вторник, 26 июня 2018 г.

Платформа

Оригинальное название: Zhantai
Производство: Гонконг, Китай, Япония, Франция
Год: 2000
Режиссер: Цзя Чжанкэ
В ролях: Ван Хунвэй, Чжао Тао, Лян Цзиндун, Лина Янг, Ван Бо, Хань Саньмин
Моя оценка: 8 из 10



Один из распространенных приемов в кинематографе – показывать происходящие трансформации в обществе через судьбы одного человека, одной семьи или коллектива. К этому приему прибегает и Цзя Чжанкэ в своем знаменитом фильме «Платформа».
Действие начинается в 1979 году. Маленький агитационный кульпросветотряд колесит по городам и весям со своим пропагандистским выступлением «Поезд едет в Шаошань» (т.е. на родину великого Мао). Номер этот простенький до убогости, но зато в нем «все, как один, весело славят Мао и честно трудятся».
Бесстрастная мрачноватая камера показывает обстановку, в которой «честно трудятся» простые китайцы. Как и в других картинах Цзя Чжанкэ, операторская работа в «Платформе» на высочайшем уровне. Интересные ракурсы, великолепная работа с цветом и светом. Темные, сумрачные тона, серо-коричнево-синяя гамма, одинаково скромные одежки на жителях, очень бедный быт, бесконечные кирпичные стены (постоянный мотив у Чжанкэ). И контрастным фоном к этой бедной жизни – жизнерадостные радиопередачи.

Автор фильма подчеркивает детали, приметы того времени.
Брюки-клёш, которые так любят молодые, но режут ножницами активисты (ибо нечего к буржуазии примазываться).
Девушки делают химические завивки, тайком курят, красят брови и мечтают о мальчиках.
Молодежь втайне от взрослых проводит вечеринки и крутит там полузапретного «Чингисхана» на таком еще редком магнитофоне.
Очередь за билетами в кино – на индийский фильм «Бродяга». Любимое развлечение всего советского пространства – добрые индийские сказки. А на стене в кинотеатре – портреты Ленина и Сталина.
Реформа «Планирование семьи»: одна семья – один ребенок. На улицах проходят митинги, бедняков призывают сократить рождаемость…
По радио сообщают, что Лю Шаоцзынь умер и призывают поднять выше знамя идей Мао.
Новость – сосед купил стиральную машину. Теперь к нему будут ходить стирать всей улицей.
Время словно остановилось здесь. И эта остановленность подчеркивается очень неспешным, медленным темпом всей картины. Центральным символом становится Великая Китайская стена – как вечная отгороженность, изолированность Китая от остального мира.
Но вот цивилизация начинает потихоньку проникать и за эту сцену. Начинаются перемены. Появляется слово «приватизация». И агитотряд тоже, оказывается, можно приватизировать. По радио так же бодро, как когда-то Мао, славят Дэн Сяопиня и празднуют 10-летие КНР. А в поселок наконец-то (1980-е годы!) дают свет. Всеобщее ликование: «Да здравствует коммунистическая партия! Поддержим во всем наше правительство!»
Неизменной остается только бедность. Мать главного героя жалуется, что учить дочку слишком дорого. А здесь что ей делать? Работы почти нет, не на шахту же ей идти.
«Ужасно хочется заорать во весь голос», – говорит одна из девушек. А потом пытается это сделать. Кричит и… закрывает себе рот. Не крик получается, а писк какой-то, тоскливый и жалобный.
Новый руководитель шахты предлагает бедным, безграмотным рабочим грабительские контракты. 10 юаней в день. В случае несчастного случая руководитель ответственности не несет, а семья погибшего получит всего 500 юаней. И несчастные работяги подписывают – вернее, вместо подписи ставят отпечаток пальца. А что еще им остается, другой-то работы нет.
Идет время, агитотряд меняет репертуар. Вместо номера о Мао появляются модные песни, диско, рок, брейк-данс. Модная одежда – джинсы, «варёнки», яркие цвета. Но странное дело – цивилизация не означает развитие. Отношения между мужчинами и женщинами деградируют, всё деградирует, распространяется алкоголь, по ТВ уже без стеснения рассказывают про секс и разные позы. Жизнь артистов по-прежнему тяжела и неказиста. Публика не сильно в восторге от самодеятельного искусства: может, и гнилыми овощами забросать, и унизить. Девчонки поют и танцуют на грузовике, а мимо едут машины, и никто не останавливается… Они стали никому не интересны.
Главный герой в машине слушает песню о платформе. Одинокое ожидание и вечная надежда, что вот-вот подойдет поезд, и жизнь наконец изменится и наполнится смыслом. Но ничего не происходит. Поезд в этой глуши даже не останавливается. В стране происходят революционные перемены, а пейзаж остается все тем же: и каменные серые стены, и сухая, почти без растительности земля, и нищие хибары.
Дружная компания молодых людей распалась. У всех своя жизнь. Последнее свидание героя с бывшей любовью ясно показывает: они чужие люди. Им и поговорить не о чем. Семья героя тоже почти распалась. Отец почти не живет дома, мать смотрит свои бесконечные сериалы. Одиночество и изоляция становятся тотальными. Китай избавился от культа Мао, но разрушение традиционных ценностей не принесло никому счастья.
     


Комментариев нет:

Отправить комментарий