суббота, 26 января 2013 г.

Короткие встречи

Производство: СССР
Год: 1967
Режиссер: Кира Муратова
В ролях: Владимир Высоцкий, Кира Муратова, Нина Русланова, Лидия Базильская, Алексей Глазырин, Ольга Викландт, Светлана Немоляева
Моя оценка: 9 из 10
 Кира Муратова – автор своеобразный и принимаемый далеко не всеми зрителями. Её последние работы, награжденные на различных фестивалях, из категории «кино не для всех». Но сейчас мне хочется поговорить о ее первом самостоятельном фильме – «Короткие встречи».

  Этот фильм имел замечательный «манок» для зрителя – в главной роли Владимир Высоцкий. Фильм вышел в 1968 году и шел довольно успешно, но затем неожиданно был снят с проката. Вернуться к зрителю он смог лишь в перестроечном 1987-м, когда фильм посмотрело около 4 млн человек, а Нина Русланова была награждена престижной кинопремией «Ника».

Чем же так не устроила тогдашних начальников эта картина о любви? Возможно, дело в бунтаре Высоцком. Возможно, причина в необычном, нестандартном образе «дамы из райисполкома», который создала сама Муратова. А возможно, причина в самой эстетике фильма – уже тогда ощутимо «муратовской».
Фильм черно-белый, со сложной структурой, почти документальными съемками и актерами-непрофессионалами, весь построенный на оппозициях: город – деревня, встречи – разлуки, прошлое – настоящее, мужчина – женщина, свобода – несвобода. Частые флэшбеки перемежаются с кадрами из настоящего, показывается прошлое Валентины, Нади, Максима. Но общая картина не рассыпается в бессмысленную мозаику, настолько все выстроено точно и логично.
В «Коротких встречах» нет четкой, динамичной сюжетной линии – это не обычная мелодрама. Это фильм-разговор, фильм-размышление.
Главная героиня Валентина (Кира Муратова) живет словно в замороженном состоянии. Она все время ждет – его. Пишет речи к надоевшим совещаниям – и ждет. Думает, мыть ли посуду или не мыть, – и ждет. Днем, ночью – ждет. Думает о нем, разговаривает с ним, убеждает в чем-то. Он ведь приезжает на такое короткое время, поговорить толком даже некогда. И не спится ей, потому что – потому что вот его гитара на стене... А на гитаре струна лопнула...
Ждет его и Надя (Нина Русланова), девушка из деревни, приехавшая в город и устроившаяся к Валентине домработницей. Когда-то случайно увидела она веселого геолога, бородатого, с гитарой, свободного и мужественного. И разговоров-то между ними почти не было, а вот поди ж ты – влюбилась. Влюбилась, несмотря на его ироничное предупреждение «Ты на меня не смотри, геологи – народ ненадежный».
Приехав в город, Надя вдруг начинает остро тосковать по своей деревне. «У нас красиво. У нас снег...» – плачет она, и сама не может объяснить Валентине, почему ей так хочется домой. А на самом деле ей хочется сбежать от приветливой любящей Валентины, от этой квартиры, где всё напоминает о нем, от постоянного мелькания в разговоре: «Муж приезжал... муж привез... муж...»
Надя – простая, но не простушка, искренняя, но не «душа нараспашку». Она противоположность своим подружкам, которые тоже пробуют «устроиться» в городе. Любка с жутким акцентом – ей-то в городе хорошо, она изо всех сил старается зацепиться здесь, замуж сюда выйти. Зина – простая девушка, которая стала, как городская, книжки читать. Теперь ей только умные нравятся, а вот она им... Как упрек Валентине будут звучать ее слова: «Мне-то с вами интересно, а вам-то со мной – нет...»
Валентина не может помочь всем, ей хотя бы самой себе помочь. Ей хочется, чтобы всё было правильно, как надо. Дом нельзя принимать недоделанным – это неправильно. Вода должна быть в каждой квартире – потому что это правильно. И муж должен быть рядом, а не мотаться неизвестно где.
Максим (Владимир Высоцкий) не терпит никакой несвободы – и упреки Валентины ему непонятны. Они любят друг друга искренне, но плохо понимают друг друга. «Ты для меня как растение с другой планеты», – признается Валя. Он живет чувствами и порывами, она – логикой. Ему нужно уходить и возвращаться, и чтобы она его ждала. А ей нужно понимать: почему он уходит, почему возвращается.
Она пытается его воспитывать, выяснять отношения и анализировать. А он ускользает, как ветер, и от этого анализа, и от трудных разговоров. Он хочет, чтобы она все бросила – хорошую работу, квартиру и поехала бы с ним. А она не хочет этой неустроенности. Ей хочется, чтобы он каждый вечер был с ней, чтобы работал на нормальной работе. Ему, геологу, вольному ветру, – бумажки перекладывать? И никогда они не договорятся – ни один не хочет уступать. Ни один не хочет принимать другого таким, какой он есть. Каждый ждет жертвы от другого, и не желает приносить эту жертву сам...
Наде недоступны эти психологические сложности. Но почувствовав, что она лишняя здесь – она своей любовью пожертвует, уйдет. Накроет стол для двоих, поставит красиво уложенные на тарелку апельсины и уйдет, чтобы не мешать. И только один апельсин она заберет с собой – как тайный знак для себя: она ведь тоже была в этой истории и на частичку ее имеет право...

   


   

2 комментария:

  1. Какой приятный сюрприз !
    В юбилейный день Высоцкого,рецензия на один из его фильмов.
    Спасибо,Елена!
    Rita

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Вам! Высоцкий - один из моих самых любимых актеров, поэтому, конечно, его день я пропустить не могла:)

    ОтветитьУдалить