пятница, 9 октября 2020 г.

Лучшие роли Владимира Высоцкого




Прижизненная слава Владимира Высоцкого была огромной. Однако посмертная перешла все мыслимые пределы. Знаменитого барда нарекли голосом поколения, трибуном, гением и прочими громкими и пафосными титулами. Изданы практически все произведения Владимира Семеновича, даже те, которые только предположительно принадлежат ему. Огромное количество народа раздает интервью, даже если были знакомы с Высоцким лишь шапочно. За всей этой громкой трескотней, к сожалению, стирается образ самого поэта и актера, он становится словно каким-то монументом, изрекавшим лишь истины.
Меж тем, это был живой человек, со своими ошибками и удачами, взлетами и падениями. Его обширное литературное наследие ‒ и поэзия, и проза ‒ еще ждет своих исследователей. Мы же коснемся лишь одного аспекта его огромного таланта ‒ киноработ. К большому сожалению, в кино Высоцкий раскрылся не так ярко, как в театре, где у него были Гамлет, Хлопуша, Лопахин. И все же можно найти и здесь несомненные удачи и просто гениальные работы.
   
1. «Карьера Димы Горина» (1961) ‒ Софрон


Поначалу кинематографисты никак не могли «увидеть» в Высоцком героя. Почему-то первые его работы ‒ это сплошные эпизоды и то преимущественно в комедиях. Пример ‒ «Карьера Димы Горина». Герой Высоцкого здесь чисто функциональный и нужен лишь для того, чтобы оттенить главного героя, которого играл Александр Демьяненко. В отличие от зажатого и закомплексованного Горина, Софрон ‒ удалой весельчак, любимец девушек и острослов. С такой ролью молодой Высоцкий справился с легкостью. 

2. «Штрафной удар» (1963) ‒ Юрий Никулин


Классическая комедия положений, где хитрый руководитель, для того, чтобы его район победил на Спартакиаде, пригласил вместо самодеятельных спортсменов профессионалов. Однако при этом он напрочь перепутал их «специализации». Высоцкий играет одного из таких неудачливых спортсменов ‒ гимнаста, которому пришлось стать наездником. Отметим, что в комедийном жанре Высоцкий вполне органичен, но все же комедий такого плана в его карьере больше не встречалось.

3. «Я родом из детства» (1966) ‒ танкист Володя


Драматическая роль, и отличный фильм в жанре «неореализма», где прозвучали песни Высоцкого «На братских могилах», «Звезды», «В холода, в холода…», «Высота». Пусть не все они в исполнении автора, но все равно производят сильнейшее впечатление и прекрасно дополняют фильм, подчеркивая идею создателей фильма. Герой Высоцкого ‒ изуродованный танкист, побывавший в аду, но не потерявший интереса к жизни. Ему очень хочется любви, тепла и в семье мальчика Жени, рядом с простой и участливой женщиной Людмилой, он отогревается душой. 

4. «Вертикаль» (1967) ‒ Володя


Еще один фильм, песни из которого стали просто культовыми. «Вершина», «Прощание с горами», «Песня о друге», «Баллада об альпийских стрелках», «Скалолазка» ‒ с момента выхода фильма без них не обходился ни один концерт Высоцкого. Сам же образ радиста, которого играет Владимир Семенович, особой смысловой нагрузки в картине не имел. Высоцкому нужно было просто оставаться самим собой. Харизма вольного романтика, хриплоголосого певца гор и альпинизма, бесконечное мужское обаяние ‒ вот собственно и все составляющие этого образа. (Рецензия на фильм)

5. «Короткие встречи» (1967) ‒ Максим


Еще один романтик 60-х, геолог Максим, вольная птица, которая не может сидеть на одном месте. Его любят сразу две женщины, а он, забросив свою гитару на плечо, уходит покорять неизведанные дали. Но жена его может не переживать: он вернется к ней, снова и снова. (Рецензия на фильм)

6. «Служили два товарища» (1968) ‒ поручик Брусенцов


Наверное, самая трагическая роль в кинобиографии Высоцкого. Настоящий патриот России, Брусенцов не может принять новой власти красных. Он будет воевать с ними до тех пор, пока не поймет, что эта борьба обречена. Но и эмиграция не для него. Нет для него жизни без Родины. И Брусенцов покончит с собой, не в силах разрешить трагического противоречия. (Рецензия на фильм

7. «Интервенция» (1968) ‒ Мишель Воронов (Бродский)


Фильм снят с большой долей условности, как театральный спектакль. И образ революционера Мишеля ‒ в чем-то опереточный, «невсерьез». Почти до самого финала. Но когда звучит песня «Деревянные костюмы», образ Воронова обретает и высоту, и невероятную глубину, и ореол настоящего мужественного и сильного героя.

8. «Хозяин тайги» (1969) ‒ бригадир Рябой


Чисто отрицательная роль, без примесей. Бригадир Рябой ‒ этакий некоронованный король тайги, сумевший использовать всякие там «социалистические соревнования» и «пятилеточные планы» в своих личных и корыстных интересах. Это хищник, хитрый волк, который чужими руками жар загребает и в золото этот жар переплавляет.

9. «Опасные гастроли» (1969) ‒ Жорж Бенгальский


Парафраз к образу Мишеля Воронова, только уже без такой глубины и сложности. Однако образ актера-революционера получился таким же обаятельным, ироничным, мужественным и с невероятным шармом. А «Песня о старой Одессе» стала бесконечно популярна не только у одесситов.

