воскресенье, 11 октября 2020 г.

Женя, Женечка и "катюша"

Производство: СССР
Год: 1967
Режиссер: Владимир Мотыль
В ролях: Олег Даль, Галина Фигловская, Михаил Кокшенов, Павел Морозенко, Георгий Штиль, Марк Бернес, Адольф Ильин, Любовь Малиновская, Александр Кавалеров
Моя оценка: 9 из 10



Трагикомедия о войне ‒ такой жанр в советское время не вызвал у чиновников восторгов. Какие могут быть смешочки, когда рассказывается о Великой Отечественной войне? Картина В. Мотыля была признана идеологически вредной и с трудом пробивалась на экраны. Помогли зрители, которые с восторгом приняли фильм.
Много возражений вызвала при утверждении кандидатура Олега Даля на главную роль: у него уже тогда утвердилась репутация «неудобного» актера, скандалиста и пьяницы. Но Владимир Мотыль никого другого не видел в роли интеллигентного, романтичного, смешного пацана, вчерашнего «школяра», брошенного в ад войны.


Женя Колышкин не пользуется никаким авторитетом у товарищей, он неловкий и рассеянный, правда, сама Колышкин называет это сосредоточенностью. Ему, как мальчишке, еще хочется играть, и «в войнушку» он тоже словно все время играет. От нелепостей, которые творит Колышкин, командир просто плачет. То это чудо в ушанке перепутает позиции и вместо своих забредет к немцам со своим новогодним подарком. То устроит обстрел, решив поиграть с грозной «катюшей». То опозорит свое подразделение перед начальством. Естественно, на «губе» воин Женя частый гость.


Словно пытаясь убежать от тоскливых военных будней, он воображает себя рыцарем XIX века и свои злоключения мысленно описывает словами приключенческих, «мушкетерских» романов. Но у каждого рыцаря должна быть «дама сердца». И у смешного Жени появляется Женечка (Галина Фигловская). Правда, первое их знакомство было отмечено звонкой пощечиной и словами «Чё вылупился?», которыми встретила его принцесса-связистка, но Женин пыл это не охладило.
Со всем этим мальчишеским пылом Женя начинает отстаивать честь своей возлюбленной. Он по-детски ревнует ее к высокопоставленному покровителю (Марк Бернес). Он вступает в схватку с громилой Захаром (Михаил Кокшенов). «Я тебе лицо набью!» ‒ крикнет ему интеллигентный Женя, и это самое грубое, на что он способен. 
Война то сводит, то разводит рыцаря Женю с его прекрасной дамой. Замечательна сцена короткой встречи, вернее, не-встречи влюбленных на берегу Балтийского моря. Девушка радостно приветствует знакомых «ёжиков» (так она называет всех солдатиков). А Женя в это время заигрался, засмотрелся на диковинный шар, который волна вынесла на берег, и пропустил драгоценную минутку, когда мог увидеть свою Женечку, услышать ее голос, полюбоваться ее улыбкой... Уезжая, Женя выпустил всю обойму в этот проклятый шар, помешавший долгожданной встрече.


Для Женечки Женя Колышкин ‒ словно какой-то чудной цветок. Она видит всю его хрупкость и несовместимость с этой страшной войной. Но и сама Женечка, по сути, хоть и огрубела на этой войне, осталась такой же чистой мечтательницей и веселой фантазеркой. В Жене она родственную душу увидела. Это родство душ замечательно показано в сцене последнего свидания влюбленных в Германии в брошенном доме. Женя предлагает игру в рыцарей и дам, и Женечка весело подхватывает ее. Кажется, вся обстановка дома способствует этой игре ‒ старинная мебель, шпага, игрушки, витражи, амурчики…


Но война никуда не уходила, и смерть подстережет Женечку в этом, казалось бы, мирном доме. Не вымышленный злодей, а вполне реальный фашист убьет ее. И Женя сразу превратится в такого же реального солдата, который расстреляет врага. 
Солдаты напишут имя Женечки на Рейхстаге, и Женя будет смотреть, как Зырянов выводит родное имя, и изо всех сил стараться не заплакать. Он остался прежнем Женей, неловким и рассеянным, и в финале обольет водой своего многострадального командира. Только уже теперь совсем не смешно от его выходок, и командир ругаться не будет, видя эту сгорбленную худющую спину мальчика, пережившего огромное горе.
Владимир Мотыль очень тактично ведет линию романтика, попавшего на войну, и смешные моменты первой части, которые могли бы представить войну легковесно, чередой каких-то приключений, вполне искупаются трагизмом финала. Столкновение мира и войны показано режиссером и через характеры, и через многочисленные детали: хрупкий диковинный шар ‒ обломок чьей-то прошлой счастливой жизни, маленькая беленькая болонка, мечущаяся среди взрывов, разрушенный добротный немецкий дом с амурчиками ‒ война, развязанная Гитлером, вернулась сюда, как бумеранг. 
Война ‒ не игра и не рыцарский роман. Это всегда трагедия, даже если иногда здесь есть место и для улыбки, и для любви… 



Комментариев нет:

Отправить комментарий