понедельник, 23 октября 2023 г.

Не может быть

Производство: СССР
Год: 1975
Режиссер: Леонид Гайдай
В ролях: Михаил Пуговкин, Нина Гребешкова, Вячеслав Невинный, Михаил Светин, Наталья Крачковская, Игорь Ясулович, Раднэр Муратов, Лев Поляков, Олег Даль, Светлана Крючкова, Наталья Селезнева, Михаил Кокшенов, Евгений Жариков, Лариса Еремина, Леонид Куравлев, Валентина Теличкина, Георгий Вицин, Людмила Шагалова, Светлана Харитонова, Савелий Крамаров, Сергей Филиппов, Готлиб Ронинсон, Эве Киви, Анатолий Обухов, Георгий Светлани, Валентина Ушакова, Анатолий Калабулин, Татьяна Кузнецова, Виктор Филиппов
Моя оценка: 10 из 10




Фильмом «Не может быть!» Гайдай продолжил своеобразный цикл экранизаций классиков юмористической и сатирической прозы. «12 стульев» получились динамичными и эксцентричными, остроумный и увлекательный «Иван Васильевич» моментально стал любимцем публики. И третий фильм ‒ экранизация рассказов М. Зощенко ‒ тоже зрителей не разочаровал.
Произведения Зощенко очень выразительны и очень лаконичны. Известно, что маленький рассказ редко можно превратить в большой фильм. Идея объединить в одно цельное произведение несколько фельетонов тоже не всегда бывает удачной. Поэтому Гайдай выбрал наиболее оптимальный выход из положения ‒ сделал фильм в форме альманаха. Три новеллы ‒ «Преступление и наказание», «Забавное приключение», «Свадебное происшествие» ‒ не имеют общего героя (как например, в «Операции «Ы»), зато связаны между собой забавными мультипликационными интермедиями, отсылающими зрителя к эстетике сатирических журналов 1920-х гг. В финале каждой новеллы герои превращаются в карикатуру из «Крокодила», титры копируют слог и шрифт немых советских фильмов и тогдашней прессы. 


Гайдай, сохраняя свой музыкально-эксцентрический стиль, тем не менее стремится сберечь и эстетику М. Зощенко. И хотя в некоторых эпизодах «Гайдая» явно больше, чем «Зощенко», все же фильм получился цельным, динамичным, озорным, с очаровательной ретро-атмосферой. И ‒ как всегда у Гайдая ‒ шедевральными актерскими работами.


В новелле «Преступление и наказание» завмага Горбушкина (М. Пуговкин) неожиданно вызывают в милицию. Думая, что вороватого торгаша арестовали, его жена и шурин быстренько продают все имущество, чтобы не отняли при конфискации. А недалекая жена по совету своего братца успевает развестись и выйти замуж за другого. Эта анекдотическая ситуация сопровождается у Гайдая настоящим эксцентрическим каскадом. Вспомним сцену «ареста» трусливого Горбушкина или его страдания в кабинете следователя. И зубы выбивают чечетку, и руки ходят ходуном, а на стене портрет Маркса оживает и грозит: ух, я тебя! Пуговкин прекрасен в этой сцене. И как великолепно играет он перемену в Горбушкине, когда тот узнает, что вызван всего лишь свидетелем. Тут же ‒ милая улыбочка, расслабленная поза, и ручки уже не дрожат, и душа поет.


Отлично играет роль братца Вячеслав Невинный. Братец торгует пивом, разбавляя его водой, но талант его ‒ не в пивной отрасли. Узнав, что Горбушкина «замели», он разворачивает такую бурную и кипучую деятельность, какой позавидовал бы любой бизнесмен. Всё продается, все вертится, выносится, переставляется, и в этой бурлящей стихии братец ‒ как рыба в воде. Иногда даже кажется ‒ не столько деньги ему нужны, сколько эта движуха, азарт, внимание других людей. «Мы так славно расторговались», ‒ вот что главное, вот в чем счастье.


В отличие от братца, жена Горбушкина в замечательном исполнении Н. Гребешковой озабочена только материальным. Это тот тип мещан, туповатых, ограниченных, жадных, которых всегда высмеивал Зощенко. Под стать мадам Горбушкиной и ее новый «жених» ‒ сосед (М. Светин). Едва завмаг покидает дом в сопровождении милиционера, как сосед тут как тут ‒ «утешить даму», а заодно посмотреть, чем можно поживиться. 


Еще одна великолепно сыгранная пара ‒ покупатели картин (Н. Крачковская и И. Ясулович). Здесь чистая эксцентрика, два клоуна ‒ «толстый и тонкий», и даны эти образы яркими, сочными мазками.


