суббота, 5 января 2013 г.

Человек, который знал всё

Производство: Россия
Год: 2009
Режиссер: Владимир Мирзоев
В ролях: Егор Бероев, Екатерина Гусева, Максим Суханов, Андрей Ташков, Егор Пазенко, Тимофей Трибунцев, Алексей Завьялов
Моя оценка: 6 из 10


Фильм оставляет странное впечатление. То ли неприятно, то ли интересно. То ли хороший фильм, то ли бред полный... Даже сложно до конца разобраться...

Герой фильма Александр Безукладников (Егор Бероев) – скромный «мэнээс» (младший научный сотрудник), абсолютный неудачник по жизни. Его выгоняют с работы. А когда он попытается устроиться хотя бы продавцом, конечно, сразу же образуется недостача и зарплату ему выплатят печеньем «соломка».


Жене его (Екатерина Гусева) давно надоело постоянно сводить концы с концами. Ей хочется жить красиво и чтобы эту красивую жизнь ей устроил сильный мужик. Она сообщит мужу, что собирается уехать отдыхать с любовником, надеясь хотя бы на малюсенький скандал – интеллигентный Безукладников отпустит ее без звука. «Прикажи – и я останусь», – скажет она. Но он не умеет приказывать.
Жизнь героя резко меняется, когда в результате попытки самоубийства он обретает необычный дар: теперь он знает абсолютно всё, все ответы на все вопросы. Еще день назад никому не нужный и не интересный – теперь он интересен и нужен всем, особенно бандитам и службам безопасности. А что нужно ему самому?
***
У каждого героя в фильме своя мечта.
Братку-депутату Коле (Максим Суханов) нужны только деньги. Больше денег – больше власти, больше всего можно купить, больше «красивой жизни».
Жене Безукладникова нужны тряпки побогаче и секс пожестче. Вообще этот образ сведен к уровню того же братка-«животного», такие же убогие «животные» мечты и развлечения. Садо-мазо-игры, дорогие тряпки и положение секс-рабыни – это предел мечтаний. А если учесть, что это практически единственный женский образ фильма, то получается – все женщины – сво...? Идея авторов мне не очень ясна: зачем было так опускать этот образ?
Наиболее интересна линия Безукладников – бывший гэбэшник Валентин Дмитриевич (Андрей Ташков). Гэбэшник служит «и вашим, и нашим» - и бандитам, и «конторе», срубая бабки с тех и с других. Он знает многое, потому что подслушивает, прослушивает, анализирует. А Безукладников знает всё, потому что обрел дар. Столкновение «дар – бездарность» здесь и сыграно безупречно, и сценарно очень убедительно и законченно выписано.
Если говорить об актерских работах, то Максиму Суханову и Екатерине Гусевой повезло здесь меньше всего. Суханов – актер яркий и необычный, один из сильнейших актеров современного и театра, и кино. Но здесь – увы! Образ хоть и с «сухановской» сумасшедшинкой и иронией, но все же очень одномерный и плоский, без всякого развития и «второго дна».
Екатерина Гусева здесь пробует себя в роли мазохистки-нимфоманки, которую раньше никогда не играла. «Я твоя сучка!» – храбро говорит глубоко порядочная Катя, стараясь, чтобы эти слова звучали поубедительнее. Катю жалко, и самые лучшие сцены все равно финальные: ее чистое лицо с грустноватой усмешкой, с глубокими чистыми глазами – прозрение-греза главного героя.
Блеснул еще одной гранью своего таланта Андрей Ташков. Герой его – маленький, мерзенький наполеончик, которого все боятся и презирают, и который так и ждет момента, чтобы взять власть в свои ручки. Образ невыносимо отталкивающий, но как же великолепно сыгран!
Ну и наконец, Егор Бероев. Благодаря которому, в общем-то, фильм не скатывается в «чернушность», а удерживается на поверхности философского, интеллектуального кино. Егора таким я не видела раньше. Заметно, как он рад этой своей роли, так отличающейся от порядком надоевших уже романтических мужественных героев. Может, кто-то назовет его героя слабым: да, он не умеет добывать модные тряпки для жены, не способен ее изнасиловать. Но он не слабый. Он добрый и интеллигентный. А доброта и интеллигентность – это не слабость. Поэтому именно он и награжден даром знать всё – он сильный, он вынесет эту тяжесть и никогда не использует этот дар во зло. Детский чистый взгляд героя, чуть печальный («многие знания умножают печали»), но всё равно полный надежды, кажется, проникает прямо в душу.
Герой Бероева стоит словно бы «над»: над мирской суетой, над людскими страстями, над жаждой славы, наживы, власти. Теперь он знает всё – даже дату своей смерти. Остались ли у него мечты? А мечта, наверное, у него простая – спокойно жить, наслаждаясь каждым светлым мгновением, в гармонии с самим собой.
Такое простое – и такое сложно осуществимое желание...          
 
  Смотреть фильм онлайн

Комментариев нет:

Отправить комментарий