суббота, 25 февраля 2017 г.

Лидеры советского кинопроката. Часть 2. Зарубежные фильмы


Зарубежное кино на советских экранах было представлено весьма своеобразно. Авторское кино, многие мировые киношедевры, сложные, философские, авангардистские ленты обычно в широкий прокат не покупались – мало ли, развратят еще добрый советский народ. Но поскольку кассу как-то делать надо было, в большом количестве приобретались мелодрамы (тут лидировали, конечно, индийские), простенькие французские и итальянские комедии, кое-какие приключенческие ленты (обычно вестерны). В результате список самых кассовых зарубежных фильмов представляет собой странноватую смесь представителей этих жанров, причем иной раз далеко не самых лучших. Однако, если вы выросли в СССР, наверняка чувство ностальгии у вас эти названия вызовут.

20. Черный тюльпан (Франция, Италия, Испания, реж. Кристиан-Жак, 1963, прокат в СССР – 1976) – 47,8 млн. человек


В СССР фильм «Черный тюльпан» с молоденьким-хорошеньким Аленом Делоном попал с опозданием на 13 лет, но прошел по экранам просто с триумфом. В чем-то его сюжет перекликается с фильмом «Зорро», вышедшим в советский прокат в том же 1976 году: тот же неуловимый герой в маске со своим отличительным знаком, который бесит наглых богачей своей смелостью и дерзостью. Поединки на шпагах, юмор, неожиданные повороты сюжета и, конечно же, бесконечно красивый Делон сразу в двух ролях сделали фильм фаворитом зрителей. В 1984 году фильм был выпущен в повторный прокат – и вновь залы были полными. 

19. Легенда о динозавре (Япония, реж. Д. Курата, 1977, прокат в СССР – 1979) – 48,7 млн. человек


Культовый фильм советских детей и подростков. Если американские ужастики пробивались на экран с большим трудом, то японскому варианту неожиданно повезло. Конечно, с современными компьютерными творениями этой старой японской картине не сравниться, и «игрушечные» чудовища сейчас вызовут скорее смех, чем ужас. Однако на то время зрелище вполне впечатляло – и ожившие гады, и эффектные подводные съемки, и вулкан с кипящей лавой. Учтем еще, что фильм был «первой ласточкой», до него ничего подобного неискушенные советские зрители не видели. Неудивительно, что в кинотеатрах царил настоящий ажиотаж.

18. Новобранцы идут на войну (Франция, Италия, ФРГ, реж. К. Зиди, 1974, прокат в СССР – 1978) – 50,1 млн. человек


 Очень популярная в 70-х годах четверка Шарло сейчас уже почти забыта. Но в свое время комедии с ними буквально гремели и собирали отличную кассу. На экраны Советского Союза вышло несколько фильмов с участием Шарло – эксцентрические, беззаботные, а иногда и бессмысленные комедии, полные уморительных трюков и комических ситуаций. Если зрители хотели просто развлечься, лучшего отдыха, чем такие фильмы, было не найти.

17. Синьор Робинзон (Италия, реж. С. Корбуччи, 1976, прокат в СССР – 1979) – 52,1 млн. человек


Действительно прекрасная, смешная и обаятельная итальянская комедия была выпущена на советские экраны хорошо порезанной (были вырезаны все моменты «с перчинкой» из второй части). Но и в этом виде фильм был встречен с восторгом. Веселая история про толстого недотепу, который очутился на необитаемом острове, снята остроумно и с тонкой иронией. Обаятельный Паоло Вилладжо – это, конечно, 50% успеха, а вторую половину обеспечила отменно сексапильная Зеуди Арайя, сыгравшая прекрасную дикарку Пятницу.

16. Материнская любовь (Индия, реж. А. Сен, 1966, прокат в СССР – 1969) – 52,1 млн. человек



Традиционные индийские сказки о потерянных детях и страдающих матерях всегда находили живой отклик у советских зрителей. Хитросплетения судьбы несчастной героини заставляли не одну зрительницу утирать слезы в темноте зрительного зала. Звезды индийского кино Ашок Кумар, Дхармендра и Сучитра Сен, музыка и танцы, трогательный сюжет обеспечили этому фильму место в двадцатке самых кассовых.

