суббота, 12 декабря 2015 г.

Противостояние

Производство: СССР
Год: 1985
Серий: 6
Режиссер: Семен Аранович
В ролях: Олег Басилашвили, Андрей Болтнев, Мурман Джинория, Юрий Кузнецов, Александр Филиппенко, Ольга Семенова, Вера Быкова-Пижель, Ольга Самошина, Олег Пальмов, Елизавета Никищихина, Станислав Садальский, Талгат Нигматулин, Галина Макарова, Котэ Махарадзе, Сергей Бехтерев, Наталья Сайко, Наталья Лабурцева, Тамара Шемпель, Мария Берггольц, Владимир Головин, Николай Боярский, Алексей Булдаков, Леонид Тимцуник, Андрей Смоляков
Моя оценка: 9 из 10
Детективный сериал Семена Арановича в 1985 году приковал к себе на шесть вечеров зрителей всего Союза. И не столько из-за детективной интриги («кто убийца?»), хотя она действительно захватывающая. До сих пор еще ни в одном фильме не была проведена так ярко связь сегодняшнего дня с прошлым, до сих пор еще в советском кино не был создан настолько мощный и настолько  чудовищный образ врага-предателя.
Фильм начинается с военной хроники, а затем следует вроде бы обычный детектив – у обочины дороги в далеком северном городе обнаружен мешок с расчлененным трупом мужчины. Расследовать дело поручено полковнику Костенко.

Образ следователя в детективных фильмах традиционно должен выйти на первый план. Впрочем, не так уж часто он получается действительно запоминающимся. Олег Басилашвили пытается уйти от образа положительного во всех отношениях советского милиционера и создать более-менее неоднозначный характер. Его Костенко – резкий, жесткий, всегда со своим мнением и часто парадоксальными суждениями («Не люблю сочетание «честное слово». Все слова должны быть честными»; «Если не выращивать смелость в человеке, перегорает желание, рождается равнодушие, боязнь самостоятельного решения. А это старит»). Он редко кому нравится, этот колючий Костенко, но вовсе не стремится нравиться. В столкновении с Кротовым он не навязывает свою игру, он лишь идет по кровавому следу убийцы. Но идет уверенно, с полной убежденностью в своей правоте и силе и в конце концов приближает неизбежную развязку – поимку зверя.
Его напарник – молодой грузин Реваз Кардава (Мурман Джинория). Он в чем-то антипод эмоциональному, быстрому, резкому Костенко. Неторопливый, рассудительный, вопреки сложившемуся стереотипу о грузинах малотемпераментный и даже немного занудный. У него нет такого чутья и опыта, как у Костенко, но он компенсирует его упорством, старательностью, умением анализировать и сопоставлять факты. Костенко поначалу недолюбливает «теоретика» Кардаву, но лёд между ними постепенно тает. И, конечно, безмерно обаятельный, красивый грузин легко завоевывает и симпатии зрителей.
Интересно раскрываются в фильме различные социальные типы – вот провинциальный милиционер, вот бывший зэк, журналистка, фокусник, ученый, учителя, таксисты, фронтовики. С. Аранович не стал привлекать крупных «звёзд» в сериал, их можно по пальцам пересчитать – Олег Басилашвили в главной роли, Наталья Сайко, Александр Филиппенко, Талгат Нигматуллин в эпизодах. В большинстве ролей – малоизвестные, «нераскрученные» актеры, которые, можно сказать, получили известность только после «Противостояния». Такой выбор режиссера полностью оправдан, так как добавляет фильму необходимую «документальность», ощущение «реалити», непостановочности. Вспомним наиболее запомнившихся исполнителей маленьких ролей в сериале.
Юрий Кузнецов – Жуков, начальник угрозыска Нардына. Строгий, малоулыбчивый и неожиданно гордый, даже в Москву с Костенко ехать откажется – ему и здесь хорошо.
Вера Быкова-Пижель – Диана Журавлева, местная «звезда», милицию встречает с ухмылочкой: «Это вы меня спрашиваете?» Правда, тон ее сразу меняется, когда она узнает, что убили ее Мишу, но вот самородок милиции отдать она всё же «забывает».
Ольга Самошина – Дора-бульдозер. Одно появление, совсем малюсенький эпизод – но всё равно создан характер. Простая, не слишком умная Дора, застенчивая, с детскими глазами и доброй улыбкой, будет тревожно ловить каждый взгляд, каждый вопрос Костенко.
Ольга Семенова – журналистка Кира Королева, несостоявшаяся любовь Костенко, красивая, самоуверенная и сломавшаяся после первой же неудачи.
Николай Боярский – на экране несколько секунд, и всего одна очаровательная фраза неповторимым голосом: «Загибалова, не говори лжи – человек из Москвы приехал».
Мать Гриши Миленко (к сожалению, не могу установить фамилию актрисы) – замечательная трогательная деревенская бабулечка. С надеждой будет спрашивать Реваза: «А чего приехал? Может, чего хорошее скажешь? Может, хорошее скажешь, а?» И от этих наивных вопросов, от ее взгляда, которым она провожает уходящего Кардаву, комок в горле.
Елизавета Никищихина – экстравагантная соседка Петровой, немолодая мечтательница, которая может запросто прервать допрос, чтобы послушать любимую арию, и которую совершенно не тревожит, что ее соседка уже полгода не появляется дома. А на настойчивую просьбу Костенко вспомнить хоть что-нибудь вспоминает «важную» деталь: как-то раз у Петровой запел мужчина «Я спросил у ясеня».
Талгат Нигматулин – милиционер Уразбаев из Коканда, микроскопическая ролечка, где Талгату надо было просто оставаться собой. Он своей органикой эпизод и сделал – получился живой, обаятельный, внимательный сыщик. К сожалению, этот эпизод стал последней работой актера, в феврале 1985 года он был убит сектантами.
Галина Макарова – Клавдия Егоровна, тетя Петровой, добрая улыбчивая старушка, очень светлая и искренняя.
Котэ Махарадзе – Серго, следователь из Сухуми, веселый, шумный, очень гостеприимный, и вместе с тем рассудительный, мудрый философ, как многие грузины.
Сергей Бехтерев – Алексей Львов, первая любовь Петровой, такой мужчина-одуванчик, скромный романтик, который помнит весь свой роман с Анной до мелочей. Гордый, не смог простить ей унижения и неосторожно брошенной обидной фразы.
Владимир Головин – Лебедев, бывший военный преступник. Он боится, что его разыщет Кротов. Но боится он не того, что Кротов его убьет, – а того, что Кротов о нем знает. Ведь Лебедев не все рассказал органам. Не в силах вынести этого груза, Лебедев кончает жизнь самоубийством.
Несмотря на обилие замечательных ролей и эпизодов, конечно, центральный образ сериала – образ Кротова – получился самым выразительным, законченным, мощным. Андрей Болтнев совершает просто актерский подвиг, создавая ярчайший образ, при этом абсолютно однозначный, с четко выраженной актерской позицией. Кротов – это мразь, нелюдь, упырь. Никакого оправдания ему нет, никакого сочувствия. Он должен вызывать – и вызывает – только ненависть и отвращение, которые нарастают с каждой серией.

