В одной из посмертных статей Николая Караченцова назвали «королем эпизода». Я, помню, удивилась такому званию – мне казалось, что как раз-таки эпизодов в кинокарьере Николая Петровича было совсем немного. Пересмотрела его фильмографию – действительно, всё больше ролей второго плана или эпизодов. Только они зачастую были такими яркими, что затмевали главных персонажей. Караченцов просто не мог оставаться незаметным – слишком непохожим он был на других, слишком самобытным и уникальным. Вспомним лучшие роли прекрасного Актера.
1. «Одиножды один» (1974) – Анатолий
Одна из первых заметных ролей Караченцова. Персонаж у него здесь не главный, но очень важный для всей истории. Полотер Каретников, которого играет Анатолий Папанов, всю жизнь порхал, как мотылек, искал работу полегче, не берег отношения, бросал жен и детей. Опомнившись под старость лет, он разыскивает свою дочь и видит ее непутевого мужа Анатолия – свою копию. Анатолий любитель дискотек, танцев, и танцует он, конечно, так, что Траволта отдыхает. Но он совсем забросил жену и ребенка. И глядя на него, Каретников наконец понимает, какой дрянью он был.
2. «Старший сын» (1975) – Владимир Бусыгин
Дебют Караченцова в главной роли и одна из его актерских вершин. Бусыгин ищет, где бы переночевать, и устраивает своеобразный «эксперимент»: называется сыном совсем незнакомого ему человека – Сарафанова. Но внезапно оказывается, что этот смешной и нелепый Сарафанов – добрейшей души человек, просто святой, наивный и искренний, как ребенок. Он сразу принимает неожиданно объявившегося сына в свое сердце, и тот уже не может бросить все и просто уйти, убежать. С него, как шелуха, слетает весь его цинизм, все неверие к людям. Владимир становится настоящим Сарафановым, старшим сыном, искренним, добрым, как все в этой семье. (Рецензия на фильм)
3. «Собака на сене» (1977) – сеньор Рикардо
В этой небольшой роли Караченцов с блеском продемонстрировал свой комедийный дар. Кто не помнит серенаду Рикардо «Судьба ласкает молодых и рьяных»! Именно такого – молодого и рьяного Караченцов и играет. Все, что ни делает этот глупый Рикардо, все он делает с пылом и «рьяно». И это невероятно смешно.
4. «Пока безумствует мечта» (1978) – Юра Отверткин
Фильм посвящен первым российским авиаторам, энтузиастам своего дела. Юра Отверткин – один из них. Он грезит небом и надеется, что когда-нибудь будет совершать такие знаменитые перелеты, о которых будет говорить весь мир.
5. «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».
Фильм«Кровавая надпись» (1979) –
Джефферсон Хоуп
В фильме Джефферсон Хоуп появляется ближе к финалу, он рассказывает всю историю от своего имени. Вот этот рассказ – по сути, всё экранное время, что есть у Караченцова. Но тем не менее сыграно так, что герою начинаешь сочувствовать всей душой, и становится горько и обидно, что он, не дождавшись справедливости, сам вынужден был вершить правосудие.
6. «Приключения Электроника» (1979) – Урри
В этом всеми любимом детском приключенческом фильме Караченцов играет отрицательного персонажа. Урри готов выполнить без рассуждений любой приказ шефа. Он сам, как робот, которого ему поручили украсть. Приказали – делает. Но так же, как робот Электроник превращается в человека, так и Урри из послушного исполнительного робота превращается – хоть и поздновато – в мыслящее существо.
7. «Следствие ведут Знатоки».
Дело № 14. «Подпасок с огурцом» (1979) –
Ким Фалеев
Ким – художник. Правда, свои творения он вынужден подписывать чужим именем: вместе с группой преступников он подделывает произведения искусства. Но как ему хочется собственной славы! Как же ему обидно, когда именитый искусствовед Муза Анатольевна его статуэтки с клеймом принимает за Фаберже, а те, что без клейма, совсем не ценит. Не из-за этого ли он и идет в милицию, что больше не может переносить такого отношения к своему дару.
8. «Долгая дорога к себе» (1982) – Шурик
Еще один фильм о творчестве, только на сей раз герой Караченцова – всего лишь муж талантливой художницы. И наверное, он единственный, кто не признает за супругой выдающихся способностей. Ему вообще нужна жена дома, а не гений, чтоб супы варила и пыль вытирала. Лишь когда жена побеждает в конкурсе, Шурик вдруг «прозревает». Но поздно. Если талант не поддерживать, не понимать, он может попросту погибнуть…
9. «Трест, который лопнул» (1982) – Джефф Питтерс
Очаровательная музыкальная экранизация рассказов О’Генри на долгие годы стала любимицей зрителей. Огромный вклад в этот успех внес Николай Караченцов, сыгравший неунывающего мошенника Джеффа Питтерса. С Регимантасом Адомайтисом они отлично сработались как партнеры. Но если за прибалта пел Павел Смеян, то Караченцов еще и сам с блеском исполнил все песни Максима Дунаевского, моментально ставшие хитами.
10. «Детский сад» (1983) – вор Шпиль
Необычный и неоднозначный персонаж. Вор Шпиль и во время войны продолжает заниматься своим грязным делом. И хотя совесть еще изредка просыпается в нем и он понимает, что отнимает у людей последнее в такое тяжкое время, сойти с этой дороги он уже не может. И постепенно превращается в безумного зверя, совершенно теряя человеческий облик.
11. «Юнона и Авось» (1983) – граф Резанов
Если Бусыгин стал настоящей вершиной Караченцова в кино, то граф Резанов стал его актерской вершиной в театре. Эту роль Караченцов исполнял 24 года, начиная со дня премьеры и до трагического несчастного случая в 2005 году, который поставил крест на его актерской карьере. Менялись партнерши, актеры, исполняющие другие роли, но Караченцов-Резанов был неизменен, как талисман этого великолепного спектакля. В 1983 году он был записан на пленку, к нашему большому счастью, потому что теперь и наши дети, и внуки смогут насладиться прекрасной музыкой, искренними чувствами и бешеной энергетикой, льющейся со сцены. Арию «Я тебя никогда не забуду» я слышала в разных исполнениях, но только исполнение Караченцова и группы Ленкома того звездного состава трогает меня до слез. И уверена – не только меня. Когда Караченцов поет эту арию – сквозь слезы, с рвущимся горлом и сердцем, – тут невозможно остаться равнодушным. И ты в полной мере осознаешь страшное значение слова «никогда».
12. «Белые Росы» (1984) – Васька Ходос
Вася – непутевый младший сын старика Ходоса. Ровно как в той сказке: было у старика три сына, двое умных, а третий – Иванушка-дурачок. Васька, действительно, будто не от мира сего. Он смешной, не расчетливый, доверчивый, искренний, добрый. Васька сильнее, чем другие сыновья, привязан к родной земле, и ему горько покидать ее.
13. «Маленькое одолжение» (1984) –
Валентин Озерников
Образ Озерникова, несомненно, очень близок Караченцову, ведь он тоже певец, знаменитый человек. Возможно, и некоторые реакции, черты характера тоже совпадают. Но образ Валентина Озерникова, конечно, нельзя отождествлять с актером. Да и речь в фильме не столько о пении, о славе, сколько о моральном выборе. Главный герой однажды совершил подлость. Он получил то, чего так страстно желал. Его песни популярны, его все узнают. Но на пути к славе он предал самых близких ему людей. И муки совести теперь не дают ему спокойно жить. Случайная встреча с простой, но удивительно мудрой женщиной поможет ему принять правильное решение. Поможет вернуться к себе прежнему.
14. «Батальоны просят огня» (1985) –
старший лейтенант Орлов
В этом честном, жестком фильме нет «парадных портретов» и пафосных героев, окрашенных одной краской. Старший лейтенант Николай Орлов в исполнении Караченцова явно не военный гений, иногда нелепый и смешной, иногда циник и пессимист. Но он не трус, из окопа не убежит и за спинами бойцов прятаться не будет. Он погибнет, как и многие другие, в страшной мясорубке у Днепра. Но смерть его, как и смерть других, приблизила долгожданный день Победы.
15. «Как стать счастливым» (1985) – Гоша
Простенькая фантазийная история рассказывает о том, как важно найти свое место в жизни, соответствующее способностям и талантам. Журналист Гоша в своих мечтах видит себя знаменитым писателем. Но старичок – изобретатель чудо-аппарата для измерения способностей утверждает, что Гоша – просто гениальный …клоун. Увы, старика Гоша не послушал и на арену не пошел. Но кто знает, может, именно там он был бы счастлив, счастлив больше, чем на своей нелюбимой работе.
16. «Человек с бульвара Капуцинов» (1987) –
Билли Кинг
Билли – человек неуемной энергии, открытый, искренний и эмоциональный. Он становится первым помощником и защитником мистера Фёста и пылко отстаивает его идеи. Но когда приезжает мистер Секонд со своими развратными фильмами, Билли с той же доверчивостью впитывает всё, чему «учат» эти низкопробные творения. По сути, Николай Караченцов играет большого ребенка, которого можно убедить в чем угодно. Но все равно образ получился невероятно обаятельный, смешной и душевный, один из самых любимых в картине. (Рецензия на фильм)
17. «Мисс миллионерша» (1988) – Геннадий Коваль
Этот «перестроечный» фильм А. Рогожкина можно отнести к модной в то время «чернухе». Картина выделяется своим нелицеприятным диагнозом тогдашнего общества, и Караченцов своей точной игрой подчеркивает главную идею автора фильма. Журналист Геннадий Коваль готовит репортаж о миллионном жителе города. Роженица, мамочка «миллионного жителя», должна быть обязательно симпатичной, замужней и передовиком производства. Коваль находит примерно подходящую, снимает сюжет, но оказывается, что мамаша вовсе не такая идеальная. Фарс оборачивается трагедией: «миллионный» малыш умирает. Потрясенный Коваль выходит в прямой эфир и чуть ли не впервые за все годы своей журналистской деятельности говорит правду: и о показухе, и о дуре-мамаше, и о бедном младенце, который умер, потому что никому не был нужен. Но никому не интересна эта правда. Обществу нужен праздник. «Перестроечных» людей уже не трогает чужое горе. Что им смерть какого-то брошенного новорожденного…
18. «Светлая личность» (1989) – Егор Филюрин
В этой веселой сатирической комедии А. Павловского Караченцов играет обычного, ничем не примечательного советского служащего какого-то бессмысленного и бесполезного учреждения. Но однажды он становится местной знаменитостью. Намазавшись волшебным порошком соседа-изобретателя, Филюрин становится человеком-невидимкой. Правда, жить в Советской стране невидимым строго не рекомендуется, поэтому Филюрину пришлось несладко.
19. «Две стрелы» (1989) – Человек Боя
Отрицательная роль, которых у Николая Петровича было совсем немного. Человек Боя, идя напролом к цели, – т.е. к власти, не останавливается ни перед чем, даже перед убийством. Он надеется, что если станет вождем, всё изменится, и он будет править справедливо. Но это напрасные надежды. Зло всегда порождает только зло.
20. «Криминальный квартет» (1989) – Марат Муханов
Одна из самых любимых народом ролей Караченцова. Муханов – смелый и честный мент, ироничный, сильный и мужественный, который знает, что значит слово «честь», и всегда готов помочь своим друзьям. Идеальный образ, конечно, но как хочется, чтобы таких честных и отважных служителей порядка было больше.
21. «Ловушка для одинокого мужчины» (1990) – Даниэль Корбан
Мсье Корбан в начале фильма изображает из себя безутешного мужа, у которого пропала жена. И только мудрый комиссар полиции догадывается, что этот приличный на вид мужчина вовсе не тот, за кого себя выдает. Фильм замечателен дуэтом Караченцов – Шмелёва: оба превосходно чувствуют иронию, юмор, динамику и ритм комедийного детектива.
22. «Чокнутые» (1991) – поручик Родион Кирюхин
Нельзя сказать, что роль так уж оригинальна, да и характер в сценарии лишь только обозначен. Но Караченцов делает этот образ удивительно цельным и обаятельным. Честный русский поручик Родион Кирюхин оказывается среди тех "чокнутых", кто впервые в России решил построить железную дорогу. И от этой идеи его ничто и никто не заставит отказаться, никакие преграды и враги.
23. «Петербургские тайны» (1994–1995);
«Развязка Петербургских тайн» (1999) –
Сергей Антонович Ковров
Один из первых российских сериалов, имевших оглушительный успех у зрителей, а особенно у зрительниц. Всего здесь было вдоволь: и страстных чувств, и происков врагов, и обманщиков, и благородных героев. Сергей Ковров – настоящий рыцарь, который отважно бросается на помощь бедным и обиженным. Уже немолодой Николай Караченцов в этой роли бесконечно обаятелен и красив настоящей мужской красотой. Роман Коврова с милой и нежной Юлией Бероевой стал одной из самых любимых сюжетных линий этого сериала.
24. «Львиная доля» (2001) – Ёжик
Ёжик – бывший спецназовец, теперь не просыхающий от пьянства. Однако несмотря на не совсем адекватное состояние, он успевает и с убийцами разобраться, и с девушкой роман завести. Вот такой вот странный персонаж и, наверное, так убедительно и смешно сыграть его смог бы только Караченцов.
25. «Белые Росы. Возвращение» (2014) –
Василий Ходос
Как и все ремейки и продолжения, этот фильм удачей не стал. И примечателен он только одним. В маленьком, без слов, эпизоде, в своей последней роли, здесь снялся Николай Петрович. Потерявший из-за болезни свой чудный голос, свою живую мимику, он все равно вышел на площадку. И был безмерно счастлив. Пусть хоть так, хоть на короткое мгновение, но он вернулся в профессию, ту профессию, которой отдал все свои силы, всю свою жизнь без остатка.
Караченцов никогда не берег себя. Друзья советовали: опомнись, остановись, отдохни. А он не хотел останавливаться. Съемки, театр, телевидение, записи песен, концерты – он везде успевал. И щедро дарил нам свой безмерный талант, свой уникальный дар. Спасибо замечательному Мастеру – за роли, за песни, за прекрасные мгновения, которые мы, благодаря кинопленке, сможем переживать снова и снова.
Песни в исполнении Николая Караченцова
Смотреть фильмы с участием Николая Караченцова онлайн
Старший сын
Собака на сене
Батальоны просят огня
ПОБЛАГОДАРИТЬ АВТОРА
Комментариев нет:
Отправить комментарий