воскресенье, 26 февраля 2017 г.

Старший сын

Производство: СССР
Год: 1975
Режиссер: Виталий Мельников
В ролях: Евгений Леонов, Николай Караченцов, Михаил Боярский, Наталья Егорова, Светлана Крючкова, Владимир Изотов, Николай Никольский
Моя оценка: 10 из 10


70–80-е годы для советских кинематографистов были самыми непростыми, несмотря на кажущееся спокойствие и стабильность в стране. Социальная тема почти уходит с экранов. Она допускается лишь в унылых производственных фильмах, где молодые новаторы якобы борются со старыми ретроградами. Чтобы поставить действительно что-то стоящее, раскрывающее острые проблемы жизни общества, режиссерам нужно было обойти немало цезурных преград и препонов. Лишь единицы отваживались на эту борьбу. Кто-то становился конформистом и снимал идеологически правильные фильмы из серии «партия наш рулевой». Кто-то занялся жанровым, развлекательным кино.
Но было еще одно направление, и сюда ушли почти все лучшие силы советской режиссуры. Именно в 70-80-е годы свой наивысший расцвет переживает психологический кинематограф. В фильмах «Начало» и «Валентина» Г. Панфилова, «Полеты во сне и наяву» Р. Балаяна, «Монолог» и «Фантазии Фарятьева» И Авербаха, «Здравствуй и прощай» и «Отпуск в сентябре» В. Мельникова в глубинах души простого человека открывается настоящий космос. «Маленькие люди», задавленные небогатым советским бытом, по значимости своего внутреннего мира поднимаются неожиданно до таких небывалых высот, какие не снились и героям Шекспира. Именно такое происходит и в фильме Виталия Мельникова «Старший сын».

В районном городке по воле случая оказываются двое молодых людей – Владимир Бусыгин (Николай Караченцов) и его приятель Семен по прозвищу Сильва (Михаил Боярский). Они провожали девушек, опоздали на электричку, и теперь им придется заночевать в этом захолустье. Развлекаясь, великовозрастные детки пытаются напроситься к жителям этого малогостеприимного городка на ночлег, но, естественно, их никто в дом не впускает: кто же пустит к себе на ночь незнакомцев. В общем-то, Владимир Бусыгин на это и не рассчитывал. Уж он-то, выросший без отца, знает человечество – люди теперь стали черствыми, толстокожими, их нельзя растрогать – их можно или напугать, или удивить. В общем, нужно соврать как следует, чтобы тебя пожалели. Что он и делает. Позвонив в следующую дверь, он представится сыном хозяина.
Он делает это, потому что знает чужие пороки. Но чужих добродетелей  – он не знал.


Человек, к которому он набивается в сыновья, оказался… просто святым. Именно такое впечатление он произвел на юного циника. Хотя, возможно, Андрея Григорьевича Сарафанова (Евгений Леонов) можно назвать неудачником. В самом начале фильма мы видим кадр-«обманку»: Сарафанов старательно играет в оркестре, играет классику, что сразу вызывает наше уважение. А затем звонит звонок, камера показывает зрителей, которые спешат в зал смотреть кино. Оказывается, оркестрик играет в фойе кинотеатра, всего лишь заполняя время перед началом сеанса.
Сарафанов поначалу не слишком верит в историю о внебрачном сыне, и даже устраивает незваному гостю проверку – как ему кажется, очень хитрую, на самом же деле очень наивную, быстро разгаданную Бусыгиным. Состоится его первый разговор с сыном. Для Бусыгина это еще всего лишь эксперимент, он пока только наблюдатель. А добрый и чистый, как ребенок, Сарафанов уже принял его в свое сердце и так боится, что сын его отвергнет, что он покажется ему недостойным. Он открывается Володе сразу, нараспашку, рассказывает ему о своей жизни, своих мечтах, плачет, убеждая его, что не предал идеалы молодости (да, именно так – идеалы), и даже хочет сыграть ему свое творение – он ведь сочиняет музыку, пишет кантату «Все люди – братья».
Бусыгин в шоке от такой душевной открытости, к такой родственной близости он был совсем не готов. Первая его реакция – бежать. Он не может допустить, чтобы в его такой логичный и выстроенный мир влез этот Сарафанов вместе со всем своим святым шумным семейством. А еще ему невыносимо врать человеку, который верит каждому его слову. Попытка побега не удалась. Бусыгин что-то бормочет об электричке, об учебе, а рядом прямо в душу ему смотрят добрые, растерянные, детские глаза Сарафанова: «Надо ехать прямо сейчас? Хотя на что я мог рассчитывать…»
И всё – Бусыгин уехать уже не может. Он не может причинить боль этому блаженному. Сарафанов счастлив – и это счастье в фильме подчеркивается метафорой. «Надо распахнуть окна! Распахнуть окна!» – кричит Сарафанов. Его счастью тесно в небольшой квартирке, он открывает окна, и счастье льется прямо на улицу, заливает весь мир.
Неожиданно для себя Бусыгин берет на себя ответственность – роль старшего сына. Он, как может, поддерживает отца, поучает младшего брата Васечку (Владимир Изотов), тоже доброго, но непутевого и упрямого ребенка, влюбившегося в женщину гораздо старше себя. А вот дочь Сарафанова Нина (Наталья Егорова) вызывает у него чувства далеко не братские.


Нина очень не похожа на других Сарафановых – она более закрытая, холодная, жесткая. Но, наверное, это всего лишь защитная реакция от жизни. Они с Васечкой брошены матерью, которая не смогла больше жить с «блаженным». Нина в доме – единственная женщина, она здесь и мать, и дочь, и хозяйка, она со всем справляется, но она очень устала. Ей хочется вырваться из этого дома, вернее – дурдома. Ей хочется замуж за нормального, «земного» человека. Не надо ей мужа-умника, «Цицерона», не надо романтика и идеалиста. Нужен просто тот, кто крепко стоит на ногах. Но ее мечты перестать быть Сарафановой предсказуемо потерпят крах – в какую бы броню она не закрывалась, себя не переделаешь. На пороге брака с Кудимовым она влюбляется в Бусыгина. Может быть, именно потому, что он так похож характером на отца. Она будет со смехом рассказывать Владимиру, что ее отец написал за всю свою жизнь целую страницу своей знаменитой кантаты. «А может, так ее и надо писать, музыку?» – спросит Бусыгин. «Ты рассуждаешь так же, как он», – сразу заметит она.
Да, Бусыгин с Сарафановыми на одной волне, он стал «своим». «Чужие» для Сарафановых – Кудимов, Сильва и Наташа.
Кудимов (Николай Никольский) – бравый летчик, не урод собой, вполне компанейский человек и вроде бы должен вызывать симпатии. Но – не вызывает. Он честен, в отличие от Бусыгина, никогда не врет. Но и это положительное качество, доведенное здесь чуть ли не до абсурда, вызывает лишь неприязнь. Кудимов – нечуткий, душевно глухой, бестактный человек. Он не замечает состояния Нины, не видит, как неловко Сарафанову. Чужой и есть чужой.
Сильва, весельчак и бабник, красивый и обаятельный, кажется поначалу «своим». 


Он охотно и изобретательно помогает другу в обмане, легко соглашается на этот спектакль. Ему ничего не стоит закружить голову Наташе, он не прочь пофлиртовать и с Ниной. Он понимает, что такое хорошо и что такое плохо, ему, как и всем, неприятен Кудимов. Но и Сильва – чужой Сарафановым. Он эгоист и себя любит больше всех остальных. В этом и его отличие от семьи. Он точно так же душевно глух, как и Кудимов. Потрясенный разговором с «отцом», Бусыгин говорит Сильве: «Этот папаша – святой человек». Но тот видит совсем другое: «Да, здорово ты его напаял». Сильва искренне не понимает, почему они собрались убегать, а потом вдруг остались. «Вот представляешь, – втолковывает ему Владимир, – он сейчас войдет, а нас нет» «Ну и что?» - недоумевает Сильва. Что ему до чувств другого человека. Наплевать и на чувства Васеньки, и на Наташу. На всех, кроме себя, любимого.
Наташа (Светлана Крючкова) – красивая, еще молодая – и абсолютно угасшая. Старушка внутри. Ее душа очерствела. С Васенькой она просто играет, мужчинам не верит, любви уже не ждет. Она живет одна, и из этого одиночества уже не может выбраться. В финале она смотрит на сумасшедших, шумных, суетливых Сарафановых чуть ли не с завистью. Они вместе – и радости, и горе у них делятся на всех. Она одна. И никогда не будет частью их мира.
С Бусыгиным, напротив, происходит удивительная метаморфоза. Выросший без отца, он вдруг неожиданно находит его. Хотя иногда кажется, что к отцу он испытывает чувства больше, как к ребенку. Он утешает Сарафанова, когда открывается правда о его настоящей работе, он рядом, когда у отца начинается истерика после ухода Васеньки. Но долго играть свой спектакль Владимир не в силах. Во-первых, ему очень нравится Нина. А во-вторых, из-за самой атмосферы этого дома. Она, как шелуху, сняла все наносное с его души, весь этот цинизм и недоверие к людям, и показала всё лучшее – искренность, доброту, надежность, умение сочувствовать, сопереживать другим.
Самое страшное для Бусыгина – сказать правду Сарафанову. Это сильнейшая сцена в фильме. В глазах Сарафанова-Леонова надежда, совсем детская: «Скажи, ведь ты мой сын? Ведь сын?» И в ответ на беспощадное «нет» (как же тяжело это «нет» далось Владимиру!) со всей свой убежденностью – криком-шепотом – возразит: «А я в это не верю!»
Бусыгин и сам уже в это не верит. Он уже его сын. Они окончательно и навсегда приняли друг друга. Они все вместе, чудные и добрые Сарафановы.
Роль Андрея Григорьевича Сарафанова – одна из лучших в кинобиографии Евгения Леонова. Создан невероятно трогательный, узнаваемый, простой и вместе с тем такой значительный и высокий образ. Самое главное в Сарафанове, что все время подчеркивает актер, – чувство бесконечной, переполняющей, переливающейся через край любви: к своим детям, к чужим детям, ко всем людям. Недаром его кантата называется «Все люди – братья».
Прекрасно сыграли все актеры. В Николая Караченцова – Бусыгина, такого сильного, уверенного в себе, умного, ироничного, невозможно не влюбиться. Великолепно сыграны все сложнейшие сцены, сдержанно, без внешних эффектов, но с потрясающей энергетикой и глубиной.
Фильм «Старший сын», рассказывающий пронзительную историю чистых и светлых «чудиков», делает и нас, зрителей, добрее и чище. Виталий Мельников, бережно перенеся на экран пьесу А. Вампилова, виртуозно ведет нас к пониманию и принятию ее главной идеи, ту, что так старательно, всю свою жизнь, пытался выразить в музыке Андрей Григорьевич Сарафанов: все люди – братья. Это ведь так просто. И, кажется, так неосуществимо. Но герои фильма доказывают обратное: нет, осуществимо.         

 Смотреть фильм онлайн



Комментариев нет:

Отправить комментарий