В образе Кротова раскрывается анатомия предательства. Вот он сдается в плен, но не просто сдается, а приносит с собой раненого политрука Козела, чтобы новые господа ему поверили. Потом в лагере работает «наседкой», сдает подполье, с увлечением рассказывая фашистам всё об их планах. Подпольщиков расстреляют на льду реки, а «агент Кротик» будет услужливо топить их тела багром. Животное желание жить, жить любой ценой приводит его к чудовищным преступлениям.
На Болтнева-Кротова страшно смотреть – выбритое уродливое туповатое лицо, глаза не человека, даже не животного – глаза упыря. Ничего человеческого в них нет.
И обращение ведь с ним такое же бесчеловечное. Электрическим током его лечат от заикания («Хайль Гитлер – это надо говорить четко»). Сцену этого «лечения» невозможно забыть. Немцы равнодушно делают свое дело, Кротов бьется под током, пена идет у него изо рта, но он не ненавидит своих мучителей! Он готов терпеть, лишь бы стать, как они – «высшая раса». Ему понравилось распоряжаться людскими жизнями, этому уроду Кротику. Здесь уже не жажда жить – жажда власти, жажда убивать. Ему нравится чувствовать себя «высшей расой».
Кротов терпеливо ходит на экзекуцию, прилежно обучается в разведшколе, ходит на концерты, футбол и танцы. Он очень старается и уже становится почти как они. Он смотрит на себя в зеркало – и в глазах его гордость собой. Да, он уже почти сверхчеловек, «уберменш».
В другом знаменитом сериале Жеглов говорил о драконе с тремя головами: трусость, жадность, предательство. Кротов не просто трус, предатель, садист. Он еще охвачен патологической жадностью, алчностью. Эта жадность едва не погубила его в Германии, эта жадность, в конце концов, сгубила его в России, привела к разоблачению.
Кротова как ценного сотрудника, который согласен на любую мерзость, очень ценят немцы и не спешат его «убирать», прощают даже «шалость» в ювелирном магазине. Интеллигентный офицер Рейха с любопытством спросит Кротова, за что он так презирает своих соотечественников. Тот ответит: «Безмозглые они какие-то. Быдло». А он уже сверхчеловек, да. Правда, такое отношение напоминает некоторых современных персонажей?
Удивительно, как Кротов, имея абсолютно уродливую внешность, завоевывает сердца женщин. Конечно, он отличный психолог – выбирает женщин за 40, с несложившейся личной жизнью. Такие и привязываются быстрее и более преданны. Цепляясь за Кротова, как за свой последний шанс, они будут панически бояться его потерять.
Анну Петрову (Наталья Сайко) привлекла в нем сила. Своему первому мужчине она снисходительно бросила: «Матрас ты, а не мужчина». А Кротов – не матрас, да, он сильный, способный на поступок, необыкновенный. От него исходит ощущение тайны и опасности, а это так привлекательно. Петрова сама не замечает, как становится его соучастницей, при ней он убивает Гончакова. Одна из самых жутких сцен в фильме: убив Гончакова, Кротов смотрит на свою подельницу через окно автомобиля, с жуткой гримасой, оскалом, и у той на лице зеркально отражается тот же застывший оскал – полуулыбка и одновременно накативший ужас.

