вторник, 1 октября 2024 г.

Профессия: репортер

Оригинальное название: Professione: reporter
Производство: Италия, Франция, Испания
Год: 1975
Режиссер: Микеланджело Антониони
В ролях: Джек Николсон, Мария Шнайдер, Дженни Ранэйкр, Иэн Хендри, Стивен Беркофф, Амбруаз Биа, Джеймс Кэмпбелл, Чарльз Малвехилл и др.
Моя оценка: 7 из 10


Фильм «Профессия: репортер» завершает англоязычную трилогию Антониони, которую он снимал под эгидой «Metro-Goldwyn-Mayer». Режиссер переосмысляет, или говоря модным термином, деконструирует привычные жанры триллера и роуд-муви.

Если коротко пересказать сюжет, в нем действительно можно увидеть черты остросюжетного произведения. Журналист Джон Локк (Д. Николсон) в Африке собирает материал для документального фильма. Локк переживает духовный кризис, он не доволен своей жизнью. В отеле умирает сосед Локка, бизнесмен Робертсон. И тогда журналист, воспользовавшись своим внешним сходством с покойным, меняет фото в паспорте, а тело относит в свой номер. Теперь для всех умер Джон Локк, а новоиспеченный Робертсон начинает новую жизнь.

Казалось бы ‒ свобода! Нет старых опостылевших отношений, старых обязанностей, прежней работы. Однако чужая жизнь означает и чужие проблемы. Оказалось, Робертсон был не просто бизнесменом ‒ он поставлял оружие повстанцам. На Локка выходят люди, которые, принимая его за Робертсона, требуют у него какие-то документы, дают ему деньги и говорят что-то о втором этапе.


Джон уезжает в Испанию. Там в странном доме, построенном Гауди, он знакомится с женщиной (М. Шнайдер). У них начинается что-то вроде романа. Но забыть о «наследии» Робертсона и о настоящем Локке никак невозможно: в Барселоне Джон Локк узнает, что его разыскивают ‒ полиция, клиенты Робертсона, жена Локка Рэйчел, не поверившая в смерть мужа. И он все время убегает, убегает…


Но все время убегать невозможно. Жить чужой жизнью ‒ невозможно. Герой отказался от себя и погиб.

Антониони, насколько это возможно, затемняет идею фильма. При первом беглом просмотре она может быть вообще не понятна. Художественные средства словно специально направлены на то, чтобы сильнее запутать зрителя. Например, флэшбеки, которые никак не обозначены, лишь движение камеры намекает на то, что происходит перемещение не только в пространстве, но и во времени. Душевное состояние героя обозначается не столько актерской игрой или диалогами, сколько изобразительными метафорами. Бескрайняя ширь пустыни, в которой человек затерян, как песчинка, и беззащитен, как младенец. Причудливая архитектура Гауди, диссонирующая с примитивными желаниями людей. Городская архитектура ‒ лабиринты, где люди ищут друг друга, но никак не могут найти. Бесконечная дорога ‒ то ли побег, то ли путь к себе.


Частый образ ‒ решетки. На окнах, на дверях, на куполах, на душах людей, потому что мир, где мается главный герой ‒ это его персональная тюрьма. 




Не случайно в финале не показывается убийство главного героя. Убийцу мы видим в отражении, а затем камера плавно улетает из комнаты, через решетку, на улицу. Улетает душа героя, наконец преодолев ненавистные решетки.

Еще одна визуальная метафора ‒ круг, хождение по кругу, вращение, спирали. Вращается вентилятор, когда Локку приходит в голову безумная мысль поменяться биографиями с Робертсоном, вращается бокал на столике в баре. Песчаные вихри в пустыне, спиралевидные лестницы в доме Гауди, ‒ всё они вместе создают образ времени, текущего по спирали. Напрасно герой бежит в другой город, в другую страну. Это не линейное движение ‒ это бег по кругу. Круг совершается, и Локк умирает в гостинице так же, как и его двойник.

Герои фильмов Антониони редко решаются на какие-то активные поступки, преобразования. Они преимущественно созерцатели, а не созидатели. Герой фильма по профессии репортер, а значит, он просто фиксирует события, но не вмешивается в них, не анализирует, ничего не меняет в них. Попытка что-то кардинально поменять приводит все равно к предрешенному исходу ‒ к смерти.

Незадолго до гибели Джон рассказывает девушке историю слепого человека, которому однажды сделали операцию. Он прозрел и сначала был очень счастлив от этого. Но потом он стал замечать, что мир не такой, каким он его себе представлял. Кругом столько грязи, уродства. Через три года человек покончил с собой. Это и о Джоне тоже. Он думал, что «прозрел», взяв себе другое имя, что он наконец изменил свою жизнь. Но оказалось ‒ мир всё такой же. Он груб, грязен, жесток, уродлив, каким именем себя не назови. И ничего здесь не меняется и не изменится.  



Комментариев нет:

Отправить комментарий