В новелле «Забавное приключение» высмеиваются неверные жены и мужья. Изменщики пытаются организовать себе романтическое свидание, но неожиданно узнают, что их половинки им тоже неверны. Олег Даль и Наталья Селезнева, Светлана Крючкова и Евгений Жариков, Лариса Еремина и Михаил Кокшенов ‒ актеры разных школ, разного темперамента и разного, если можно так казать, юмора. Здесь они ‒ абсолютно слаженный и гармоничный ансамбль.


Конечно, солистом и запевалой в этом ансамбле можно назвать Олега Даля. Легкий, бесконечно смешной и в то же время такой элегантный, такой очаровательный! А какая бесподобная пластика, мимика! Вспомните сцену, когда его герой приходит к даме сердца, но никак не может расслабиться ‒ всё чудятся ему то шаги грозного супруга его любовницы, то его кашель. Он и подпрыгивает от ужаса, и тут же вспоминает, что надо кокетничать с женщиной, сжимается в испуганный комочек и вдруг срывается с места и мчится к двери. За всем этим парадом эксцентрических трюков очень весело наблюдать.




Очаровательны и кокетливы все девушки в этой новелле. Они, как красивые бабочки, оттеняют и смягчают и нервозность Барыгина-Амурского (О. Даль), и хамоватость соседа (М. Кокшенов) и индифферентность Коки (Е. Жариков). Прекрасно решена финальная сцена новеллы. Мы не слышим препирательств «веселой шестерки», слышим лишь музыку, но по выражениям лиц, по жестам можем легко восстановить всё, о чем говорят эти граждане, которых так испортил квартирный вопрос. Музыка здесь вообще играет очень важную роль. Песня о проказнике Купидоне, блистательно исполненная Олегом Далем, вошла в золотой фонд советской киномузыки.
Наконец, третья новелла ‒ «Свадебное происшествие», продолжающая семейную тему. 


Простодушный Володя Завитушкин (Л. Куравлев) спустя три дня после знакомства с симпатичной барышней решает на ней жениться. И хотя он жутко не любит скандалов, на свадьбе именно скандал и случается: жених не может узнать свою невесту без шляпки и пальто. Зощенко здесь явно насмешничает над новой советской процедурой бракосочетания. Церковные браки отменили, расписываться и разводиться стало легко и просто, чем легкомысленные молодые люди и пользовались. Правда, в исполнении Куравлева Володя вовсе не «брачный аферист», наоборот, это он становится жертвой обмана со стороны молодой многодетной матери (В. Теличкина).


Новелла изобилует комическими, водевильными «масками». Здесь и наивный главный герой, и хитрая жена, и пронырливая мамаша (Л. Шагалова), и пьяница отец (Г. Вицин), и веселый, неунывающий друг (С. Крамаров), и некрасивая подружка главной героини (С. Харитонова). Маски не новы, однако сыграны великолепно. Добавим еще и «эпизодников»: сексапильная Эве Киви, маленький «наполеон» сталинского типа в уморительном исполнении Г. Ронинсона, и конечно, неподражаемый, «цыганский барон» ‒ С. Филиппов с песней про «Черные подковы».
Образы однозначные, и все же хотелось бы отметить один ‒ отец в исполнении Г. Вицина.
 

Да, опять алкоголик в его кинобиографии, опять он смешон. Вот он изобретает все новые уловки, чтобы выпить, вот он смешно лебезит перед важным чиновником, на самом деле ненавидя его (а иначе зачем бы он направил Володьку прямиком к его красавице-жене?). Но все же за словами: «Грубый век, грубые нравы… Романтизьму нет…» читается вторым планом настоящая тоска по прошлому, по настоящим чувствам, долгим ухаживаниям и неспешному, размеренному быту. Папаша ‒ человек из «раньшего» времени. Он единственный на этом сборище жалеет жениха и предвидит крах его скороспелого брака. 
Критики довольно неласково приняли этот фильм. Ругали за повторяющиеся и не всегда тонкие шутки, за слишком вольное обращение с классикой, за «маски» вместо характеров. Но самый главный судья ‒ время ‒ все расставил на свои места. Фильм и сегодня обожают зрители за его искреннее веселье, за песни, за ретро-атмосферу и, конечно, за грусть по «романтизму», которого, увы, в нашей жизни тоже очень и очень мало.



2 комментария:

  1. Подписываюсь под каждым словом! Замечательный фильм! Он у меня на втором месте у Гайдая после "Ивана Васильевича...". Одна поправочка: герой В. Невинного всё-таки шурин, а не деверь. Деверь - это брат мужа, а тут у нас брат жены.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всё верно, исправила. И я тоже этот фильм очень люблю, здорово поднимает настроение!

      Удалить