Производство: СССР
Год: 1967
Режиссер: Кира Муратова
В ролях: Владимир Высоцкий, Кира Муратова, Нина Русланова, Лидия Базильская, Алексей Глазырин, Ольга Викландт, Светлана Немоляева
Моя оценка: 9 из 10
Год: 1967
Режиссер: Кира Муратова
В ролях: Владимир Высоцкий, Кира Муратова, Нина Русланова, Лидия Базильская, Алексей Глазырин, Ольга Викландт, Светлана Немоляева
Моя оценка: 9 из 10
Кира Муратова – автор своеобразный и принимаемый
далеко не всеми зрителями. Её последние работы, награжденные на различных
фестивалях, из категории «кино не для всех». Но сейчас мне хочется поговорить о
ее первом самостоятельном фильме – «Короткие встречи».
Этот фильм имел замечательный «манок» для зрителя – в главной роли Владимир Высоцкий. Фильм вышел в 1968 году и шел довольно успешно, но затем неожиданно был снят с проката. Вернуться к зрителю он смог лишь в перестроечном 1987-м, когда фильм посмотрело около 4 млн человек, а Нина Русланова была награждена престижной кинопремией «Ника».
Этот фильм имел замечательный «манок» для зрителя – в главной роли Владимир Высоцкий. Фильм вышел в 1968 году и шел довольно успешно, но затем неожиданно был снят с проката. Вернуться к зрителю он смог лишь в перестроечном 1987-м, когда фильм посмотрело около 4 млн человек, а Нина Русланова была награждена престижной кинопремией «Ника».
Чем же так не устроила тогдашних начальников эта
картина о любви? Возможно, дело в бунтаре Высоцком. Возможно, причина в
необычном, нестандартном образе «дамы из райисполкома», который создала сама
Муратова. А возможно, причина в самой эстетике фильма – уже тогда ощутимо
«муратовской».
Фильм черно-белый, со сложной структурой, почти
документальными съемками и актерами-непрофессионалами, весь построенный на
оппозициях: город – деревня, встречи – разлуки, прошлое – настоящее, мужчина –
женщина, свобода – несвобода. Частые флэшбеки перемежаются с кадрами из
настоящего, показывается прошлое Валентины, Нади, Максима. Но общая картина не
рассыпается в бессмысленную мозаику, настолько все выстроено точно и логично.
В «Коротких встречах» нет четкой, динамичной сюжетной
линии – это не обычная мелодрама. Это фильм-разговор, фильм-размышление.
Главная героиня Валентина (Кира Муратова) живет
словно в замороженном состоянии. Она все время ждет – его. Пишет речи к
надоевшим совещаниям – и ждет. Думает, мыть ли посуду или не мыть, – и ждет.
Днем, ночью – ждет. Думает о нем, разговаривает с ним, убеждает в чем-то. Он
ведь приезжает на такое короткое время, поговорить толком даже некогда. И не
спится ей, потому что – потому что вот его гитара на стене... А на гитаре
струна лопнула...
Ждет его и Надя (Нина Русланова), девушка из деревни,
приехавшая в город и устроившаяся к Валентине домработницей. Когда-то случайно
увидела она веселого геолога, бородатого, с гитарой, свободного и
мужественного. И разговоров-то между ними почти не было, а вот поди ж ты –
влюбилась. Влюбилась, несмотря на его ироничное предупреждение «Ты на меня не
смотри, геологи – народ ненадежный».
Приехав в город, Надя вдруг начинает остро тосковать
по своей деревне. «У нас красиво. У нас снег...» – плачет она, и сама не может
объяснить Валентине, почему ей так хочется домой. А на самом деле ей хочется
сбежать от приветливой любящей Валентины, от этой квартиры, где всё напоминает
о нем, от постоянного мелькания в разговоре: «Муж приезжал... муж привез...
муж...»
Надя – простая, но не простушка, искренняя, но не
«душа нараспашку». Она противоположность своим подружкам, которые тоже пробуют
«устроиться» в городе. Любка с жутким акцентом – ей-то в городе хорошо, она изо
всех сил старается зацепиться здесь, замуж сюда выйти. Зина – простая девушка,
которая стала, как городская, книжки читать. Теперь ей только умные нравятся, а
вот она им... Как упрек Валентине будут звучать ее слова: «Мне-то с вами
интересно, а вам-то со мной – нет...»
Валентина не может помочь всем, ей хотя бы самой себе
помочь. Ей хочется, чтобы всё было правильно, как надо. Дом нельзя принимать
недоделанным – это неправильно. Вода должна быть в каждой квартире – потому что
это правильно. И муж должен быть рядом, а не мотаться неизвестно где.
Максим (Владимир Высоцкий) не терпит никакой
несвободы – и упреки Валентины ему непонятны. Они любят друг друга искренне, но
плохо понимают друг друга. «Ты для меня как растение с другой планеты», –
признается Валя. Он живет чувствами и порывами, она – логикой. Ему нужно
уходить и возвращаться, и чтобы она его ждала. А ей нужно понимать: почему он
уходит, почему возвращается.
Она пытается его воспитывать, выяснять отношения и
анализировать. А он ускользает, как ветер, и от этого анализа, и от трудных
разговоров. Он хочет, чтобы она все бросила – хорошую работу, квартиру и поехала
бы с ним. А она не хочет этой неустроенности. Ей хочется, чтобы он каждый вечер
был с ней, чтобы работал на нормальной работе. Ему, геологу, вольному ветру, –
бумажки перекладывать? И никогда они не договорятся – ни один не хочет
уступать. Ни один не хочет принимать другого таким, какой он есть. Каждый ждет
жертвы от другого, и не желает приносить эту жертву сам...
Наде недоступны эти психологические сложности. Но
почувствовав, что она лишняя здесь – она своей любовью пожертвует, уйдет.
Накроет стол для двоих, поставит красиво уложенные на тарелку апельсины и
уйдет, чтобы не мешать. И только один апельсин она заберет с собой – как тайный
знак для себя: она ведь тоже была в этой истории и на частичку ее имеет
право...
Какой приятный сюрприз !
ОтветитьУдалитьВ юбилейный день Высоцкого,рецензия на один из его фильмов.
Спасибо,Елена!
Rita
Спасибо Вам! Высоцкий - один из моих самых любимых актеров, поэтому, конечно, его день я пропустить не могла:)
ОтветитьУдалить