среда, 20 февраля 2013 г.

Настя

Производство: СССР
Год: 1993
Режиссер: Георгий Данелия
В ролях: Полина Кутепова, Валерий Николаев, Ирина Маркова, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Галина Петрова, Нина Тер-Осипян, Наталья Щукина, Ксения Пинто-Гомес, Нина Гребешкова, Савелий Крамаров, Норберт Кухинке, Александр Потапов, Юлий Гусман, Леонид Ярмольник, Роман Мадянов, Александр Адабашьян
Моя оценка: 7 из 10


Настя (Полина Кутепова) – не очень красивая и не очень везучая девушка в мешковатой бедной одежде. Жизнь ее скучна и однообразна: подъем, утренняя давка в автобусе, работа в магазине, в котором «ничего нет», потому что на дворе 92-й год. Есть еще больная мама и полный беспросвет в личной жизни.

Чтобы не расстраивать маму, Настя выдумывает, что у нее есть парень. Она пытается притащить к себе домой «мымрика» Шурика, но даже это ей не удается. Вместо «приличного», хоть и абсолютно «никакого», Шурика на горизонте Насти возникает странный пьяный Саня Пичугин (Валерий Николаев), которого девушка, пока он не протрезвел, быстренько представляет маме как своего бойфренда.
Как это всё ужасно! Самое время – как в сказке про Золушку – появиться доброй волшебнице и всё поправить. И волшебница появляется (правда, напоминает она сварливую старуху явно грузинской национальности).
Волшебница исполняет Настино заветное желание – превращает ее в красавицу. Теперь внимания мужчин – хоть ложкой ешь. Даже сам грозный префект Тетерин (Александр Абдулов) превращается в романтика и читает ей стихи про «одной звезды я повторяю имя». Все прочат ей карьеру манекенщицы и, конечно, именно ее выбирают миллиардной пассажиркой метро (ну не уродину же брать, в самом деле). Но, оказывается, и с красотой жить не легче. Подруг нет – женщины не переносят красавиц рядом. Мужчины хотят не дружбы, а совсем другого. И наконец, Настя теряет самое дорогое – странного, но доброго Саню Пичугина.
Внутренняя красота важнее внешней – старая, но не устаревшая истина. Только мама и Саня Пичугин не замечают перемены в Насте, потому что для них важна не ее внешность, а она сама – как человек.
Сказка... Только очень грустная и даже мрачная сказка получилась. Уже нет той светлой и радостной Москвы, которая когда-то была в фильме Г. Данелия «Я шагаю по Москве». Москва в «Насте» – грязная, неуютная, холодная, вся в однообразной серо-коричневой гамме. Страшные приметы начала 90-х показаны в фильме: пустынные магазины, БТРы на улицах, расслоение общества на бедных и богатых (кадры-контрасты: веселье депутатов и «новых русских» на перекрытой станции метро с шампанским и икрой и бедные люди, проезжающие мимо в электричке). Всё можно купить и продать – если за доллары. Яркий эпизод фильма – в магазине Насти, когда директор магазина (Евгений Леонов) продает бюсты советских правителей иностранцу. А потом с горечью говорит в ответ на предложение молоденькой продавщицы выставить бюсты, может еще кто из иностранцев соблазнится: «Выставим. И сами станем. За доллары!!» Военный оркестр в метро исполняет пессимистичное «Вот возьму и повешусь, и меня закопают».
Настроение мастера можно понять, для оптимизма поводов было мало – у него на родине шла война, в пока еще мирном российском обществе уже пахло гражданской войной, когда-то равные советские люди теперь разделились на бедных и богатых (одного из таких бывших уголовников, теперь купающегося в роскоши, сыграл в картине эмигрант Савелий Крамаров). В «Насте» очень верно отражена атмосфера мрачных 90-х. И единственный лучик надежды в этом раскалывающемся мире – любовь главных героев.



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий