Производство: СССР
Год: 1966
Режиссер: Станислав Говорухин, Борис Дуров
В ролях: Георгий Кульбуш, Геннадий Воропаев, Владимир Высоцкий, Маргарита Кошелева, Александр Фадеев, Лариса Лужина, Бухути Закариадзе
Моя оценка: 8 из 10
Песни из фильма:
Смотреть фильм онлайн
Год: 1966
Режиссер: Станислав Говорухин, Борис Дуров
В ролях: Георгий Кульбуш, Геннадий Воропаев, Владимир Высоцкий, Маргарита Кошелева, Александр Фадеев, Лариса Лужина, Бухути Закариадзе
Моя оценка: 8 из 10
И в русской литературе, и в кино есть произведения,
идеально, если можно так сказать, классически запечатлевшие «героя нашего
времени». В фильме «Вертикаль» идеально воплощен тип романтика 60-х.
Обязательно – «мужественная» героическая профессия, типа геолога или испытателя
(ну или мужественное увлечение, как в данном случае – альпинизм). Обязательно –
внешние атрибуты: рюкзак, гитара, борода и свитер крупной вязки (как у
Хемингуэя). Ну и все черты романтизма, которые были выведены еще в XIX веке: сильный герой, часто одинокий,
противопоставленный мещанскому обществу, ценности которого он не признает и от
которого бежит в горы, в тайгу, в океан и т.д. Ему душно в «суете городов»,
вольный ветер и невзятые таинственные вершины – вот куда устремлена душа его. И
борется такой герой не с какими-то бытовыми проблемами, а со стихией, с дикой и
вечной природой, т.е. ни больше ни меньше как с самим Создателем.
Герои фильма крепкой сплоченной командой отправляются
покорять одну из сложнейших вершин, на пути к которой уже погибли люди.
Красивые, сильные – старший группы Виталий Ломов (Георгий Кульбуш), весельчак и
сердцеед Геннадий (Геннадий Воропаев), романтическая пара Саша и Рита
(Александр Фадеев (приемный сын писателя А.Фадеева) и Маргарита Кошелева). А
еще в группе радист Володя (Владимир Высоцкий) и врач Лариса (Лариса Лужина).
Подъем начинается, трудный, но горы уже вот-вот
покорятся смелым людям. И тут – сообщение с земли: надвигается грозовой циклон.
Но вершина в двух шагах... И тот, кто принял радиосообщение, ничего не говорит
своим товарищам. Вершина взята, вот она долгожданная победа. Но после победы
начинается настоящий ад. Взбешенная природа, ослепляющий снег, раненые друзья и
тающая надежда на то, что удастся выжить. В этой ситуации могут растеряться и
самые смелые, и самые сильные...
Фильм снят как героико-романтическая поэма. Теперь
кажется, он никогда не смог бы получиться таким цельным, глубоким, не будь в нем
гениальных песен Высоцкого. «Песня о друге», «Вершина» («Здесь вам не
равнина...»), «Прощание с горами» («В суету городов...»), «Баллада об
альпийских стрелках». Последняя песня вводит в фильм тему войны.
«В Шхельдинское ущелье, под пиком Щуровского
находится стоянка, названная «Приют немцев». Здесь осенью 1942-го базировались
части немецкой горнострелковой дивизии «Эдельвейс», в которой были альпинисты и
горнолыжники, приезжавшие с 1936
г. в СССР для совместных восхождений с нашими
альпинистами и для изучения горных троп. Временами в перерывах между
ожесточёнными боями с немецкой стороны кричали: «Есть у вас такой-то?» И
называли имя и фамилию советского воина-альпиниста. Если с нашей стороны
отвечали утвердительно, немцы говорили: «Вчера у нас ефрейтор погиб, передайте
вашему, что они вместе ходили на Эльбрус». Высоцкий, узнав об этом, написал
«Военную песню» (другое название «Баллада об альпийских стрелках»). В финале
есть эпизод, где старший группы альпинистов Ломов, обессиленный, спускается
вниз, находит в сугробе гильзы и вспоминает бой с немцами» (КП, 24.01.2013).
В титрах фильма Высоцкий был впервые указан как
автор-исполнитель. Люди с блокнотами ходили в кинотеатр, чтобы записать слова
песен, которые тут же стали немыслимо популярными. Сам фильм вошел в десятку
самых кассовых советских лент 1967 года. Но не только благодаря песням – съемки
до сих пор впечатляют своей выразительностью: черно-белый фильм, черные горы –
белые вершины...
Город, в
который приезжают в финале герои, будничный, суетливый и безликий, – словно
другой мир после чистого горного. И герои-победители растворяются в суете этого
города, в «потоках машин», потому что «просто некуда деться»...
И спускаемся мы с покоренных вершин
Что же делать – и боги спускались на землю...
Тогда зачем это всё было нужно? Зачем нужны были эти
подъемы, этот риск? И вообще – зачем люди идут в горы? Высоцкий спрашивал об
этом у своего друга альпиниста Леонида Елисеева, и тот ответил просто: «Сперва,
чтобы проверить, что я есть за человек. А сейчас просто любопытно, что за люди
кругом». Возвращаются в горы просто потому, что там в горах – осталось сердце.
Так оставьте ненужные споры –
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
На которых еще не бывал.
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
На которых еще не бывал.
Песни из фильма:
Комментариев нет:
Отправить комментарий