15. Кинг Конг жив (США, реж. Д. Гиллермин, 1986, прокат в СССР – 1988) – 53,6 млн. человек


 Одной из примет «перестройки» было то, что на экраны хлынули потоком фильмы, ранее запрещенные и беспощадно обруганные критиками. «Кинг Конг» именно к таким и относился, поэтому зрители шли на «экзотику» дружной толпой. «Кинг Конг жив» – это продолжение первой части, которая заканчивалась убийством гигантской обезьяны. Авторы решили оживить колоритного героя, правда, лучше бы они этого не делали. Продолжение получилось очень слабым, в американском прокате фильм провалился, не собрав и половины затраченного бюджета. Но советские зрители, не избалованные ужастиками и фантастикой, сделали и этой слабой поделке отличную кассу.

14. Зита и Гита (Индия, реж. Р. Сиппи, 1972, прокат в СССР – 1976) – 55,2 млн. человек


Самая классическая классика индийского коммерческого кино. Фильм, на который сделано бесчисленное количество пародий. Фильм, название которого является обозначением индийского кино, даже для тех, кто не смотрел ни единого танцевально-музыкального фильма из Индии. Сюжет в картине – любимый индийский: разлученные в младенчестве сестры-близнецы выросли, ничего не зная друг о друге, но благодаря невероятной случайности встретились и поменялись местами. В фильме роль близняшек-антиподов – и скромную Зиту, и боевую Гиту – играет великолепная Хема Малини. Успех фильму обеспечили и актеры, и динамичный забавный сюжет, и конечно же, песни-танцы.

13. Зорро (Италия, Франция, реж. Д. Тессари, 1975, прокат в СССР – 1976) – 55,3 млн. человек


Наверное, у каждого поколения должен быть свой Зорро. В 20-х гг. прошлого века это был роскошный Дуглас Фэрбенкс, в 90-х годах – жгучий испанец Антонио Бандерас. Для зрителей 70-х годов это, конечно, был утонченный французский красавец Ален Делон. Неизменно во всех этих фильмах одно: стройный и смелый герой в маске, море трюков и драк и динамичный, захватывающий сюжет. Благородный и неуловимый Зорро ловко водит за нос своих врагов, вершит справедливую месть и завоевывает любовь прекрасной дамы. Эффектных трюков и прекрасных ракурсов в итало-французской версии было огромное множество, поэтому стоит ли удивляться, что фильм вошел в 20-ку чемпионов проката.  

12. Укрощение строптивого (Италия, реж. Ф. Кастеллано, Дж. Моччиа, 1980, прокат в СССР – 1983) – 56 млн. человек


После этой комедии «челентаномания» перешла все мыслимые границы. И вообще всё итальянское стало бесконечно популярным, пластинки со сладкими и волнующими голосами Челентано, Кутуньо, Аль Бано и Ромины Пауэр продавались огромными тиражами. Про фильмы и говорить не приходится. Остроумные фразочки «строптивого» немедленно ушли в народ и сейчас цитируются и узнаются. История о закоренелом холостяке, который всё-таки поддается чарам прекрасной Орнеллы Мути, была любима зрителями в начале 80-х и остается любимейшей комедией сейчас.

11. Виннету – сын Инчу-Чуна (ФРГ, Франция, Италия, Югославия, реж. Х. Райнль, 1964, прокат в СССР – 1975) – 56 млн. человек


Еще одной пламенной любовью советских людей (а точнее – советских детей) были фильмы «про ковбойцев и индейцев», то есть вестерны. Особой любовью пользовались немецкие фильмы, где индейцы всегда красивы, благородны и смелы, женщины прекрасны, а злодеи (чаще всего белые) строят всяческие козни. Динамичные сказки со множеством трюков и волнительных сюжетных поворотов всегда собирали полные залы, а фильм о Виннету по праву считается одним из лучших в цикле.

10. 4 мушкетера Шарло (Франция, реж. А. Юнебель, 1973, прокат в СССР – 1978) – 56,6 млн. человек


Еще один фильм неунывающей комедийной группы, рассказывающий историю, которая расходится с канонической версией Александра Дюма. Оказывается, все подвиги совершены не изнеженными, капризными мушкетерами, а их веселыми, смелыми слугами, которых и изображают Шарло. Фильм стал своеобразной пародией и на знаменитый роман, и на прошлые экранизации, и на весь французский пафос. Насколько удачно это получилось – тут мнения зрителей расходятся, однако советские люди приняли эту эксцентрическую комедию «на ура».

9. Мститель (Индия, реж. П. Чакраворти, 1976, прокат в СССР – 1978) – 60 млн. человек


Этот фильм выбился в лидеры проката, конечно, в первую очередь, благодаря имени Риши Капура в титрах. После шумного успеха «Бобби» молодой красивый актер стал очень популярен в Советском Союзе. Сюжет же типично индийский, который затем варьировался в других лентах десятки раз: бандиты убивают папу-полицейского на глазах у мальчика, тот вырастает и, конечно же, начинает мстить. В фильме Риши Капур лихо гоняет на мотоцикле, крутит роман с дочерью бандита, поет, танцует и, естественно, побеждает своих врагов. В общем-то, зрителям для приятного времяпрепровождения ничего другого было и не надо.

8. Танцор диско (Индия, реж. Б. Субхаш, 1982, прокат в СССР – 1984) – 60,9 млн. человек


Картина стала суперхитом в Индии, но, как мне кажется, слово «суперхит» абсолютно не передает того, чем стал этот фильм у нас в СССР. После него «индомания» взметнулась на новую высоту, а точнее переросла в бурную и неудержимую «Митхуноманию». По популярности в СССР Митхун Чакраборти переплюнул и Раджа Капура, и Амитабха Баччана. И немудрено – невероятно обаятельный, красивый, пластичный и талантливый актер притягивал к себе, как магнит. Строчку из песни «Джимми, Джимми, ача, ача» знают все, даже люди, не смотревшие ни одного индийского фильма. Это уже наш своеобразный позывной, для всех, чьи детство-юность прошли в СССР в 80-е. (Рецензия на фильм)

7. Белое платье (Египет, реж. Х. Рамзи, 1973, прокат в СССР – 1976) – 61 млн. человек


Простенькая мелодрама о бедной девушке и богатом юноше, соединиться которым мешает злой папа жениха, неожиданно вызвала настоящий ажиотаж в СССР. Всё-таки любят наши зрители (и особенно зрительницы) попереживать за героев и поплакать над их горемычной судьбиной. Сейчас картина прочно забыта и, наверное, только наши мамы и бабушки смогут объяснить нам, что такого особенного нашли они в этих наивных восточных страстях. 

6. Бобби (Индия, реж. Р. Капур, 1973, прокат в СССР – 1975) – 62,6 млн. человек


Еще одна индийская «нетленка», посмотреть которую считала долгом каждая советская девушка. Фильм был необычен для индийского кино 70-х, в том плане, что героиня была смела и раскованна и ходила в смелых мини-платьях и шортах. В остальном, в принципе, это была обычная история про Ромео и Джульетту, богатого мальчика и бедную девочку. Играли их молодые и красивые Димпл Кападиа и Риши Капур, история изобиловала красивыми песнями и живописными пейзажами, так что полюбоваться в фильме было на что.

5. Спартак (США, реж. С. Кубрик, 1960, прокат в СССР – 1967) – 63 млн. человек



Восстание под руководством «товарища Спартака» считалось «правильной» темой, так как Спартак боролся против рабовладельцев, угнетателей простого народа, а значит практически был «нашим», «красным», почти что советским. Конечно, фильм Кубрика был сложнее этой схемы, хотя героического пафоса в нем было тоже хоть отбавляй, исторических неувязок очень много, но он был очень зрелищным, динамичным, с масштабными массовыми сценами сражений, со звездами вроде Лоуренса Оливье и Питера Устинова, а неистовый Кирк Дуглас был просто душой этой картины. Американцы осыпали картину «Оскарами», а советские зрители выстаивали длинные очереди, чтобы поболеть за «нашего».

4. Золото Маккены (США, Дж. Ли Томпсон, 1969, прокат в СССР – 1974) – 63 млн. человек


К продукции Голливуда советские киночиновники подходили очень строго, однако американские вестерны обычно закупались (если, конечно, индейцы показывались там не полными чудовищами). Зрители валом валили на такие картины, потому что обычно там был интересный, динамичный сюжет, погони, драки, поединки, а жизнь героя раз пятьсот за фильм подвергалась опасности. «Золото Маккены» с харизматичными Грегори Пеком и Омаром Шарифом стал настоящим хитом советского проката. Интересно, что на озвучании решили перевести на русский язык и песню («Вновь, вновь золото манит нас…»), ее спел Валерий Ободзинский, находящийся тогда на пике славы. Сейчас избалованному зрителю фильмы вроде «Золота Маккены», наверное, покажутся наивным «детским садом», но для тогдашних советских зрителей это было незабываемое зрелище.

3. Бродяга (Индия, реж. Р. Капур, 1951, прокат в СССР – 1954) – 63,7 млн. человек



Первый дублированный индийский фильм, широко прошедший по советским экранам. Фильм, положивший начало «индомании» в СССР. После первого проката его выпускали на экраны еще четыре раза, и каждый раз сопровождался столпотворениями в кинотеатрах. Хотя история была совсем простенькая, типичные индийские страсти про сына-вора и папу-судью и про то, что любовь спасает и помогает. Но сыграна история была с такой искренностью и «взаправдошностью», на которую способны только индийцы. Ну и конечно, музыка. Заглавная песенка бродяги стала хитом и на советской эстраде.

2. Великолепная семерка (США, реж. Д. Стёрджес, 1960, прокат в СССР – 1961) – 67 млн. человек



Непонятно, каким чудом пробился на наши экраны этот фильм (кстати, римейк японской картины), но он произвел эффект разорвавшейся бомбы. Каждый советский мальчишка был просто обязан сходить на это бесподобное кино, причем не один раз. Харизматичный и абсолютно лысый Юл Бриннер с его бессмертным «Друзей нет. Врагов нет. Живых врагов нет», а также красавцы-силачи Стив МакКуин, Чарльз Бронсон, Джеймс Коберн немедленно становились героями мальчишеских игр. Ковбойская романтика, аромат полузапретного Запада, благородные герои, которые стреляют быстрее, чем говорят, – конечно, это не могло не восхитить советских зрителей.

и наконец –

1. Есения (Мексика, реж. А.Б. Кревенна, 1971, прокат в СССР – 1975) – 91,4 млн. человек


Немыслимый, непобедимый, непревзойденный, абсолютный чемпион советских кассовых сборов! Как видим, увлекаться мексиканскими мелодрамами наш народ начал задолго до знаменитых «мыльных» сериалов. Страстная любовь черноглазой цыганки и красавца-капитана, трагические переживания двух сестер, одна из которых смертельно больна, цыганская и мексиканская экзотика – всё это сразило советского зрителя наповал. Критика презрительно высмеивала все эти страсти-мордасти, но советские люди бежали бегом в кинотеатр, чтобы вдоволь нарыдаться над злоключениями девушки с красивым именем Есения. Впрочем, когда через много лет телеэкран вспомнил об этой мелодраме, отзывы зрителей уже нового поколения были столь же теплы и сводились к нехитрой мысли: «Умели же раньше снимать!»

Читать часть 1 - Отечественные фильмы - лидеры советского кинопроката

Смотреть фильмы онлайн


   

Комментариев нет:

Отправить комментарий