Дамы из Смоленска, обеспеченные, но с нулевой личной жизнью. Кротова (Наталья Лабурцева), самоуверенная «директорша» ювелирного, на следствии виляет, говорит не всё, пытается выглядеть «прилично», лжет. Ей под стать ее подруга Евсеева (Тамара Шемпель). Озабоченная и обделенная мужским вниманием Евсеева не выдает Кротова, даже когда ей говорят, что он убийца. Прокололся с ней Реваз. Он пытается говорить с ней мягко: «А почему, дорогая, вы его запомнили?» А в ответ только ненавидящее шипение: «Никакая я вам не «дорогая». Взбесившаяся самка (иначе ее и не назовешь), она свою убогую, мизерную личную жизнь защищает, как самое дорогое: «Не лезьте вы в мою личную жизнь. Ее и так слишком мало». Грузин, вспылив, уходит: «Мы постараемся поймать его без вашей помощи». Ошибка, просчет. Стоивший жизни Кротовой.
Потом Евсеева будет некрасиво рыдать в морге, и Реваз с презрением скажет ей: «Вы мразь!». Так и есть. Эгоистичная мразь. Ее животное стремление защитить «свое личное», пусть это «свое» уродливо, пусть это убийца, – стоило жизни человеку.
Кротов тщательно, даже с маниакальной тщательностью, заметает следы – убирает свои фото, отпечатки пальцев, свидетелей. Нам показывают его «в работе». Вот он тщательно готовит провокацию против советских солдат, а вот уже в наши дни готовится убить свою бывшую любовницу: идет на чердак, выбирает место, откуда будет стрелять, неторопливо там устраивается, кушает. И не помогла милиции ни слежка за «объектом», ни ее сопровождение – профессионал Кротов сделал всего лишь один выстрел, точно в сердце.
Истоки преступления Кротова – в его детстве. Скупой, жадный отец, жестокий и ревнивый, болезненное самолюбие, склонность ко лжи, ненормальный для ребенка практицизм – таким запомнили Колю Кротова одноклассники. Очень важна для понимания того, откуда берутся «кротовы», сцена с учительницей (Мария Берггольц). В отличие от многих, Александра Евгеньевна осыпает Колю комплиментами: необыкновенный, одаренный. Жестокость отца Кротова она оправдывает: на Руси бабу за измену всегда били. А Коля после этого избиения понял «власть силы». Учительница сама явно отличается этой жестокостью: «Я была строгая, я требовала». И, требуя, вложила в своего ученика: кто сильный, тот и прав, перед тем надо выслужиться, тому надо угождать. Коленька не был, как всё прочее стадо учеников, – он спокойно доносил на них, за что и был ценим старой стервой. Семейное воспитание дополнилось школьным – и вырос абсолютный нелюдь, не знающий, что такое сострадание и совесть.
Конец Кротова приближается закономерно, с каждым его новым преступлением. 40 лет назад Кротов предал раненого политрука Козела. Через 40 лет его отец дернул за веревочку и развязал этот узел. Ничего случайного в жизни не бывает. Наказание неотвратимо – не людское, так Божье.
Как хищный зверь, в аэропорту мечется Кротов, понимая, что время его подходит к концу. Любой ценой он пытается прорваться в самолет. Самая напряженная сцена – захват убийцы. Замедленная съемка, музыки нет, только тревожные дисгармоничные отзвуки, и стук сердца, и – звериный вопль Кротова и его жуткий звериный оскал.
И снова потекла нормальная жизнь. Забегали по своим делам люди, заговорили диспетчеры, снимает бронежилеты группа захвата. И снова, и снова Костенко будет пересматривать старую хронику...
Надо сказать, хроника очень удачно вплетена в художественную ткань фильма. Она закольцовывает его, начиная и заканчивая. Кадры старой немецкой хроники дополняют сцены обучения Кротика в разведшколе. Сериал должен был выйти к 40-летию Победы. И потому так много кадров солдат-победителей, счастливые лица, лица возвращающихся с тяжелейшей войны, лица ветеранов. А вот кадры, свидетельствующие о том, какой ценой далась Победа. И ни один из кадров старой хроники не отмечен пафосом. В фильме вообще нет пафоса и надрыва – мол, вот, «дедывоевале». Только монтажом и замечательной музыкой создаются фрагменты, которые глубоко трогают душу и бередят память. И совесть.
В сериале есть довольно подробные фрагменты суда над военными преступниками. Костенко вглядывается в эти лица – полицаев, предателей. Все они по-разному пришли к измене. Полковник смотрит в эти лица, слушает их оправдания и не понимает, как можно было оторвать свою судьбу от судьбы своего народа – и продолжать жить. И мы не понимаем этого...
И снова хроника и длинный-длинный ряд фамилий на граните. Бессмертный наш полк. За каждым именем – живая боль, живая память.

Этого не должно было повториться. К сожалению, повторилось. Мы не смогли сохранить мир, который советские солдаты завоевали с таким трудом, не смогли спасти страну, за которую они погибли. И потомки «кротиков» вновь вольготно ходят на факельные шествия и убивают мирных жителей. А потомки «власовцев» зовут их «партнерами» и заключают с ними какие-то мирные договора...
В 1985-м в такое будущее вряд ли кто поверил бы...   




4 комментария: