять друг друга. Приезжает обеспокоенный отец Анны, и версии становятся все мрачнее и мрачнее ‒ разбилась, упала со скалы, кто-то похитил, покончила с собой.
Клаудиа и Сандро чувствуют влечение друг к другу. Они потрясены пропажей Анны, но как бороться с собой? Клаудиа сопротивляется изо всех сил, она не понимает, как может все так быстро измениться, всего за три дня.
Она продолжает упорно обыскивать острова ‒ всё без толку. Ее словно током бьет, когда рядом кто-то говорит имя «Сандро». Анны нет, а жизнь продолжается. Гости, наряды, украшения, встречи, магазины, друзья… Сандро и Клаудиа не бросают своей миссии «найти Анну», но они уже не могут сопротивляться своей страсти. И кажется, уже не особо и хотят найти подругу…


Фильм «Приключение» стал первым фильмом знаменитой «трилогии отчуждения» Микеланджело Антониони (куда еще вошли «Ночь» и «Затмение»). Тема некоммуникабельности, ключевая тема у итальянского мастера, здесь обрисовывается изысканными и лаконичными художественными образами. 
Герои боятся своих чувств и не умеют их выражать. Всё разрушается, все связи рвутся в этом непрочном и хрупком мире. Разрушение и отчуждение метафорически подчеркиваются всей обстановкой: пустынный каменный остров, холодный и неприветливый, разбитые античные вазы, пустые здания, пустынная дорога, практически пустой город. Пустота снаружи рифмуется с пустотой внутри.


Старинные памятники разрушаются, но и новая жизнь разрушается тоже. Клаудиа начинает сомневаться, существует ли вообще семейное счастье? Ее замужняя подруга кокетничает с молодым художником, целуется с ним, словно не замечая Клаудии. Кругом измены, ревность, унижение друг друга ‒ практически во всех знакомых парах. Так зачем создавать семью? Чтобы все время лгать?
Сандро делает Клаудии предложение. Но она не обрадована ‒ только растеряна. Ей так хочется разобраться во всем, хочется ясности и простоты. Клаудиа хочет быть уверенной в любви Сандро, но этой уверенности нет. Все зыбко, неясно.
Вот девушка, счастливая, бегает по гостиничному номеру, дурачится, смеется и вдруг замечает отсутствующий взгляд своего мужчины. И сразу все веселье ее гаснет. О чем он думает? Наверное, не о ней…
А Сандро думает о ней, но еще и о работе, о своем предназначении, призвании. О том, что он, дизайнер и архитектор, мог бы найти лучшее применение своему таланту. У него есть слава и богатство, но нет гениальности. Всё, что он делает, находится в дисгармонии с прекрасными старинными зданиями. Да и кому сейчас нужна красота, красота, которая будет жить вечно? Современное поколение живет одним днем, оно думает максимум на 10 лет вперед.
Важный эпизод, раскрывающий эмоциональное состояние Сандро: он видит рисунок молодого художника и специально заливает его тушью ‒ зависть к молодости и таланту. У Сандро уже нет молодости, почти исчез талант и нет свободы. Есть лишь скучные проекты и расчеты. Он не может созидать. Зато у него хорошо получается разрушать…
Клаудиа мается от одиночества и страха. Если раньше ей было страшно от мысли, что Анна мертва, то теперь ее ужасает мысль, что Анна жива, что она уведет у нее Сандро. Утром в номере девушка не находит своего возлюбленного, начинает искать его, бродит по пустой гостинице, ищет его… И находит ‒ с проституткой.
И снова одиночество героини подчеркивается замечательными графичными черно-белыми образами ‒ полуразрушенное старое здание, ветер, пустынность, пустота, холод.


Сандро и Клаудиа рядом ‒ но уже одни. Одиночество вдвоем. Сандро плачет. Рука Клаудии поднимается, чтобы погладить его, и бессильно падает. Кажется, эта болезнь одиночества и разобщенности непреодолима. И слезы Сандро ‒ они обо всем. Это и вина перед Анной, и боль за свой загубленный талант, и вина уже перед Клаудией, за то, что он все разрушил. Опять разрушил…
Клаудиа снова поднимает руку и гладит своего мужчину по голове. Материнский прощающий жест. Маленький отблеск надежды в этом мире одиночества и тоски.    
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий