Оригинальное название: Jab Tak Hai Jaan
Производство: Индия
Год: 2012
Режиссер: Яш Чопра
В ролях: Шахрукх Кхан, Катрина Каиф, Анушка Шарма, Анупам Кхер, Риши Капур, Ниту Сингх, Сарика
Моя оценка: 6 из 10
Производство: Индия
Год: 2012
Режиссер: Яш Чопра
В ролях: Шахрукх Кхан, Катрина Каиф, Анушка Шарма, Анупам Кхер, Риши Капур, Ниту Сингх, Сарика
Моя оценка: 6 из 10
Последний фильм классика
индийского кино, мастера душещипательных мелодрам Яша Чопры стал настоящим
суперхитом в Индии. Увы, на мой взгляд, это объясняется не столько
художественными достоинствами фильма (они довольно средние), сколько данью
уважения ушедшему из жизни мастеру да умелой хваткой продюсеров, которые
извлекали пиар из всего, раздувая скандалы на пустом месте и придумывая
несуществующие романы между актерами. Частью пиар-кампании стала даже смерть
самого Яша Чопры.
Картина между тем получилась очень
неровной, и «неровность» эта видна на всех уровнях. Никаких претензий нет
только к картинке – фильм очень живописный, с эффектными ракурсами и
замечательными съемками, в общем, полюбоваться здесь есть на что. Со всем
остальным дела обстоят далеко не так светло и радужно.
Сюжет сказочный и настолько
переполненный нелогичностями и нелепостями, что даже для индийского кино это перебор.
В центре сюжета – необычная судьба майора индийской армии, сапера Самара Ананда
(Шахрукх Кхан). Молодая журналистка Акира (Анушка Шарма) случайно знакомится с
ним и узнает печальную историю его любви. Когда-то он любил прекрасную девушку
Миру (Катрина Каиф), мечтал, что они будут вместе, хотя они и из разных
социальных слоев. Но однажды Самар попал в страшную автомобильную аварию. Жизнь
его висела на волоске. И Мира, молясь за него, дала клятву Богу – если Самар
выживет, они будут просто друзьями. Самар выжил, и Мира выполнила свою клятву.
Разочарованный Самар ушел в армию, и теперь нет здесь более бесстрашного
сапера, хотя все его бесстрашие объясняется тем, что жизнь потеряла для него всякую
ценность. Кроме того, он словно спорит с Богом, отнявшим у него Миру. Теперь
Самар, ищущий смерти, хочет отнять у Бога веру Миры в Него. Деятельная и
энергичная Акира, влюбившись в Самара, решает помочь ему обрести вкус к жизни и
воссоединиться с прежней любовью.
На протяжении почти трех часов
зрители увидят знакомые и излюбленные
индийские сюжетные ходы – и аварии, и потерю памяти, и чудесные воскрешения,
когда после клинической смерти герой встает и как ни в чем не бывало едет
дальше на мотоцикле, и удивительные встречи после многих лет разлуки. В разных
вариациях это уже где-то когда-то было. Но здесь авторы фильма решили привнести
и нечто новое. Связано это новое с «голливудским» каноном, к которому всё
больше стремится современное индийское кино (и об этом можно только сожалеть).
Индийцы создают на экране новый образ себя – раскованных, раскрепощенных и
сексуальных. Отсюда и Акира, щеголяющая – вопреки логике – в мини-шортиках
среди солдат, и Мира, танцующая стриптиз в вагоне метро (вопреки той же
логике), и постельные сцены, и первый открытый поцелуй Шахрукха Кхана на экране
(раньше он категорически отказывался от этого), и откровенные разговоры о
сексе. Понятное дело, что такие моменты делают хорошую кассу фильму, но здесь
всё слишком чрезмерно, неорганично, некстати и не нужно.
Актерская игра тоже очень
неровная, стройного ансамбля не вышло. Собственно, можно сказать, что фильм
«вытягивает» только Шахрукх Кхан.
Конечно, по возрасту он уже совсем не
подходит для героя, каким его задумали авторы. 27 ему не дашь даже со всеми
ухищрениями камеры. А на фоне Катрины и Анушки реальный возраст актера еще
более заметен. Но во всем остальном – всё очень хорошо. Романтическая мелодрама
– это то, в чем очень силен Шахрукх. Все эмоции героя переданы замечательно. И
веселый, влюбленный, беззаботный уличный певец Самар из первой части, и
немногословный, разучившийся улыбаться Самар-солдат сыграны очень органично и
убедительно. Превосходно сыграна сцена разрыва с Мирой, когда он говорит ей:
«Поздравляю», и на её «Самар» – только «Нет… нет…», и губы дрожат от
напряжения, здесь действительно всё безупречно и очень трогательно.
Катрина Каиф – абсолютная
неудача фильма.
Хотя камера очень помогает ей (чего стоит только эффектное
первое появление Миры в бальном платье, алой куртке под медленно падающим
снегом), но кроме модельной внешности здесь нужно было предъявить еще и
актерскую игру, а с этим у девушки всё очень плохо. По сути, Катрина выдает
только минимальный «индийский» стандарт: я волнуюсь – значит, глубоко дышу, я
переживаю – значит, ставлю бровки домиком, я удивляюсь – значит, приоткрываю
рот и округляю глаза. Немного получше с танцами, танцевать Катрина научилась
хорошо, но опять же – движения заучены прекрасно, а энергетики не идет никакой.
Настоящей эмоциональности, раскованности и сексуальности не видно. Сценарий
Катрине тоже не в помощь – все нелогичности здесь никак не сглаживаются актерски,
а вылезают еще сильнее. Почему Мира, смело танцующая стриптиз в вагоне метро,
вдруг стала глубоко религиозной и буквально выполняет свою глупую клятву, – на
это ответа просто нет. Подтекст Катрине не удается абсолютно, как написано –
так и играет, а что там чувствует в этот момент героиня – мы никогда не узнаем,
потому что Катрина передать это не умеет. Последняя фраза Миры «Мне надо было
время, чтобы подумать» вообще вызывает смех – да уж, девушка такая
интеллектуально одаренная, подумаешь, всего лишь десяток лет подумала.
Рядом с Шахрукхом Катрина
смотрится плохо именно из-за разновекторной направленности. Если Шахрукх
старается создать образ, ему важно, что
играть, то Катрине важнее, как она будет выглядеть на экране. Партнеру от ее
слабой энергетики не достается ничего, все его эмоции уходят словно в глухую
кирпичную стену – никакого отклика. Он выдает живые переживания – она ему в
ответ шаблон. Полнейшее несовпадение.
Раскованная и живая Анушка Шарма
выглядит получше замороженной Катрины, но чрезмерная веселость и активность
Акиры граничит временами с некоторой истеричностью и театральностью. Самые
лучшие моменты здесь, когда Анушка успокаивается, забывает, что ей нужно изображать
бойкую девчонку и играет более сдержанно. Например, очень удались переходы от
надежды к разочарованию (Акира и хочет, и боится того, что Самар вспомнит Миру),
сцена объяснения в любви, когда ее губы улыбаются, а глаза полны грусти.
Прекрасно получилась сцена прощания с Самаром и ее улыбка сквозь слезы. Всё
по-настоящему сыграно и прожито, поэтому и трогает по-настоящему.
К сожалению, всего этого слишком
мало, чтобы сделать фильм художественной ценностью. Увы, последний фильм Яша
Чопры не стал удачей, хотя и сделал хорошую кассу. Но касса, как оказалось, отнюдь
не гарантирует качество.
Песни из фильма
Комментариев нет:
Отправить комментарий