четверг, 28 февраля 2019 г.

12

Производство: Россия
Год: 2007
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Сергей Маковецкий, Никита Михалков, Сергей Гармаш, Валентин Гафт, Алексей Петренко, Юрий Стоянов, Сергей Газаров, Михаил Ефремов, Алексей Горбунов, Сергей Арцибашев, Виктор Вержбицкий, Роман Мадянов, Александр Адабашьян, Игорь Верник, Наталья Суркова, Ольга Хохлова, Абди Магамаев, Владимир Комаров, Апти Магамаев
Моя оценка: 7 из 10


Фильм «Двенадцать» является русским ремейком знаменитой ленты Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин». Но вряд ли фильм Никиты Михалкова можно назвать ремейком в полном смысле слова. Скорее всего, это картина «по мотивам», сохранившая лишь основную канву оригинала. Режиссер вводит тему межнациональных отношений (которую решает со всей возможной толерантностью), раскрывает каждого из двенадцати персонажей, доверив всем актерам яркие, эмоциональные монологи. В голливудском фильме только один персонаж рассказывает в финале о своих отношениях с сыном. Здесь же каждый герой выворачивает душу чуть ли не до донышка, рассказывая о родителях, женах, любовницах, детях, раскрывая свое отношение к обществу.  
Сюжет фильма, естественно, перенесен на узнаваемые русские реалии. Двенадцати присяжным необходимо вынести приговор чеченскому мальчишке, который обвиняется в убийстве своего приемного отца ‒ русского офицера, воевавшего в Чечне. Из материалов дела следует: пацан однозначно виновен, вот показания свидетелей, вот экспертизы и прочее. Чурка-звереныш, который ненавидит русских, сколько волка не корми и т.п ‒ можно проголосовать «виновен» и дело с концом.
 Не случайно выбрано режиссером место, где проходит совещание присяжных, ‒ спортзал в школе. Современные детки ‒ вот они, рядом. Никакого уважения к старшим. Вот бюстгальтер кто-то забыл, третьего размера ‒ а ведь наверняка школьнице принадлежит. А вот и шприц в туалете ‒ детки развлекаются. Оппозиция «родители ‒ дети» уже начинает выстраиваться, даже когда обсуждение еще не началось.
Двенадцать присяжных ‒ это мини-срез российского общества: бывший офицер, прошедший Чечню, таксист ‒ русский националист, старый еврей, рабочий-ветеран, хирург ‒ экспрессивный грузин, который давно живет в России, ученый-физик, инженер-строитель, преподаватель университета, артист, директор кладбища. Все они разные, у всех свои проблемы, свои тараканы в голове, свои представления о жизни, о мире, свои склонности и принципы. Едины они пока только в одном: давайте уже наконец проголосуем и пойдем по своим делам.
И только один человек ‒ Номер первый (Сергей Маковецкий), смешной, плешивый, некрасивый и странный, находит в себе силы выступить против всех и сказать: «Я ‒ против». Он не может даже толком объяснить, почему он против. Просто для него это все ужасно. Там человек, а здесь все руки подняли ‒ и всё. И судьба человека решена.



Его путаная речь производит впечатление лишь на одного ‒ на Номера четвертого (Валентин Гафт), старого, битого жизнью, осторожного еврея. Евреям свойственно сомневаться. А у Номера четвертого отец прошел сталинские лагеря, так что он хорошо знает, что такое неправедный суд.



Номер пятый (Алексей Петренко), обычный советский человек, рабочий-метростроевец, ветеран труда, активно настроен против «черных», против «зверей», которые заполонили его город. Но именно он проголосует «невиновен» следующим.



Присяжные, как настоящие «шерлоки холмсы» проводят свое расследование: доказывают, что улики, представленные следствием, не могут быть однозначными уликами против обвиняемого, что свидетель ‒ старик-сосед ‒ солгал на следствии. Один за одним голосуют «невиновен»:
Номер восемь (Михаил Ефремов), актер, на первый взгляд, легкомысленный человек и хохмач, но очень талантливый человек (как он просто гениально сыграл в эксперименте, изобразив старика);



Номер двенадцать (Роман Мадянов), скромный, интеллигентный преподаватель университета;



Номер седьмой (Сергей Газаров), «тифлисский армянин», хирург, единственный «нерусский» среди присяжных, которого в конце концов начинают задевать разговоры о «зверье» и «чурках». Он продемонстрирует мастерское владение ножом ‒ так владеет ножом практически каждый «горец». Своим танцем с ножом Номер седьмой докажет: так непрофессионально ударить чеченский мальчик, выросший буквально с оружием в руках, не мог;



Номер шестой (Юрий Стоянов), мягкий, инфантильный, все мысли которого о строгой мамочке;



Номер девятый (Алексей Горбунов), директор кладбища, влюбившийся по уши в молоденькую девушку;



Номер одиннадцатый (Виктор Вержбицкий), инженер, логик, отличный экономист. Он рассуждает как настоящий детектив. Именно он обнаруживает истинную причину убийства: квартира. Рядом строится элитный дом, и владельцам стройки до зарезу понадобилась жилплощадь, где с сыном жил военный. 



Однако даже после всех приведенных аргументов находятся упорствующие. И самый упёртый ‒ Номер третий (Сергей Гармаш), таксист. 



Для него обвиняемый ‒ вонючий чеченский ублюдок, дикарь, который вчера только с пальмы слез: «Мы для них не люди ‒ добыча!». Сложившееся предубеждение для него важнее всех аргументов и доказательств. Хотя с некоторыми высказываниями таксиста нельзя не согласиться: «Этот город уже не наш, я, коренной москвич, чувствую здесь, как в гостях». Обида на «захватчиков» захлестывает Номера третьего ‒ он хамит, орет, затыкает всем рты, давит на присяжных, ставит бесчеловечный эксперимент с чувствительным Номером шестым. Но оказывается, есть у этой обиды и другие причины. У таксиста сложные отношения с сыном. Самый потрясающий и шокирующий монолог в фильме у Гармаша. Текст дикий, сложнейший, и все же актер идеально справляется с ним, с полным проникновением в эмоции и переживания своего персонажа.
На удивление, долго упорствует и «правозащитник» ‒ Номер десятый (Сергей Арцибашев). Вроде бы он, весь такой либерал и демократ, наоборот должен защищать обвиняемых и гонимых. Но он не спешит менять свое мнение. Зато он, по традиции, очень много говорит ‒ «мы делаем», «мы строим», коммунисты виноваты во всем, а мы строим цивилизованный западный мир, живущий по закону.



И вот, когда уже всё ясно и доказано, когда проголосовали «не виновен» все, даже самые упорные, старшина скамьи, Номер второй (Никита Михалков), выступает один против всех и голосует: «виновен». Нет, он не верит в виновность мальчика. Просто на свободе чеченцу грозит смертельная опасность. А так, его можно было бы спрятать в тюрьме, а пока добиться доследования, нанять хорошего адвоката... Но только кто будет этим заниматься?



Предложение старшины не находит понимания. Все только что сделали доброе дело. Они гордятся собой. Они затратили колоссальные душевные силы в поисках истины. И теперь они не смогут солгать, даже во спасение.
Бывший офицер не даст пацану пропасть, заберет к себе. Фильм заканчивается хэппи-эндом, и он вполне соответствует ожиданиям зрителя.
Камерные ленты Михалкова ‒ наверное, лучшее из того, что создано им. И фильм «12» с художественной точки зрения тоже великолепен. Действие происходит в одной комнате, но снято все настолько динамично и напряженно, что смотрится на одном дыхании. Прекрасна операторская работа, отлично выстроена драматургия, уместны флэшбэки.
Но все же хочется отметить однобокость этих флэшбэков. Да, война в Чечне оставила многих чеченских детей сиротами. Но гораздо больше погибло в эту войну русских людей, совсем молоденьких солдат, которых погнали на бойню, предавали и продавали подлые власти. На одной чаше весов чеченский ребенок под шквальным огнем над телом матери, на другой ‒ русский 19-летний солдат, растерзанный чеченскими боевиками. Трагедия и с той и с другой стороны, и нельзя было упрощать и выставлять жертвами только чеченцев. Тема слишком больная, чтобы ее можно было касаться просто так, поверхностно, используя лишь как повод для сюжета.
Чеченские дети вырастают с памятью о своих убитых родных и с ненавистью к русским. Русские все сильнее ненавидят охамевших, развращенных безнаказанностью мигрантов «тожеРоссиян», которые заполоняют русские города. Это противоречие никак не решается путинской властью и когда-нибудь очень больно аукнется, возможно, новой войной. Но про это деятели культуры, видимо, предпочитают не думать…      

Смотреть фильм онлайн

Поблагодарить автора
     
      


Комментариев нет:

Отправить комментарий