вторник, 19 февраля 2013 г.

Я шагаю по Москве

Производство: СССР
Год: 1963
Режиссер: Георгий Данелия
В ролях: Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских, Евгений Стеблов, Ирина Мирошниченко, Любовь Соколова, Владимир Басов, Ролан Быков, Ирина Скобцева, Мария Виноградова, Инна Чурикова, Лев Дуров, Арина Алейникова.
Моя оценка: 10 из 10

– И у вас всё хорошо?
– Всё хорошо.
– А ведь так не бывает!
– А вот бывает!

Этот диалог, который звучит в начале фильма, – эпиграф ко всему фильму «Я шагаю по Москве». Фильму светлому и легкому, как майское утро, как ясные блики на Чистых прудах, как теплый летний дождик. В картине нет связного сюжета – нам просто показан один день из жизни метростроевца Коли. В этот день уместилось многое – знакомство с приезжим писателем из Сибири, свадьба лучшего друга и свидание с любимой девушкой. Коля будет хлопотать за своего друга в военкомате, помогать таксисту договориться с японцем, мирить непутевого жениха с его невестой, развлекать свою девушку в парке и вызволять друга-писателя из милиции. А в конце этого долгого счастливого дня споет «А я иду, шагаю по Москве» и махнет нам на прощание рукой...

Коля – Никита Михалков. В этом красивом обаятельном мальчишке будущего мэтра российского кино и не угадаешь. Лишь голос – голос неповторим и неподражаем. А еще неподражаемая ироничность и остроумие, которые моментально покоряют женские сердца.
Саня – Евгений Стеблов. Его вот-вот должны забрать в армию, и поэтому он хочет срочно жениться на Светке, чтобы она его дождалась. Его звонки «Ты меня любишь? Да – да, или да – нет?» могут довести до белого каления даже ангела, а про «логичные» поступки – и речи нет. Слава Богу, рядом с этим непутевым большим ребенком оказывается верный друг Колька, который и пожалеет, и уладит, казалось бы, самые безнадежные ситуации.
Алёна – Галина Польских. Девушка, из-за которой соперниками становятся только что подружившиеся Коля и Володя. Красивая девушка, так похожая на всех девушек 63-го года. Впрочем, Алёна не только красивая, но и смелая: практически в одиночку задерживает вора-карманника.
Все эпизодические роли – маленькие шедевры. Владимир Басов – полотёр, рассуждающий о литературе («А ты слышал: не можешь писать – не пиши»). Ролан Быков – «загипнотизированный» очень нервный гражданин в парке. Инна Чурикова – смешная дурнушка, победившая в конкурсе «Кто быстрее нарисует лошадь».
Об одном герое хочется сказать отдельно. Писатель Владимир Ермаков – Алексей Локтев. Красивый, серьезный, искренний. Роль стала самой заметной в фильмографии этого замечательного актера. К сожалению, отношения его с кино так и не сложились, зато было много интересных ролей в театре. В самые сложные времена – в 80-90-е, когда работы в кино и театре почти не было, актера поддерживала вера в Бога – он был послушником в Никольском храме в Мытищах. В 2006 году Алексей Локтев погиб в автокатастрофе. Хоронили его в белой рясе, как святого, – настолько это был добрый, светлый человек. Старшая дочь актера – Александра – замужем за Константином Кинчевым, лидером группы «Алиса». Их дочь Вера, внучка Алексея Локтева, тоже выбрала актерскую профессию. В клипе «Алисы» «Дождь» можно увидеть кадры из «Я шагаю по Москве» – лучшие, светлые моменты...
Бывает всё на свете хорошо,
В чем дело сразу не поймешь.
А просто летний дождь прошел,
Нормальный летний дождь.
Эту песенку – лейтмотив фильма – написал автор сценария Геннадий Шпаликов. Наверное, из его сценариев только «Я шагаю по Москве» и «Я родом из детства» имели счастливую судьбу. Остальные сценарии Шпаликова либо подвергались жесткой цензуре и критике, либо вообще не снимались. Не выдержав этой невостребованности и неспособности реализовать свой талант, свои замыслы, Геннадий Шпаликов покончил с собой. Ему было всего 37 лет.   
На сайте «Чтобы помнили» очень точно сказано об ушедшем поэте: «Геннадий Шпаликов всегда тянулся к празднику в жизни. К полету ввысь. Он лепил свои легенды из талого льда. Но лед таял, и оставалась почти неуловимая краткость его бессмертия.
Он остался в хрупком романтизме военного детства, которое его сформировало. Взрослым он становиться не пожелал, не захотел терять наивный чистый хрупкий взгляд на мир.
Он ушел из жизни, когда понял, что такой, как есть, он никому не нужен, а меняться Шпаликов не хотел» (В. Бондаренко).

Но пока, пока – 1963 год. И шагает по Москве веселый, добрый парень Колька, альтер эго автора сценария. И замечательная камера Вадима Юсова показывает нам Москву – строящуюся, суетливую, многолюдную, и вместе с тем такую молодую и радостную. Кадры, ставшие классикой, – льющий потоком дождь, босая девушка, упрямо и легко шагающая по мостовой, и парень на велосипеде, безуспешно пытающийся прикрыть ее зонтом. И музыка, в такт ее шагам, в такт этому дождю, прекрасная музыка Андрея Петрова.

– И у вас всё хорошо?
– Всё хорошо.
– А ведь так не бывает!
– А вот бывает!
И кажется, что тогда, в 1963-м, по-другому и быть не могло...


     


Комментариев нет:

Отправить комментарий