10. «Четвертый» (1973) ‒ Он


В 1970-х годах режиссеры наконец поняли, что Высоцкому по плечу и самые сложные, неоднозначные образы. Он ‒ человек, когда-то предавший своих друзей. Построивший свой уютный мирок ценой несчастья других. Но не получается у него счастливой жизни. Его совесть, как строгий судья, каждый день казнит его невозможными душевными муками.

11. «Плохой хороший человек» (1973) ‒ фон Корен


Еще один неоднозначный персонаж. Хороший или плохой человек фон Корен? Он труженик, в отличие от бездельника Лаевского. Он не пьет, не играет в карты, не соблазняет женщин ‒ он весь в науке. Но как же он презирает праздных бездельников и гуляк, всех, кто не соответствует его спартанскому образу жизни. Готов убить их всех или в лагеря отправить. Но почему фон Корен решил, что имеет право казнить или миловать этих людей? Высоцкий хорошо показывает перемены в герое, так уверенном в себе. В финале у него уже нет прежней жесткости и жестокости, но есть понимание, что жизнь сложна и ее нельзя разложить на черное и белое. (Рецензия на фильм)

12. «Единственная» (1975) ‒ Борис Ильич


Роль, как говорится, второго плана, но тем не менее очень важная в сюжете. Имея очень мало экранного времени, Высоцкий все же смог показать несчастливую судьбу одаренного человека. Не умеет Борис «устроиться», как его более успешные однокашники, не умеет льстить и угождать. Он одинок и неухожен и, как знак несчастья, как стихийное бедствие, разрушает семью Коли Касаткина.

13. «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975) ‒ певец


В фильме об американской жизни вольнолюбивый бунтарь-певец Высоцкий был как никогда кстати. Для этой картины он написал девять песен-баллад. К сожалению, в картину вошли далеко не все (были исключены «Баллада о маленьком человеке», «Баллада о Кокильоне», «Мистерия хиппи» и др.). Но все же зрители, схватив свои магнитофоны, бежали в кинотеатры, чтобы успеть записать философские размышления знаменитого барда ‒ «Балладу о манекенах» и «Балладу об уходе в рай». А песня «Прерванный полет», также написанная для этого фильма, часто звучала на концертах Высоцкого.  

14. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976) ‒ Ибрагим Ганнибал


Абсолютно неожиданным был выбор Александра Митты: Высоцкий ‒ и вдруг негр. Но постепенно об условности грима быстро забываешь и наслаждаешься лишь сюжетом и великолепной актерской игрой. Ибрагим ‒ честный, сильный, смелый, настоящий патриот России. Прекрасными качествами своей души ‒ добротой, искренностью и благородством завоевывает он сердце красавицы Наташи. (Рецензия на фильм)

15. «Их двое» (Ök ketten, 1977) ‒ мужчина


Это маленький эпизод, почти без слов. Мужчина провожает женщину, чужую жену, а потом неожиданно страстно целует ее. Этот поцелуй не приведет к разрушению брака, но оставит глубокий след в душе героини. Роль примечательна еще и тем, что это единственный фильм, где Высоцкий сыграл со своей любимой женой ‒ Мариной Влади. 

16. «Место встречи изменить нельзя» (1979) ‒ Глеб Жеглов


Наверное, самая культовая роль Высоцкого, роль-знак, по которой его узнают даже люди, далекие от поэзии и советского искусства. Он не поет здесь песен, он совсем иной ‒ чем всегда, чем в книге Вайнеров. Да и следователь совсем нетипичный ‒ экспрессивный, бывает, что и хамоватый, цепкий, как бультерьер, не соблюдающий рамок и приличий, жесткий и в то же время бесконечно обаятельный, щедрый, смелый. Своей харизмой Высоцкий едва ли не затмил всех остальных персонажей, включая Конкина, поэтому, думается, авторы пошли против книжной интерпретации и не стали делать Жеглова жестоким и циничным монстром. (Рецензия на фильм)  

17. «Маленькие трагедии» (1979) ‒ Дон Гуан


Последняя роль ‒ и настоящий актерский взлет. Дерзкий Дон Гуан стремится во что бы то ни стало получить желаемое и бросает вызов каменному Командору, кажется, бросает вызов самому Богу, наплевав на все моральные устои и приличия. За гордость и дерзость он наказан, но Высоцкий не играет раскаяния ‒ его герой умирает непокорившимся. 

Все-таки не оставляет ощущение, как мало Высоцкий успел сделать в кино. Как мало успел сыграть, спеть, сочинить. Не хватает сегодня его проницательности, его иронии, его бескомпромиссных оценок. Но может быть и к лучшему, что не увидел русский гений советского времени ни «святых» 90-х, ни сытых 2000-х. Не вписался бы он ни в рынок, ни в криминальную Россию, ни в компьютерный мир «нулевых». Никогда он не вписывался ни в какие рамки. Рвался за пределы. Пока не вырвался наконец… 



Смотреть фильмы с участием Владимира Высоцкого


Внимание! Копирование поста целиком запрещено. Допускается цитирование небольшого фрагмента в сопровождении активной ссылки на блог


Комментариев нет:

Отправить комментарий