Оригинальное название: Zhantai
Производство: Гонконг, Китай, Япония, Франция
Год: 2000
Режиссер: Цзя Чжанкэ
В ролях: Ван Хунвэй, Чжао Тао, Лян Цзиндун, Лина Янг, Ван Бо, Хань Саньмин
Моя оценка: 8 из 10
Производство: Гонконг, Китай, Япония, Франция
Год: 2000
Режиссер: Цзя Чжанкэ
В ролях: Ван Хунвэй, Чжао Тао, Лян Цзиндун, Лина Янг, Ван Бо, Хань Саньмин
Моя оценка: 8 из 10
Один из распространенных приемов
в кинематографе – показывать происходящие трансформации в обществе через судьбы
одного человека, одной семьи или коллектива. К этому приему прибегает и Цзя
Чжанкэ в своем знаменитом фильме «Платформа».
Действие начинается в 1979 году.
Маленький агитационный кульпросветотряд колесит по городам и весям со своим
пропагандистским выступлением «Поезд едет в Шаошань» (т.е. на родину великого
Мао). Номер этот простенький до убогости, но зато в нем «все, как один, весело
славят Мао и честно трудятся».
Бесстрастная мрачноватая камера
показывает обстановку, в которой «честно трудятся» простые китайцы. Как и в
других картинах Цзя Чжанкэ, операторская работа в «Платформе» на высочайшем
уровне. Интересные ракурсы, великолепная работа с цветом и светом. Темные,
сумрачные тона, серо-коричнево-синяя гамма, одинаково скромные одежки на
жителях, очень бедный быт, бесконечные кирпичные стены (постоянный мотив у
Чжанкэ). И контрастным фоном к этой бедной жизни – жизнерадостные
радиопередачи.
Автор фильма подчеркивает
детали, приметы того времени.
Брюки-клёш, которые так любят
молодые, но режут ножницами активисты (ибо нечего к буржуазии примазываться).
Девушки делают химические
завивки, тайком курят, красят брови и мечтают о мальчиках.
Молодежь втайне от взрослых
проводит вечеринки и крутит там полузапретного «Чингисхана» на таком еще редком
магнитофоне.
Очередь за билетами в кино – на
индийский фильм «Бродяга». Любимое развлечение всего советского пространства –
добрые индийские сказки. А на стене в кинотеатре – портреты Ленина и Сталина.
Реформа «Планирование семьи»:
одна семья – один ребенок. На улицах проходят митинги, бедняков призывают
сократить рождаемость…
По радио сообщают, что Лю
Шаоцзынь умер и призывают поднять выше знамя идей Мао.
Новость – сосед купил стиральную
машину. Теперь к нему будут ходить стирать всей улицей.
Время словно остановилось здесь.
И эта остановленность подчеркивается очень неспешным, медленным темпом всей
картины. Центральным символом становится Великая Китайская стена – как вечная
отгороженность, изолированность Китая от остального мира.
Но вот цивилизация начинает
потихоньку проникать и за эту сцену. Начинаются перемены. Появляется слово
«приватизация». И агитотряд тоже, оказывается, можно приватизировать. По радио
так же бодро, как когда-то Мао, славят Дэн Сяопиня и празднуют 10-летие КНР. А
в поселок наконец-то (1980-е годы!) дают свет. Всеобщее ликование: «Да
здравствует коммунистическая партия! Поддержим во всем наше правительство!»
Неизменной остается только
бедность. Мать главного героя жалуется, что учить дочку слишком дорого. А здесь
что ей делать? Работы почти нет, не на шахту же ей идти.
«Ужасно хочется заорать во весь
голос», – говорит одна из девушек. А потом пытается это сделать. Кричит и…
закрывает себе рот. Не крик получается, а писк какой-то, тоскливый и жалобный.
Новый руководитель шахты
предлагает бедным, безграмотным рабочим грабительские контракты. 10 юаней в
день. В случае несчастного случая руководитель ответственности не несет, а
семья погибшего получит всего 500 юаней. И несчастные работяги подписывают –
вернее, вместо подписи ставят отпечаток пальца. А что еще им остается,
другой-то работы нет.
Идет время, агитотряд меняет
репертуар. Вместо номера о Мао появляются модные песни, диско, рок, брейк-данс.
Модная одежда – джинсы, «варёнки», яркие цвета. Но странное дело – цивилизация
не означает развитие. Отношения между мужчинами и женщинами деградируют, всё
деградирует, распространяется алкоголь, по ТВ уже без стеснения рассказывают
про секс и разные позы. Жизнь артистов по-прежнему тяжела и неказиста. Публика
не сильно в восторге от самодеятельного искусства: может, и гнилыми овощами
забросать, и унизить. Девчонки поют и танцуют на грузовике, а мимо едут машины,
и никто не останавливается… Они стали никому не интересны.
Главный герой в машине слушает
песню о платформе. Одинокое ожидание и вечная надежда, что вот-вот подойдет
поезд, и жизнь наконец изменится и наполнится смыслом. Но ничего не происходит.
Поезд в этой глуши даже не останавливается. В стране происходят революционные
перемены, а пейзаж остается все тем же: и каменные серые стены, и сухая, почти
без растительности земля, и нищие хибары.
Дружная компания молодых людей
распалась. У всех своя жизнь. Последнее свидание героя с бывшей любовью ясно
показывает: они чужие люди. Им и поговорить не о чем. Семья героя тоже почти
распалась. Отец почти не живет дома, мать смотрит свои бесконечные сериалы.
Одиночество и изоляция становятся тотальными. Китай избавился от культа Мао, но
разрушение традиционных ценностей не принесло никому счастья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий