вторник, 19 июня 2018 г.

Сяо У (Карманник)

Оригинальное название: Xiao Wu
Производство: Гонконг, Китай
Год: 1997
Режиссер: Цзя Чжанкэ
В ролях: Ван Хунвэй, Хонджян Хао, Цзо Байтао, Жао Лонг, Ву Хуан
Моя оценка: 7 из 10



В 1990-е годы в китайский кинематограф пришло новое поколение режиссеров, которое принято называть «шестым поколением» – Цзя Чжанкэ, Ван Сяошуай, Чжан Юань. Их предшественниками были режиссеры «пятого поколения», ярко заявившие о себе в начале 1980-х, в знаменитое время перемен, наступившее после мрачноватой эпохи Культурной революции – Чжан Имоу, Тянь Чжуанчжуан, Чэнь Кайгэ и Чжан Цзюньчжао. Период свободы продлился недолго, до печально известных событий на площади Тяньаньмэнь. В 1989 году руководством Китая была вновь возвращена цензура и введены ограничения на деятельность средств массовой информации. Соответственно, под пристальный надзор попало и кино. Часть режиссеров эмигрировала из китайского коммунистического рая, часть – перебивалась работами на телевидении.
«Шестое поколение» кинорежиссеров довольно долгое время находилось вне официальной системы. Деньги на свои фильмы они добывали сами (понятное дело, что деньги эти были небольшими), фильмы снимали на дешевую 16-миллиметровую пленку или на цифровую видеокамеру, для исполнения ролей приглашались непрофессиональные актеры. Это было в полном смысле андеграудное кино, почти «подпольное». Тем не менее молодые режиссеры стремились высказать свой взгляд на мир, на современный Китай, на произошедшие в стране перемены. Их фильмы завоевали сначала международное признание, затем пришло и такое нескорое, но все же признание и на родине.
Фильм «Карманник» Цзя Чжанкэ, снятый с маленьким бюджетом и непрофессиональными актерами, на Берлинском кинофестивале завоевал две премии. Режиссер показал зрителям не привычный для них Китай – не древний сказочный, и не лакированный туристический. Это Китай 90-х, Китай без прикрас.

Картина снята на 16 мм камеру и стилизована под документальное кино. Камера движется вслед за главным героем – вором-карманником Сяо У (его играет непрофессиональный актер Ван Хунвэй), так мы знакомимся с его жизнью, с его окружением.
История героя разворачивается на фоне перемен в Китае. Люди внимательно слушают радио, по которому передают оптимистичные речи правительства, а из громкоговорителей рассказывают о разных полезных инициативах. На улицах проводятся кампании в поддержку новых законов. Но в окружающей героя реальности поводов для оптимизма маловато, и это ясно подчеркивает изобразительное решение фильма. Мрачные индустриальные пейзажи, убогие кирпичные стены, грязная иссушенная земля. Нищета практически всеобщая. Друзья Сяо У радуются за своего товарища, который уехал из Китая в Корею. Не важно, в Южную или в Северную, главное, что он уехал из страны. Это в любом случае повод для зависти.
Черта новой жизни – частные предприниматели и спонсоры. Телевизионщики снимают сюжет о свадьбе своего благодетеля. Потом их вежливо выпроводят, вручив ценный подарок – блоки сигарет. Сяо У знаком с этим «спонсором», они даже дружили когда-то, и у них было одно ремесло: оба воры. Когда они приехали в Пекин, у них было всего 40 центов. А теперь друг его «поднялся» и знать не хочет своего дружка-карманника. Даже деньги – свадебный подарок – брать не желает. Он же теперь «в законе», он «честный».
А Сяо У к новой жизни так и не приспособился. Все эти полезные инициативы, законы, политика и бизнес – всё проходит как-то стороной, мимо него, не затрагивая его.
Любовь его – такая же странная и неудачливая, как вся его жизнь. Он влюбляется в проститутку Мэй-Мэй. Проститутка живет в нищем районе, где в домах даже нет водопровода. Она очень любит петь, хотя получается это у нее не ахти. И в своей грязной комнатке Мэй-Мэй старательно поет Сяо У, а потом они даже вместе разучат ее любимый дуэт. Плохо поют, но зато искренне и от души. И вместе. Жизнь и мечты маленьких людей. Почти Достоевский.
Счастье Сяо У окажется недолгим. Мэй-Мэй уезжает в поисках лучшей доли. А парень навестит свою родню. Там всё по-прежнему. Новые веяния их тоже не коснулись. Всё та же бедность, плачет ребенок, сигареты Мальборо и пейджер – невиданные диковинки. Мать отдает будущей невестке свое кольцо, потому что сын купить его не в состоянии, а свадьбу как-то справить нужно. Тем не менее эти бедняки ремесла Сяо У не одобряют и осуждают его.
Сяо У попадается на краже. Новые технологии, которые он так и не освоил, – защита товаров от выноса. И вот уже полицейский ведет его в участок, затем приковывает его на улице, как собачку, а сам уходит по каким-то своим надобностям. Вот и вся жизнь мелкого воришки. И ни один человек не сочувствует ему. Кто он такой, что чувствует, почему тут прикован – никому не интересно.
Финал имеет явную отсылку к «Похитителям велосипедов». Как и многие фильмы неореализма, «Карманник» оставляет то же щемящее чувство несправедливости жизни и невозможности что-то исправить.

        
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий