понедельник, 20 февраля 2023 г.

Ночь

Оригинальное название: La notte
Производство: Италия, Франция
Год: 1961
Режиссер: Микеланджело Антониони
В ролях: Марчелло Мастроянни, Жанна Моро, Моника Витти, Бернхард Викки, Мария Пиа Луци, Рози Маццакурати и др.
Моя оценка: 9 из 10



Картина «Ночь» является второй частью так называемой «трилогии отчуждения» Микеланджело Антониони (куда входят также «Приключение» и «Затмение»). Снова мы видим кризисную ситуацию, на сей раз в отношениях между супругами ‒ модным писателем Джованни Понтано (Марчелло Мастроянни) и его женой Лидией (Жанна Моро).
В фильме показаны одни сутки из их жизни. Сначала супруги навещают своего смертельно больного друга Томмазо в больнице. Ему уже ничего не поможет: последняя стадия рака, колют морфий. Томмазо тоже писатель, как и Джованни. Всю жизнь он писал, играл словами, развлекал людей. Но только теперь, на пороге смерти, он понял, как много он не сделал, не встретился с тем, с кем хотел, не долюбил. Джованни и Лидия смущаются, не знают, о чем говорить с умирающим, а тот жадно выспрашивает: ну как твоя книга? а как выставка того-то? Лидия, которая когда-то предпочла Джованни Томмазо, не выдержит, уйдет первой и будет плакать внизу в одиночестве.
А Джованни еще задержит полусумасшедшая нимфоманка, затащит его к себе в палату. Спасут его медсестры, привычно скрутят беднягу, будут привязывать и бить ее ‒ без злобы, привычно.
Потрясенный Джованни расскажет обо всем Лидии. А та лишь иронически предположит, что теперь у него появилась тема для небольшого рассказа. Всё, как всегда, уйдет в слова, даже эти живые эмоции.
После печального визита ‒ пышное чествование. У Джованни ‒ презентация новой книги. Толпа людей, журналисты, поклонницы. Лидия не хочет быть в этой толчее. Она уходит бродить по городу, рассматривает, наблюдает сценки городской жизни. Вот нищая старушка что-то кушает из стаканчика. Вот на пустыре дерется молодежь. Вот запускают макет ракеты. С интересом и участием Лидия наблюдает за происходящим, растворяясь и одновременно сохраняя свою особость, не проникая глубоко в суть, скользит, как ветер, питаясь сиюминутными впечатлениями.


Лидия давно чувствует охлаждение мужа и чувствует, как исчезает и ее любовь к нему. Она пытается как-то все вернуть, приходит на свою любимую полянку, с которой у них много связано, надевает красивое платье, флиртует с мужем. Но опять все то же ‒ в ответ ей лишь холод, раздражение и скука. 



Джованни действительно раздражен ‒ потому что исписался и понимает это. Он не знает не о чем писать, а как писать. В какие слова это все облечь. Слов много, герои в фильме вообще очень много говорят. Но за этими словами ничего нет. Джованни боится выразить свое реальное состояние, ему удобнее и комфортнее в скорлупе из лжи, неискренности.
Ночь герои встречают на развеселой вечеринке у миллиардера Джеральдино. Там снова полно народа, гуляет весь высший свет, опять разговоры, философствования, лицемерная вежливость, смех, забавы у бассейна. И снова, несмотря на шум, здесь царит пустота. Только одна девушка ‒ Валентина (Моника Витти) ‒ держится отдельно от толпы. Не болтает попусту, одна читает, одна играет: запускает в пустой комнате портсигар, чтобы попасть в дальнюю клетку на полу. Энергия этой девушки заразит и Джованни, они начнут играть вдвоем, потом к ним присоединятся другие гости.


В разгар веселья Лидия звонит в больницу, узнать, как Томмазо. И ей говорят, что он умер 10 минут назад. Жизнь и смерть рядом. И мир не рухнул. И не остановился. Веселье продолжается. Джованни уже целует Валентину. И у Лидии находится приятный и симпатичный ухажер, с которым можно весело бегать под проливным дождем и болтать в машине.
Только изменить мужу Лидия не сможет, хотя и понимает, что уже не любит его. От этой мысли ей хочется умереть. Без любви исчез смысл ее жизни.
Эта ночь ‒ ночь осознаний. Многое поймет и Джованни, как никогда остро ощутит пустоту своей жизни. Он все время думал только о себе. Никому ничего не давал, только брал. И только сейчас понял, что если что-то отдаешь, в конце концов, много и получаешь. Но он не научился отдавать. Манипулировать словами ‒ да, сколько угодно.
Лидия будет читать ему письмо, прекрасное, изумительное, чистое и романтичное. Удивленный Джованни спросит: чье оно? И она ответит: твое. Он забыл об этом, забыл свои чувства. А теперь и ее любовь умирает. Его поспешные пылкие поцелуи («последние объятия двух тонущих», по выражению Тарковского) уже ничего не решают.  Наступает ночь, ночь их отношений, и разъединенность двух людей кажется непреодолимой.


Фильм наполнен символикой, традиционной для Антониони. Важнейшее значение приобретает городская архитектура. Начальные титры идут на фоне стеклянных поверхностей знаменитого миланского небоскреба Пирелли, гигантские здания окружают Лидию во время ее прогулки по городу, и на их фоне ее «потерянность» ощущается особенно остро. Героиня блуждает по лабиринтам новых районов, бродит по пустынным улицам. Безрадостное, полупустое городское пространство, негармоничное, малокрасивое, рифмуется с внутренней, душевной и духовной пустотой людей, живущих в этом пространстве.


Еще один излюбленный художественный прием Антониони ‒ удвоение, отражения. Много съемок через отражения в стеклах, в зеркалах, возникает и тема двойничества (например, почти как близнецы, схожи Лидия и Валентина). 




Камера периодически застывает, замирает, «забывая» о людях, «разглядывая» графичные формы зданий, игру света и теней, потоки дождя. Такой стиль помогает автору передать настроение смутной тревоги, эмоциональной неустойчивости, раздвоенности, душевной неустроенности и одиночества людей в современном мире.
     
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий