Производство: СССР
Год: 1973
Режиссер: Иосиф Хейфиц
В ролях: Олег Даль, Владимир Высоцкий, Людмила Максакова, Анатолий Папанов, Георгий Корольчук, Анатолий Азо, Любовь Малиновская, Юрий Медведев, Ашот Меликджанян, Герман Лупекин, Гелий Сысоев
Моя оценка: 9 из 10
Год: 1973
Режиссер: Иосиф Хейфиц
В ролях: Олег Даль, Владимир Высоцкий, Людмила Максакова, Анатолий Папанов, Георгий Корольчук, Анатолий Азо, Любовь Малиновская, Юрий Медведев, Ашот Меликджанян, Герман Лупекин, Гелий Сысоев
Моя оценка: 9 из 10
Экранизацию чеховской «Дуэли» Иосиф Хейфиц назвал
«Плохой хороший человек». Вроде бы просится союз «и» между этими словами ‒
«Плохой и хороший человек», тем более что главных героев в фильме двое. Нет,
настаивал режиссер, речь в названии идет об одном человеке. И хороший, на
первый взгляд, человек вдруг может оказаться плохим, а плохой ‒ хорошим.
В фильме действуют две противоположности, два
антагониста ‒ Лаевский и фон Корен.
Лаевский (Олег Даль) ‒ слабый, вялый, неврастеничный,
любит карты, вино, женщин. Сошелся вот с чужой женой, увез ее от мужа, а теперь
‒ «разлюбил». Она раздражает его ужасно, смертельно ‒ и ее болезни, и ее
кокетство, и даже ее образованность ‒ лучше бы щи сварила, чем весь день книжки
читать. Денег у них все время нет: Лаевский не работает и работать не любит,
Надежда Федоровна тоже о работе любит лишь порассуждать. Никчемные люди,
неприспособленные, умеющие лишь делать долги, стенать и подчиняться сильным…
Таковы они с точки зрения фон Корена (Владимир
Высоцкий). Будь его воля, он бы этого Лаевского утопил, потому что избавить мир
от таких никчемностей ‒ это благо, а не преступление. Зоолог фон Корен весь мир
меряет теорией естественного отбора. Слабаки пусть гибнут, не жалко. И вообще,
лучший путь развития общества ‒ насилие. Всех, кто не работает, развратничает, ‒
или убить, или в каторжные работы. Дисциплина прежде всего.
Между двумя этими непримиримыми полюсами ‒ добряк и
гуманист доктор Самойленко (Анатолий Папанов). Он жалеет и понимает и того, и
другого, потому с такой болью он воспринимает их ссоры и рассуждения фон Корена
о том, что Лаевский не имеет права на жизнь. Для него всякая человеческая жизнь
ценна.
Несмотря на все усилия Самойленко, дуэль между двумя
врагами неизбежна. Они по-разному воспринимают ее. Фон Корен ‒ спокойно и с
иронией. Он знает, чем этот спектакль закончится: Лаевский выстрелит из
благородства в воздух, а он тоже ломать свою жизнь из-за всякого ничтожества не
станет, хотя ему и хочется убить его, убить и подтвердить свою теорию
естественного отбора.
Для Лаевского же дуэль ‒ сильнейшее потрясение. Он
вспоминает и переоценивает всю свою жизнь. Что он сделал в этой жизни, чем она
была заполнена? Ложь, лень, вино, карты, чужая жена и долги, бесконечные долги…
Итог его недолгой жизни.
Фон Корен оказался прав: Лаевский выстрелил в воздух.
Выстрелил и испуганно замер перед дулом пистолета соперника. «Кончена жизнь», ‒
шепчет Лаевский, ожидая смертельного выстрела. И фон Корен действительно
захочет убить его. Он забудет все свои слова, свою иронию, свое благоразумие, он,
как хищник на охоте, почуял жертву и сейчас нацелен только на убийство.
Лаевского спасет дьякон (Георгий Корольчук).
Смешливый молоденький дьякон, такой же добряк, как и Самойленко, нарушит
церковный устав и придет на эту дуэль. Как окажется ‒ не зря, одного спасет от
смерти, а другого ‒ от греха смертоубийства. И опять будет заливаться неповторимым,
чудным смехом, вспоминая свой страх и свой «проступок» перед церковью.
Вроде бы фон Корен победил. Лаевский изменился, стал
работать, женился на Надежде Федоровне, она хозяйством занялась. Они уже не
«лишние» люди, а порядочная семья. Но почему же фон Корену так неприятно видеть
сломленного, «добропорядочного» Лаевского, и то, как угодливо кланяется он ему
и благодарит за что-то, неприятно видеть и его Надежду Федоровну, прежде такую
изысканную, а теперь возящуюся с курами…
Фон Корен уезжает с тяжелым сердцем. Его теория
потерпела крах. Никто не знает настоящей правды, сделает вывод он.
Хотя, может, только он ее не знает. А Самойленко
знает. И дьякон знает. И правда эта проста и лежит на поверхности. Все мы
«плохие хорошие люди», много в нас всего намешано, и никакая теория не поможет
тут однозначно все рассудить…
Фильм Иосифа Хейфица одновременно и простой, и
сложный, и реалистичный, и философский, с великолепными актерскими работами.
Огромной смелостью надо было обладать, чтобы пригласить на площадку сразу двух
гениев, двух самых «проблемных» с точки зрения властей актеров, к тому же
известных своим пристрастием к алкоголю. Тем не менее выбор на 100 % точный.
Даль и Высоцкий, обладая оба мощнейшей энергетикой, «уравновешивают» друг
друга, не давая зрителю сделать выбор, убирая однозначность из оппозиции «плохой
‒ хороший». При этом они отлично работают как партнеры, не «тянут одеяло» на
себя, а решают ‒ каждый по-своему ‒ свою задачу, создавая невероятно глубокие
образы.
Прекрасно вписался в эту компанию Анатолий Папанов. В
его герое есть и юмор, и потрясающая доброта, недаром к Самойленко прибегают и
Лаевский, и фон Корен, одинокие люди, истосковавшиеся по человеческому теплу.
Великолепна работа Георгия Корольчука. Его милый,
смешной дьякон живет, благодаря Бога за каждое мгновение жизни, ежеминутно
изумляясь тому, как эта жизнь сложна и прекрасна. Постоянно нарушая строгие
церковные каноны, он тем не менее живет именно по Божьим законам, потому что
Бог у него в сердце.
Мужскую компанию удачно разбавляет Людмила Максакова
в роли Надежды Федоровны. Женщина, уже начинающая увядать, но все еще красивая,
как роза, ярко цветущая напоследок. Хрупкость, болезненность здесь не внешняя ‒
внутренняя. Легкомысленная дама сполна платит за свое легкомыслие и наивное
желание нравиться и блистать.
Все актеры, включая «эпизодников», составляют
гармоничный ансамбль. Прекрасна и работа оператора. Старательно воссоздан быт,
причем он тоже не безликий, а играет на раскрытие характеров. Но главное ‒
сохранен чеховский дух, его интонация, его неповторимая ирония и грусть о
человеческом несовершенстве, о невозможности в этой земной жизни достичь
полного счастья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий