вторник, 25 января 2022 г.

Вариант "Омега"

Производство: СССР
Год: 1975
Серий: 5
Режиссер: Антонис Воязос
В ролях: Олег Даль, Игорь Васильев, Ирина Печерникова, Елена Прудникова (Смирнова), Евгений Евстигнеев, Вадим Яковлев, Сергей Полежаев, Пауль Кальде, Александр Калягин, Алексей Эйбоженко, Федор Никитин, Людмила Иванова, Рейн Арен, Дмитрий Орловский, Виталий Коняев, Файме Юрно
Моя оценка: 9 из 10



Фильм «Вариант «Омега» ‒ один из самых популярных фильмов о советских разведчиках, хотя он и не снискал такой громкой славы, как «Семнадцать мгновений весны». Пятисерийный телевизионный фильм основан на документальных материалах о работе нашей разведки в оккупированном фашистами Таллине. 
История начинается в 1942 году, когда линию фронта пересекает неизвестный. Зрители еще не знают, что за тяжело раненого подобрали наши бойцы, но внимание, с каким к нему относится майор госбезопасности Симаков (Евгений Евстигнеев) всё объясняет ‒ это наш разведчик Сергей Скорин (Олег Даль), который четыре года работал в Германии.
Начинается его мирное время ‒ увы, такое короткое. Сергей поправляется и потихоньку привыкает к тому, что больше не нужно скрывать свое «Я». Можно улыбаться солнцу, увидеться с друзьями, можно наконец жениться на женщине, обиженной на него за эти долгие годы молчания. Сергей узнает, что у него растет сын ‒ и это для него настоящее счастье.


Но минуты счастья и свободы скоротечны. Еще толком не оправившись от ранения, Сергей получает от сурового Симакова новое задание, возможно, еще более опасное, чем предыдущее. Ему предстоит поездка в Таллин и знакомство с бароном Георгом фон Шлоссером (Игорь Васильев), опытным сотрудником абвера.


Игорь Васильев замечательно создает этот образ. Шлоссер ‒ умный, хитрый и опасный враг. Его отец аристократ и брезгует знаться с гестаповцами. У него еще сохранились понятия о чести. Сын же ‒ совсем не такой. Он карьерист и прагматик. Когда-то Георг фон Шлоссер составил доклад, который очень не понравился Гитлеру, и после этого был отстранен от практических дел. Но теперь у него появился шанс реабилитироваться, и честолюбивый Шлоссер собирается использовать его на все сто. 
Вместе с Целлариусом, начальником абверкоманды в Эстонии, Шлоссер разрабатывает хитроумную операцию дезинформации советского командования. Для начала Шлоссер засылает в советский тыл двух своих агентов: Ведерникова и Зверева. Ведерников (Михаил Бочаров) ‒ примитивный предатель, верно служащий Германии. С другим курсантом школы абвера ‒ Зверевым ‒ все не так просто. Алексей Эйбоженко играет сильного и гордого человека, угодившего в западню. Он осознает, что предал Родину, но не оставляет мысли вырваться к своим, покаяться и заслужить прощение. Зверев практически не скрывает, что как только окажется на советской территории, тут же сдастся в плен к русским. Это Шлоссеру и нужно, ведь цепочка дезинформации начнется именно со Зверева. Немецкий майор хорошо знает русских, и он уверен, что, узнав о бароне с секретным поручением самого Канариса, они немедленно пришлют в Таллин своего разведчика. Шлоссер вычислит его и через него передаст советскому командованию важную дезинформацию о том, что Япония собирается вступить в войну. Под Сталинградом идут тяжелые бои, и отвлечение русских сил на Японию немецкой армии жизненно важно.
Всё идет действительно по плану Шлоссера. Зверев спешит в НКВД с повинной, и вот уже в Таллине появляется гауптман Пауль Кригер, восстанавливающийся после ранения и разыскивающий свою невесту-эстонку. Кригер ‒ это новая роль Скорина. Он сближается со Шлоссером и для того, чтобы узнать его планы, идет на сознательный провал, позволяет себя арестовать. Немец празднует победу, не подозревая, что стал марионеткой в тонкой игре русского разведчика.


Выбор Олега Даля на роль мужественного разведчика кажется неожиданным. Все-таки его амплуа ‒ рефлексирующие интеллигенты, чувствительные и нервные, или простодушные сказочные и комические персонажи. Но когда смотришь фильм, понимаешь: выбор этот очень правильный. Скорин ни на секунду не выглядит суперменом. В начале фильма он раненый, только-только оживающий, со светлой грустной улыбкой, как хрупкий цветок, отогревающийся под солнцем. Потом мы видим уже совсем другого Скорина ‒ собранного, готового к сложной работе, ведущего искусную игру в окружении врагов. Наверное, только Далю можно поверить в сценах, когда Скорин разыгрывает отчаяние и запой. Смотришь на это все ‒ и действительно веришь в провал нашего разведчика. Но и в финал, где Скорин, сильный, уверенный, спокойный, начисто обыгрывает немца, веришь безоговорочно. Такие переходы ‒ от нежности и слабости ‒ к внезапной силе и ярости и холодному спокойствию ‒ делают образ Скорина удивительным, небанальным и запоминающимся.


Надо сказать, Игорь Васильев составляет прекрасный гармоничный дуэт с Олегом Далем. Он такой же аристократичный и с тем же внутренним огнем и нервозностью. 
Рифмуются в фильме и любовные истории двух антагонистов. Ирина Печерникова играет Лену, возлюбленную Скорина. В первую встречу гордость и обида мешают ей принять Сергея. Но когда она узнает, где он был все это время, когда становится его женой, все обиды отступают. Лена готова преданно и терпеливо ждать своего мужа, как ждали сотни женщин своих солдат с фронта.
Лотта Фишбах (Елена Прудникова), влюбленная в Шлоссера, тоже готова во всем помогать ему, разоблачать русского, смело участвовать в мужских играх. Но когда ее заберут в застенки гестапо, Лотта сломается. Хрупкой, благородной, красивой девушке не место в этой грязи, а остаться чистой рядом с мерзавцами и убийцами невозможно. К чести Шлоссера он действительно дорожит девушкой и старается как можно быстрее вызволить ее. Она для него не расходный материал, а дорогой, близкий человек, как и для Скорина ‒ Лена.


Штурмбаннфюрер СС, начальник таллинского гестапо Франц Маггиль (Александр Калягин), наверное, самый мерзкий персонаж в этом фильме. 


Садист без чести и совести, думающий только о собственной карьере, подлый и жадный. Калягин не пытается найти даже минимально положительные черты в этом человеке. Нет, это конченая мразь, от начала и до конца фильма. Даже внешность его омерзительна. Такая позиция актера и авторов фильма абсолютно правильна. Палачи, пытающие людей до смерти, не могут быть показаны иначе.
Большую симпатию вызывают советские патриоты: умный, проницательный Симаков в исполнении Евгения Евстигнеева, Константин Петрухин, лучший друг Скорина, которого очень душевно играет Вадим Яковлев. Петрухин, наверное, плохо годится для работы разведчика, слишком сильна в нем ненависть к фашистам, и эмоции бегут впереди рассудка, но помощь друга оказалась бесценной для Скорина.


Фильм «Вариант «Омега» черно-белый (и смотреть его нужно черно-белым, а не раскрашенным). Эстетика картины очень сдержанная, без внешних эффектов, минималистичная ‒ ничего лишнего. Он имеет особый стиль, особую атмосферу, чуть холодноватую, но с большой глубиной и энергетикой. Такие фильмы необходимо смотреть и пересматривать ‒ и не только 9 мая. Подвиг наших разведчиков был труден и опасен, но своим мужеством, смелостью они приближали великую победу.  



Комментариев нет:

Отправить комментарий